+2
Сохранить Сохранено 7
×

Как самый мощный фильм Кончаловского скрестил «Орла» со «Слоном»


Как самый мощный фильм Кончаловского скрестил «Орла» со «Слоном»

У премий «Белый слон» и «Золотой орёл» разные организаторы и разные задачи, но на сей раз в главном их итоги совпали. Как члены Гильдии киноведов и кинокритиков, вручающие первую награду, так и та часть профессионального киносообщества, голосующая за вторую, лучшим фильмом прошлого года назвали «Рай» Андрея Кончаловского.

И удивляться такому единодушию не стоит: завершившийся Год российского кино не породил в российском кино конкуренции — и на фоне некоторых относительных удач действительно очень мощной картине отечественного классика попросту нечего было противопоставить. Это особенно заметно в том контексте, в котором «Рай» был представлен оба раза.

«Белый слон», как водится, поощряет авторское, фестивальное кино — и за звание лучшего фильма года здесь боролись «Зоология» Ивана И. Твердовского, «Ученик» Кирилла Серебренникова и «Франкофония» Александра Сокурова. Картины разные, по-своему интересные и в то же время очевидным образом несовершенные.

Предложив свой любопытный взгляд на современность, что Серебренников, что Твердовский столкнулись с проблемой обобщающего всё рассказанное финала — в результате чего вместо внушительного восклицательного знака их ленты завершает невнятное многоточие, заметно портящее общее впечатление от каждой работы. Сокуров в свою очередь работает почти на том же самом материале, что и Кончаловский, но продолжаемый им поиск нового киноязыка в случае с «Франкофонией» не вызывает единодушного восторга.

Кадр из фильма «Рай»

«Золотой орёл» тяготеет к «мейнстриму», к тем фильмам-тяжеловесам, что претендуют на статус Событий, а как следствие — и на зрительскую кассу. Поэтому «Рай» оказался в окружении всех наших трёх «блокбастеров»: «Экипаж» Николая Лебедева, «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва и «Ледокол» Николая Хомерики, к которым повезло примкнуть «Коллектору» Алексея Красовского («Викинг» по правилам игры сможет претендовать на обе эти премии лишь в следующем сезоне).

Но если в этой пятёрке конкуренция и была, то разве что между «Раем», нашим главным фестивальным успехом, и «Экипажем», самым кассовым фильмом, выполненном на высшем техническом уровне. Прочие три картины в сравнении с ними оказались слишком «мелки» и по замыслу, и по своему воплощению.

Кадр из фильма «Экипаж»

Злопыхатели, давние противники «Золотого орла», заметят, конечно, что в данном случае перед премией, курируемой Н. С. Михалковым, стоял непростой выбор — между картиной брата Н. С. Михалкова и лентой, к созданию которой сам Н. С. Михалков приложил свою руку как продюсер. 

Но справедливость всё же требует заметить, что обе эти работы по-настоящему достойны признания вне зависимости от родственных и профессиональных связей. И «Рай» победил не потому, что возобладали «братские чувства», а потому, что вознаградить решено было именно Искусство, а не (пусть даже выдающуюся) работу с Жанром.

Таким образом, куда ни посмотри — «Рай» выделяется в любом случае. И с одной стороны, очень хорошо, что у нас есть мирового уровня шедевр — но с другой, очень плохо, что он появился, считай, в одиночестве.

Кадр из фильма «Зоология»

Соответственно, забрал Кончаловский и призы за лучшую режиссуру: в одном случае ему противостояли Твердовский с Сокуровым, во втором — Мизгирёв с Лебедевым. Далее предпочтения голосовавших разделились — что вполне оправданно, так как на уровне персональных достижений многое решают нюансы.

Так, «Золотой орёл» просто не мог не поддержать вместе с мужем и жену — премировав за главную женскую роль Юлию Высоцкую, пошедшую ради «Рая» на ряд не только актёрских, но и чисто женских подвигов. Выдвигалась Высоцкая и на «Белого слона» — равно как и Виктория Исакова из «Ученика». 

Но критики назвали лучшим образ, созданный в «Зоологии» Натальей Павленковой, что так же можно понять: всё-таки у нас сейчас крайне мало картин с такой вот одновременно и необычной, и узнаваемой героиней. Однако академики «Зоологию» не заметили вовсе — поставив третьей в списке сыгравшую в «Даме Пик» Ксению Раппопорт.

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Другое расхождение — в оценке операторской работы. Критикам более приглянулось чёрно-белое изображение Александра Симонова («Рай»), тогда как кинематографисты решили отметить те мрачные тона и тени, которыми окрасил «Дуэлянта» Максим Осадчий.

В чём ещё были единодушны и те, и другие — так это в призе за лучшую работу художника, что также неудивительно: Петербург, созданный для «Дуэлянта» Андреем Понкратовым, не имеет в нашем кино равных.

Но победивший оба раза в номинации за лучший сценарий Юрий Арабов — фигура не столько объединяющая, сколько привычно-традиционная: классик, что тут сказать. И хотя «Монах и бес», безусловно, ярко написан, но всё же есть ощущение, что здесь голосование проходило по принципу «не всё же „Раю“ давать» — хотя сценарий, написанный Андреем Кончаловским в соавторстве с Еленой Киселёвой, заслуживал награды не в меньшей степени: за оригинальность подхода к такой давно «избитой», казалось бы, теме.

Кадр из фильма «Монах и бес»

На этом сравнение призового расклада следует завершить, потому как далее редки совпадения уже даже на уровне номинаций.

«Белый слон» отметил «Монаха и беса» также за лучшее исполнение главной и второплановой ролей — наградив Тимофея Трибунцева и Бориса Каморзина. При этом с первым соревновались Константин Хабенский из «Коллектора» и Анатолий Бойко из не выходившего в прокат фильма «Вся наша надежда». Со вторым — Александр Горчилин из «Ученика» и Дмитрий Грошев из «Зоологии».

«Золотой орёл» в свою очередь из мужчин выбрал Ивана Янковского из «Дамы Пик» (вот тут как раз впору вслух говорить о родственных связях) и Сергея Шакурова из «Экипажа», хотя мог бы — Данилу Козловского из «Экипажа» и Петра Фёдорова из «Дуэлянта» или Сергея Газарова из того же «Экипажа» и Романа Мадянова из того же «Монаха и беса» (дурное «очарование» последней тройки в том, что Мадянов сыграл попросту эпизод, а Газаров на награду точно не натянул — и в данной номинации оба явно занимали чужое место).

Кадр из фильма «Ученик»

В категории «Лучшая женская роль второго плана» «совпала» Юлия Ауг, выдвинутая за роль мамы «Ученика», но в одном случае награда ушла Светлане Брагарник — за роль директора школы в «Ученике» (также была номинирована Вера Воронкова из «Рая»), а в другом — Елене Яковлевой, причём, что неожиданно и удивительно, не за «Экипаж» (что ещё можно было бы оправдать), а за … «Самый лучший день» (!). От «Экипажа» в «орловской» тройке была Ирина Пегова — которая, опять же, сыграла в картине роль даже не третьего, а где-то четвёртого плана (пристрастие к знакомым именам — одна из характерных «фишек» «академической» премии).

За лучшую музыку критики отметили получившего уже премию Европейской киноакадемии Илью Демуцкого («Ученик»), тогда как киношники и здесь добавили лишнего «Орла» «Экипажу», наградив композитора Артёма Васильева.

Также «Золотым орлом» «окрылены» монтаж, звук и визуальные эффекты «Экипажа», костюмы «Дуэлянта» и грим в «Даме Пик». «Коллектор» получил «Белого слона» как лучший дебют, а «Ученик» — приз за лучший фильм от молодых кинокритиков.

Кадр из анимационного фильма «До любви»

Лучший анимационный фильм по версии «Белого слона» — «До любви» Игоря Ковалёва, по версии «Золотого орла» — «Кот и мышь» Натальи Чернышовой. Лучший документальный: «Слишком свободный человек» Веры Кричевской и Михаила Фишмана — «Кровавые бивни» Сергея Ястржембского соответственно.

Кроме того «Золотой орёл» впервые заметил короткометражное кино, выделив в тройку номинантов ленты Константина Фама «Брут», Кирилла Васильева «Ну, здравствуй Оксана Соколова» и Кирилла Плетнёва «Мама»; победила последняя.

Таким был 2016-й Год российского кино по мнению двух наших хронологически первых премий в данной сфере искусства. Весной к этому добавятся списки от «Ники», которая была и остаётся главной «академической» наградой, и от «Жоржа», переживающего, судя по всему, не лучшие времена, но остающегося единственным (помимо кассовых сборов) авторитетным показателем народных предпочтений.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (1)

  • Alex Alex
    Alex Alex 30 января 2017

    всегавно

    Ответить
    0 +