Закончилась эпоха войн империй и республик в киноиндустрии
Вот взять «Изгой — один». Хороший фильм. Мне понравился, детям понравился (у меня важный критерий — может 8 летний ребенок три часа концентрировать внимание на фильме — фильм хороший, а не может — отправьте киношку на какой-нибудь фестиваль и забудьте).
В абсолютной идеологической логике современности. Развивает тенденции «Супермена против Бэтмена» и последних «Мстителей». А также всех приличных сериалов скопом.
На смену борьбы Империи и Республики как систем безличных взгядов и ценностей (первые универсально «плохие», вторые — универсально «хорошие») приходят конфликты конкретных людей. И настойчиво дается еще один важный тезис: если достаточно долго и последовательно защищать «хорошее», то сам не заметишь, как руки твои по локоть в крови окажутся. Хорошее — так же морально небезупречно, как и плохое.
Сцена убийства главным героем — агентом республики невинного человека первая в основной части сюжета фильма. Ну, и всякие Советы повстанцев — политический паноптикум, скопище интриганов, коррупционеров, трусов и негодяев, но альтернатива «коллективного органа управления» — железный (в буквальном смысле) харизматик Со Геррера — упырь-палач, выжившее из ума животное.
В логике: не нравится вам коллективное управление, погрязшее в коррупции — получите чистого помыслами авторитарного лидера На другом фланге — «у плохих» — тоже бардак.
Бывший адепт чистого зла — Дарт Вейдер — оказывается физически страдающим госуправленцем, пытающимся урезонить зверей-карьеристов и жуликов на нижних этажах исполнительной пирамиды.
Империя — император и Дарт Вейдер — не Зло, принуждающее людей становится «плохими», империя — это обычные люди, которые ради прибавки к жалованию и лишнего синего квадратика на форме вполне инициативно готовы на такое, что Дарт Вейдер приходит в изумление и тоскливо спрашивает: «Ну и нахрена?».
Банальность зла как она есть.
Итак, нет ни хорошей Республики, ни плохой Империи.
А что есть?
Есть люди (пусть даже существующие в форме жаб и роботов), конфликты их, связи, в том числе и родственные, представление о личном долге, о личном ответственном выборе.
И есть смерть в конце, как плод этого ответственного выбора. А за смертью в конце появляется Новая надежда. Классический христианский сюжет.
SW появилась во время рейгановского Храма на горе vs Империи Зла.
Время столкновения огромных нечеловеческих систем, в которых растворялось личность (причем с двух сторон; ставки слишком высоки чтобы иметь ввиду эти личности).
В рамках конфликта систем сторонами подавалось как ясное, предрешенное, что есть Добро, а что есть Зло. Голливуд последовательно пересматривает эту модель. Герой — это человек, который совершает большие поступки, а не человек, который служит большим идеям. У нас с этим проблема. У нас вокруг универсального, идейного все и вертится. Грубо говоря, последний час Изгоя сюжетно повторяет «28 панфиловцев». Но панфиловцы сражаются за общие ценности, за универсальное, а «повстанцы» — за свое личное, за свой частный выбор, за дружбу, за свои личные, интимные истории.
При этом объединяющее повстанцев «универсальное» — Республика, сопротивление — мало чем отличается от Империи и уж точно не может служить моральным образцом ни для чего.
Нельзя сказать, что такой формы подачи у нас не было: гениальный фильм «Аты-баты, шли солдаты» совершенно про тоже самое, но развития линия у нас не получила. Зря конечно.
Хотя подавать идеологию не через универсалистские штампы, а через личности, которых к тому же надо отрисовывать «двусмысленными» — и хорошими, и плохими одновременно, а во главу угла пропагандистского ставить отдельный поступок и акт выбора, в ходе которого Герой становится «чуть лучшим» и «чуть худшим» — требует отдельных сложных навыков, прежде всего сценарных.
Да и согласовывать такой подход с начальством очевидно тяжелее.
В результате, сценаристы Голливуда — и в сериальной части, и в части большой формы получаются сегодня значительно большими наследниками Достоевского, чем наши собственные писатели.
Так что именно «Изгой» — а не прошлогодняя очередная развесистая клюква с дедушкой Фордом — стал для меня настоящим перезапуском саги. Идеологического документа эпохи, пропагандой самого крупного калибра, а не развеселых пострелушек из бластеров.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: