Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Режиссёр «Матильды»: «Эта любовная история повлияла на судьбу страны»

25 октября, 04:00 | Максим Марков
Свернуть описание Показать описание

Мировая премьера «Матильды» состоялась в понедельник в Мариинском театре; во вторник её показали в Москве. Перед этим создатели ленты ответили на вопросы журналистов, и если судить по московской пресс-конференции, то вот один из главных результатов атаки на картину: вопросы про творчество сводятся к нулю. Не то чтобы их совсем нет, но не они являются основой диалога. Рассказывая о новом фильме Алексея Учителя, сперва все вынуждены комментировать ситуацию вокруг, а уж потом… 

Как бы ни хотели режиссёр и артисты «больше говорить о художественной составляющей», как бы ни призывали воспринимать кино «по его художественным достоинствам, а не в контексте скандала», разговор так или иначе возвращался к этому самому скандалу, без которого «Матильда» в нашей истории уже попросту немыслима.

Наверняка для них это больно, но теперь очевидно: спустя какое-то время вспоминать будут не столько саму картину, сколько весь тот шум, что ей в течение последнего года предшествовал. И который, вероятнее всего, уже через несколько дней окончательно захлебнётся, так как потеряет свою питательную почву: «тайное» станет явным — и говорить, в принципе, будет уже не о чем. Ничего этакого в фильме «Матильда» нет. Во всяком случае, ничего такого, что вызывало «возмущения общественности» и проверки со стороны прокуратуры.

Все думают, что мы сняли что-то такое пошлое и непонятное. Более уважительного отношения и актёров, и всей группы именно к своим персонажам, то, как мы их любим и уважаем, — я думаю, что это трудно себе представить.
Актриса Ингеборга Дапкунайте, режиссёр Алексей Учитель и актёр Сергей Гармаш на московской пресс-конференции по фильму «Матильда»
Я не брался за некую любовную интрижку, которую мне „хотелось“ показать и перенести на экран. А считаю, что эта именно любовная история очень сильно повлияла на судьбу нашей страны. Вот исходя из этого я снимал фильм.

Режиссёр признаёт, что, разумеется, рассчитывал вызвать своей новой работой дискуссию — но «когда фильм выйдет!»: «И это всё могло быть — и мнения депутатские, и мнения представителей церкви, — безусловно! Когда фильм выйдет!..» Но теперь, кажется, все будут в первую очередь обсуждать, было ли здесь то, о чём все заранее переживали, или же не было. С другой стороны, разве не эта шумиха привлечёт сейчас в кинозалы основной поток зрителей?.. Для Алексея Учителя этот вопрос — «самый болезненный»:

Очень многие — и я уверен, что многие из вас — смотрели картину под гнётом того, что писалось, что говорилось, о чём спорилось и прочее. Условно говоря, не чистыми глазами смотрели на фильм, а вот под флёром того, что происходило. И это, конечно, влияет: „А есть ли тут это, а нет этого здесь?..“ А всё-таки мне бы хотелось, чтобы посмотрели фильм и сделали о нём [самостоятельный вывод]. Нравится, не нравится — это уже вопрос каждого, — но именно о картине. И вот это для меня вопрос: как зритель пойдёт, с каким ощущением? Посмотреть на игру прекрасных актёров, на интересный сюжет, на какие-то исторические факты, которые ещё не были никогда в кинематографе экранизированы?.. Тогда это будет прекрасно и хорошо.

Первый трейлер фильма «Матильда», с которого полтора года назад всё и началось

Впрочем, подобного рода рассуждения уже от лукавого: как-никак, Алексей Учитель никогда не был ни кассовым, ни просто «зрительским» режиссёром. Это уважаемый автор, обладатель немалого количества профессиональных наград, но утверждать, что на его фильмы ходили, что называется, толпами — попросту невозможно. А сейчас, очевидно, наблюдается заметный ажиотаж.

Который, конечно, не может быть объяснён и именами исполнителей главных ролей: Ларс Айдингер — немец, Михалина Ольшанска — полька, и сказать, что они известны у нас в массах — это сильно преувеличить. Поэтому так нужно было на плакате третье лицо — Данилы Козловского, который играет здесь, на самом-то деле, очень маленькую, даже не второстепенную роль. Но он единственный из актёрского состава «Матильды», кто может привлечь зрителя в кино как «звезда».

А между тем роспись у фильма сейчас — наравне с голливудскими блокбастерами, и уверенный расчёт — на миллиард рублей сборов. Так что — хоть смейся, хоть плачь — но они ещё Наталье Поклонской спасибо однажды скажут; пока же её имя не прозвучало на встрече с журналистами ни разу.

Режиссёр фильма «Матильда» Алексей Учитель на московской пресс-конференции
Я убеждён в одном: ну, конечно, это история, как говорится, конкретной головы — и как она существует, как мыслит и как подходит к этой жизни. А то, что провоцируют такое восприятие… Ну, во-первых, очень сильно преувеличены отрицательные силы, которые как бы всколыхнули… Это сильное преувеличение. Никаких ста тысяч подписей не существует, поверьте. Это мы выясняли, это абсолютная неправда.
Так убеждённо люди, отрицающие фильм, говорят об этом, как будто они посмотрели его десять раз, тщательно изучили и предлагают некую формулу. Они не видели!.. Они говорят какие-то слова, при этом они не соответствуют тому, что есть на экране. Речь идёт не о фильме, а о чём-то другом, какой-то своей позиции, которую они заявляют. И вот это расхождение, конечно, удивляет, удивляет…

И всё же состоявшуюся в итоге премьеру фильма сам режиссёр называет не иначе как победой: «Это победа не фильма „Матильда“ и не Алексея Учителя. Это победа всех здравых людей, которых в России подавляющее большинство, я в этом уверен».

Агрессивное православие (сейчас такой термин уже появился), мне кажется, с самой православной религией просто не сочетаемо никаким образом. Никак это не может сходиться в одной точке, ни при каких обстоятельствах!
Продюсер фильма «Матильда» Владимир Винокур на московской премьере

Единственное, что по-настоящему огорчает сейчас Учителя, так это то, что «вот эта вся отрицательная кампания» повлияла на решение исполнителей главных ролей — уже упомянутых Ларса Айдингера и Михалины Ольшанской, которые «отдали всё для того, чтобы это кино состоялось интересным и творчески, и зрительски» — не приезжать на премьеру картины в Россию. Горячо любя нашу страну, где они провели на съёмках более года, сейчас актёры «с горечью говорят, с горечью, о том, что они действительно боятся каких-то физических действий по отношению к ним и поэтому не приедут. И это — не отговорка».

И это какое-то отношение получается к России?.. Так о нас думают: что сюда опасно приезжать. И вот те, кто выступал против, — вот они сделали это такое отношение! Вот эти все провокации, которые уже были, с какими-то действиями, поджогами, я не буду всё перечислять, — вот это и привело к тому, что мы сами себя начинаем выставлять не в том свете. И это мне очень обидно.

В то же время режиссёр подчёркивает, что от международной промокампании «Матильды» артисты вовсе не отказываются — и Айдингер, например, «делает личное своё турне с фильмом по пяти крупнейшим немецким городам».

Актриса Ингеборга Дапкунайте на московской пресс-конференции по фильму «Матильда»

Тут пора дать слово и российским артистам, которые играли в картине — и во вторник вместе с Алексеем Учителем принимали участие в московской пресс-конференции. Так, Ингеборга Дапкунайте, сыгравшая мать главного героя Марию Фёдоровну, выразила «своё восхищение достоинством и выдержкой, и человеческой просто силой Алексея Ефимовича», которые он проявил в борьбе за то, «чтобы эта картина попала на экраны».

А Григорий Добрыгин, пробовавшийся чуть ли не на все мужские роли в фильме, но в итоге исполнивший роль великого князя Андрея, также влюблённого в Матильду Кшесинскую, высказал мнение, что «большая мощная волна» протестов спала после того, как «несколько человек арестовали»: «Можно говорить о том, что это какие-то больные умы и больные фантазии какого-то небольшого количества людей. А так мы почти что здоровы». Вызванный же этими «больными умами» резонанс актёр «недавно обсуждал с родителями на кухне»:

Они приехали в гости, и они, люди верующие, какую-то простую вещь такую сказали: „Библия не скрывает никаких поступков героев веры: Давида, Соломона, всех-всех. Там написано всё подробно: как у них было, что у них было, личная жизнь, их ошибки… Почему мы так стыдливо прикрываем что-то, что было?..“
Актёр Григорий Добрыгин на московской пресс-конференции по фильму «Матильда»

Сергей Гармаш предстал в фильме в образе императора Александра III — который, как здесь показано, был вовсе не против сыновьего увлечения балериной, более того — сам его к этому подстегнул. «Это всё документально, из дневников и писем», — сказал потом актёр о сценарии, перед этим высказавшись относительно «резонанса», к которому он, конечно же, относится отрицательно.

«Чем больше мы об этом говорим, в сегодняшний день, в сегодняшнее время, тем больше мы как бы помогаем этому резонансу», — справедливо отметил Гармаш, призвав людей, «которые так ратуют за нашу историю, у которых такая любовь к нашей стране и к нашей истории, вспомнить бы ещё о мучениках типа Антона Ульриха», а не заниматься «вот такими вещами», в которых очевидны и невежественность, и «отсутствие просвещённости».

И если уж мы слышим о „коктейлях Молотова“… Я вообще категорически никогда не говорю о политике нигде, поскольку я имею это право делать только языком театра и кино. Но всё-таки скажу, что когда раздаются такие вещи… У нас сейчас терроризм — самая главная беда во всём мире. И хотелось бы, чтобы на вот такие вещи [вроде] какого-то экстремизма православного — была бы адекватная реакция. Поскольку это происходит не только с кино. Я недавно был в поездке с творческими вечерами в Сибири, где православные экстремисты отменяют концерты Шевчука, Сукачёва… И это уже имеет такое некое движение.
Актёр Сергей Гармаш на московской пресс-конференции по фильму «Матильда»

Возвращаясь к Алексею Учителю, вспомним вместе с ним, как вообще начинался весь шум вокруг его новой работы:

Первая кампания против фильма началась после выхода первого трейлера, где всего лишь был один невинный поцелуй наших героев. Вы знаете, я это тоже не раз говорил: мне удивительно то, что у нас был долгий съёмочный процесс, на котором побывали все журналисты — и пишущие, и все телеканалы. У нас даже были сессии определённые, когда к нам приезжали на съёмки, я дал столько интервью, рассказывая почти подробно о содержании картины!..
То есть все прекрасно знали, что мы снимаем, о чём, кто наши герои и так далее. Никто ни разу — представители церкви и прочее — никто ни разу не сказал: „Ребята, караул, что вы там снимаете?!“ Почему-то когда всё закончилось — действительно, вышел первый трейлер, — тогда начались какие-то вот нападки и прочее, что для меня удивительно: почему раньше [все молчали]?.. У нас, кстати, на съёмках побывали и представители церкви, и различные наши руководители и так далее. Поэтому это всё было в открытом доступе…
Григорий Добрыгин, Ингеборга Дапкунайте, Алексей Учитель, Сергей Гармаш и генеральный директор «Каропрокат» Алексей Рязанцев на московской пресс-конференции по фильму «Матильда»

На вопрос же, повлияли ли все эти обрушившиеся на него нападки на монтаж картины (и не пришлось ли из неё в итоге что-то «лишнее» вырезать), режиссёр отвечает однозначно:

Мне раздаются до премьеры, не раз раздавались звонки — и от каких-то руководителей изданий или вообще известных людей: „Алексей Ефимович, покажите, пожалуйста, фильм“. На что я говорю: „С удовольствием, будет премьера — приходите на премьеру“. „Да нет, — так шёпотом в трубку, — авторскую версию!“ Я сначала, в первый раз, удивился, о чём идёт речь… Авторская версия вчера показывалась и сегодня будет, и ещё раз заявляю совершенно официально: ни одного слова и ни одного кадра никто, никакие разговоры-переговоры-обвинения не заставили меня изменить в этой картине!

«Думаю, что все эти разговоры закроет зритель», — подытожил своё выступление Сергей Гармаш; так, вне всякого сомнения, и будет. Своими же впечатлениями о картине кинообозреватель «Ридуса» поделится с читателями чуть позже.

Актёр Сергей Гармаш на московской премьере фильма «Матильда»
Сохранить
в других СМИ

Комментарии (1)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Много шума из ничего. Ничего этот фильм изменить не может, ибо он интересен только малограмотному обывателю с весьма узким кругозором. Скоро он будет забыт, как и тысячи ему подобных халтурных поделок, каковых полно как у пас, так и за бугром.