На ММКФ спросили, может ли чёрт стать человеком?

Кадр из фильма «Монах и бес»

«Монах и бес»

Россия, реж. Николай Досталь, в ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Никита Тарасов, Сергей Барковский, Роман Мадянов.

Страница фильма

В уединённую обитель приходит прихрамывающий, заикающийся, а главное — буквальным образом горящий Иван, Семёнов сын из Торжка. «Горишь почему?» — интересуется игумен. «По грехам», — не лукавит Иван, признаваясь, что действительно грешен — и потому, что любит всякую живность, и потому, что мудр не по годам.

Однако вот ведь какие дела: вместе с новым послушником в монастырь приходят и чудеса. Заданную на две недели задачку по очистке колодца Иван умудряется решить за полдня, на одну лишь молитву ловит в реке гигантскую рыбину, портки стирает мановением руки, а уж как гладит!.. Кто знает, быть может, это святой, которого канонизируют через полторы тысячи лет?.. Или же тут, тьфу-тьфу-тьфу, не обошлось без бесовства?..

Трейлер фильма «Монах и бес»

Первое, что следует знать об этом фильме (особенно в фестивальном контексте): это долгожданный и более чем заслуженный бенефис Тимофея Трибунцева, отличного актёра, который примелькался в кино уже довольно давно, но, как правило, на втором плане. Его выход на первый получился отличным: роль яркая, сочная, с большой амплитудой и массой возможностей.

Второе, что важно: «Монах и бес» не притворяется историческим фильмом, несмотря на то, что одним из героев здесь является Государь-император Николай Павлович, а в рассказе Ивана о двух литераторах безошибочно угадываются Гоголь с Пушкиным. «Мне бы хотелось, чтобы в этой картине увидели современность, вот это главное», — говорит режиссёр и автор идеи Николай Досталь, да мог бы даже и не говорить: эта современность со всей безоговорочной узнаваемостью проявляет себя если не в действии, то в диалогах.

Кадр из фильма «Монах и бес»

Вот игумен диктует письмо вышестоящему владыке, но писарь советует не вдаваться в детали: упоминание жирующего медведя адресат может принять на свой счёт, к тому же, лучше обойтись без горьких статистических деталей — а то ведь ещё сошлют.

Позже тот же игумен высказывает царю: «Дороги нам совсем не нужны, и очень даже вредны», — разъясняя: «Потому что дороги будут — и по ним неприятель проедет и прямо в сердце России попадёт». Сам же царь, рассуждая о вечных наших бедах, голоде и неурожае, риторически вопрошает: «Кто виноват?..». А когда заходит речь о введении налогов с заводчиков, признаёт: «Воруют». Да только воровство — «разве это грех в России?»

«Ты же муж государственный, и коммерческие интересы тут лишние», — критикует Николай I Бенкендорфа, взявшего на себя, скажем так, дополнительный труд в финансовых предприятиях. А на вопрос, что о крестьянской реформе скажут помещики, ответ вообще проще простого: «Они скажут: „Слава Государю-императору“, — и если не скажут, то пожалеют, что не сказали». На этом фоне уже не удивляешься характеристике Сатаны, данной тем самым, выведенным в заголовке бесом: «Очень эффективный руководитель».

Мало какая из картин, непосредственно посвящённых сегодняшнему дню, столь же злободневна и актуальна, как эта.

Кадр из фильма «Монах и бес»

Хотя обсуждать, скорее всего, больше будут её религиозную, духовную составляющую. Ну, а как без неё, если «Монах и бес» фильм называется?.. Разумеется, полно наберётся цитат и на эту тему: «Бог строит церковь, а чёрт пристраивает часовню», «Вера — вот чем человек жив», «Не всё свято, что в книгу вмято», — да и «секрет беззакония» нам отчасти знаком: «Не любите и не любимы будете».

Ещё одна, уже чисто кинематографическая (и, надо признаться, весьма неожиданная) отличительная особенность картины — необычайно ловкое (для нашего-то кино!) использование спецэффектов. Про многие эпизоды даже и не поймёшь точно, что это было: чудо наяву или всё же вмешательство компьютера. Досталь, однако, раскрывать секреты не торопится, на прямо поставленный вопрос отшучиваясь: «Всё снимали в натуре, никаких спецэффектов». Журналисты шутку понимают и поддерживают выкриком: «С Божьей помощью».

Интервью Николая Досталя пресс-службе 38-го Московского кинофестиваля

Вообще, особо говорить о своей работе Досталь не расположен, будучи уверенным в том, что «картина сама должна общаться со зрителем», в то время как теперь, когда фильм уже представлен публике, «режиссёр должен молчать». Поэтому, придя на пресс-конференцию, на вопросы критиков он отвечал скупо и касался разве что «технических» тем.

Досталь вновь рассказал о непростой судьбе проекта (пять лет с момента появления идеи и долгие поиски финансирования); упомянул, что пока «никаких серьёзных замечаний» со стороны видевших фильм представителей церкви высказано не было; порекомендовал всем посетить места съёмок — Кирилло-Белозерский музей-заповедник в Вологодской губернии (занятное совпадение: своего «Мелкого беса» он снимал там же).

Когда же его попросили уточнить, в чём именно состояла изначальная идея, Досталь вспомнил понравившуюся ему некогда фразу Юрия Арабова, которая сегодня звучит как готовый рекламный слоган:

Может ли чёрт стать человеком? А чёрт его знает.

Кадр из фильма «Монах и бес»

Как мы уже напоминали, анонсируя фестиваль, прекрасный фильм Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное» побеждал на ММКФ в 2009-м году. Но мало кто, вероятно, сравнится по частоте появления в нашем конкурсе с кинодраматургом Юрием Арабовым: «Монах и бес» — уже пятая картина по его сценарию, принимающая участие в основной программе Московского кинофестиваля за последние двадцать лет (до этого были «Мать и сын», «Чудо», «Орда» и в прошлом году «Орлеан»).

Сегодня Арабов благодарен Досталю, что тот так долго боролся за фильм, отказываясь от предлагаемых ему телесериалов («Я впервые в жизни встречаюсь с такой верностью»). Он не отрицает, что в этом сценарии нашлись отголоски его же «Фауста», и напоминает о неизменном свойстве русской души — хранить веру и безверие в одной упаковке: «В России атеизм носит сугубо религиозный характер». Впрочем, разбираться в русской душе теперь должны, по его мнению, молодые: им ведь надо будет «стараться делать эту жизнь не хуже».

С ним солидарен и Досталь:

Честно, всегда хотелось, чтобы больше картину смотрела молодёжь. Им дальше жить, им дальше строить чего-то в этом мире.

Впрочем, продюсер фильма Игорь Толстунов прокатные перспективы оценивает скептически, без фальшивого оптимизма — считая, что если ленте удастся достигнуть результатов фильма «Остров», то это уже «будет очень хорошо». В эти дни начинается представление картины кинотеатрам, а к широкому зрителю «Монах и бес» выйдет в начале осени, 8-го сентября.

Кадр из фильма «Монах и бес»

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Приключения русского киселя еще ждут своего описания.

Это было одно из менее успешных предприятий Эдисона, но не лишенное значения.

Италия конечно рекордсмен в Европе по количеству жульничества в отношении туристов.

Студии придумали новых способ нажиться на ностальгирующем зрителе.

интересное

В рамках тестовых испытаний он поднимется на высоту девятиэтажного дома.

Специалист нашел уязвимость в соцсети, позволяющую «красть» профили.

полезное

Было установлено, что фруктовые соки и газировки связаны с развитием онкологии.

Также выяснилось, что многие добавки просто не приносят никакой пользы.

Психолог также рассказала, как понять, что у школьника есть тайны от его родителей.

развлечения

Юзеры восхитились красотой каракала и самообладанием врача.

Местные жители даже звонили в МЧС в надежде помочь птице.