Кино: якутский фильм победил на фестивале в Благовещенске

Кадр из фильма «Весенняя пора. Детство, которое мы не знали»

Проходившая в пятнадцатый раз на границе с Китаем «Амурская осень» — это сразу четыре конкурса, из которых три проводятся в кинозале: публика и судьи смотрят российское полнометражное и короткометражное кино плюс — впервые — международную программу. Расписание насыщенное, очень плотное, сеансов так много, что они вынуждены пересекаться друг с другом — а на остальных площадках в это время идут ещё и спектакли (конкурс антрепризы), и встречи с любимыми народом артистами, и мастер-классы… Охватить всё решительно невозможно, поэтому гостям фестиваля приходится выбирать, а участникам — обижаться, что для просмотра выбрали не их фильм, а чей-то другой.

Поэтому итоговый список призов — это в первую очередь ориентир для будущих зрителей, тем более что амбиции благовещенского форума в этом и состоят: не повторять программу, допустим, «Кинотавра» (как это в какой-то мере было раньше), а самим давать старт отечественным новинкам.

Кадр из фильма «Сын»

Фаворитом игрового российского конкурса стал фильм Славы Росса «Сын». Во время торжественной церемонии вручения наград режиссёр поднимался на сцену трижды, для начала забрав себе оба «зрительских» приза — и Приз зрительских симпатий (присуждённый по итогам народного голосования), и Приз зрительского жюри (в котором заседали особо отобранные жители Благовещенска).

«Сын» отчасти основан на реальной и очень нашумевшей истории, когда финский отец отобрал у русской матери ребёнка: здесь тоже социальные службы Финляндии обвиняют женщину в жестоком обращении с мальчиком, ставя вопрос о лишении её родительских прав.

Этот фильм — предупреждение всем нам: что происходит в мире, когда у нас могут отнять самое дорогое — наших детей. Но мы их не отдадим.

Режиссёр Слава Росс (известный в первую очередь по картине «Сибирь. Монамур») также добавил, что представленная на фестивале лента — короткая версия четырёхсерийного сериала, который, как он надеется, в текущем сезоне покажут на Первом канале.

Между тем жюри данного конкурса, в которое вошли режиссёр Сергей Снежкин, актёры Андрей Мартынов и Сергей Шнырёв, писатель Виктор Ерофеев и кинокритик Нина Ромодановская, отметило «Сына» призом за лучшую мужскую роль — его автор фильма передаст актёру Андрису Кейшсу.

Кадр из фильма «Близкие»

Две награды — у другой семейной драмы: «Близкие», сюжет которой, как говорят, отчётливо перекликается с сюжетом фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Здесь тоже в центре внимания разлад между самыми близкими людьми, здесь тоже происходит трагедия, заставляющая их иначе взглянуть друг на друга. Надежда Иванова названа лучшей актрисой программы, дебютантка Ксения Зуева — лучшим режиссёром.

Приз за лучший сценарий увёз из Благовещенска режиссёр ленты «Доминика» Олег Агейчев, разделивший своего «Журавля» (так выглядит статуэтка) с соавтором Степаном Лапшиным. Оператор Сергей Кулишенко отмечен соответствующим призом за работу над картиной Элины Суни «Мой лучший друг».

Кадр из фильма «Весенняя пора. Детство, которое мы не знали»

Гран-при имени Валерия Приёмыхова (родившегося в Амурском крае) досталось фильму «Весенняя пора. Детство, которое мы не знали». Это рассказ о девятилетнем Миките, который вынужден наравне со взрослыми бороться за жизнь в непростых как климатических, так и политических условиях: действие ленты разворачивается в Якутии в революционном 1917-м.

Таким образом жюри официально и уже на большом фестивальном уровне поддержало бум якутского кино, которое не всегда добирается до столичного проката, но пользуется огромным успехом непосредственно у себя в регионе. Примечательно в этом плане, что получивший высокую награду режиссёр Алексей Романов стоял у самых истоков этого особенного явления, некогда основав в республике киностудию «Сахафильм», художественным руководителем которой он в настоящий момент и является.

Кадр из короткометражного фильма «Тебе на «С»

Программа российского короткого метра состояла из 24 названий, и составившим жюри продюсеру Елене Гликман, режиссёру Антону Бильжо и актрисе Анне Чуриной пришлось просить оргкомитет разрешить присуждение двух специальных дипломов: столь велик и интересен был выбор. Дипломы эти достались работам Александра Варлея «Тебе на «С» («За услышанный голос поколения») и Михаила Полякова «Время жить, время умирать» («За верность жанру»).

Удвоило жюри и количество призов за лучшую мужскую роль, оказавшись не в силах разорваться между Эльдаром Калимулиным («Дым», реж. Иван Плечев) и Алексеем Филимоновым («Я остаюсь», реж. Григорий Коломийцев). Лучшей актрисой конкурса была названа Марина Васильева, сыгравшая в ленте Иры Волковой «Костик» (и, кстати сказать, в вышеупомянутой «Нелюбви»).

Кадр из короткометражного фильма «Чудная баба»

Режиссёрскую награду получил Дмитрий Булгаков — его «Дом на голове Клаузеверца» с изрядной долей кафкианского абсурда рассказывает о том, как на голове скромного офисного работника вырос … всамделишный дом, который к тому же позднее был сдан под бордель.

«Чудная баба» постепенно переходящего в режиссуру актёра Данилы Дунаева — её жюри сочло лучшим короткометражным фильмом «Амурской осени» — близка «Дому…» по духу: тут уже офисная сотрудница начинает подозревать, что окружающие её люди на самом деле погибли, а их места заняли муляжи…

Кадр из фильма «Как сумасшедшие»

Самая титулованная картина международного конкурса — «Как сумасшедшие» (Италия — Франция, реж. Паоло Вирдзи) — добавила к своему «Давиду» за лучший итальянский фильм прошлого года и главный приз «Амурской осени». Картина, сочетающая в себе элементы как драмы, так и комедии, повествует о побеге из сумасшедшего дома парочки «опасных» подружек — и сыгравшая здесь одну из двух главных ролей знаменитая Валерия Бруни Тедески признана судьями одной из двух лучших актрис фестиваля.

Не найдя достойных претендентов за звание лучшего актёра, жюри под председательством актрисы Майи-Гозель Аймедовой (компанию которой составили режиссёр Петер Тимм, актёр Марек Пробош, кинокритик Хонг Сангвоо и основавший Музей русского искусства в расположившемся напротив Благовещенска Хэйхэ Лю Минсю) сочло возможным присудить второй актёрский приз китайскому фильму «Старая женщина и орех бетеля» (реж. Цзян Лю). Героиня актрисы Ай Лийя борется против перемен, пришедших вместе с «цивилизацией» на её родной остров…

Кипрский режиссёр Петрос Чараламбус удостоен фестивальной награды за постановку ленты «Мальчик на мосту», герой которой — беззаботно проводящий летние каникулы двенадцатилетний парнишка — становится невольным свидетелем убийства…

Кадр из фильма «Мальчик на мосту»

Не забыли и про посетивших Амурскую область звёзд советского кино: отмечающая в этом году круглую дату актриса Наталья Варлей получила приз губернатора, Ларисе Лужиной свой приз вручила мэр Благовещенска, а традиционным Призом имени Леонида Гайдая (который тоже родился в этих краях, в городе Свободный) была премирована Ирина Муравьёва, сыгравшая в этот раз в одном из представленных на фестивале конкурсных спектаклей. Но рассказ об антрепризной программе будет у нас особый.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Реализация нацпроектов не приведет к росту экономики, а вызовет лишь рост импорта и инфляции.

12 декабря 1948 года открылся первый в мире «Макдональдс». Сегодня это настоящий культ.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Мало кто знает, что в центре Рима помимо Ватикана есть еще одно карликовое государство.

Ангара — крупнейший приток Енисея, единственная река, вытекающая из Байкала.

интересное

12 декабря комета начнет приближение к Земле.

Он может молекулы из живой клетки, не убивая ее.

Китайская новинка, которая удивляет инновациями.

«Вояджер-2» наконец-то вышел из гелиосферы.

полезное

Топ-7 самых необычных детских новогодних шоу

Самостоятельные путешествия могут подкинуть не меньше неприятных сюрпризов, чем пакетные туры.

Уровень финансовой грамотности населения России, объективно говоря, невысок.

развлечения

И их навязчивое желание продемонстрировать новый маникюр всему миру.

«С возрастом ее дыры становятся только лучше», — говорилось в публикации.