Кино: в прокат вышел долгожданный фильм про «великих придурков»

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

«Тряпичный союз»

Россия, реж. Михаил Местецкий, в ролях: Василий Буткевич, Александр Паль, Павел Чинарёв, Иван Янковский, Анастасия Пронина, Фёдор Лавров, Владислав Ветров.

Фейсбук фильма

Ваня – странный и недалёкий парень с проломленной (то ли в прошлом, то ли в будущем) головой, видениями и старомодными представлениями о жизни. Но его странности несравнимы со странностями его новых приятелей, членов гигантской, по их словам, революционной организации «Тряпичный союз», насчитывающей под сто тысяч членов и в каждом городе имеющей тайную ячейку. Для осуществления своей подрывной антисоциальной деятельности парням нужны деньги, для чего они сдают московскую квартиру в аренду, а сами переезжают на ванину дачу, где проводят лето в тренировках, химических опытах и идеологических поисках.

Трейлер фильма «Тряпичный союз»

С момента своей прошлогодней премьеры на «Кинотавре», где актёрский ансамбль картины - Буткевич, Паль, Чинарёв, Янковский - получил общий приз за лучшую мужскую роль, «Тряпичный союз» обрёл приятный, но несколько опасный статус «ожидаемой легенды»: говорят, мол, что комедия классная, когда же её, наконец, покажут. Дата национального проката, впрочем, была отодвинута по весьма уважительной причине: фильм позвали на Берлинский кинофестиваль – и пусть не в главный конкурс, а во второстепенную программу «Generation», сам факт международного признания, безусловно, важен и для создателей ленты в частности, и для российского кинематографа в целом.

Заранее привлекала внимание и фигура Михаила Местецкого, дебютирующего в полном метре, но уже довольно широко известного, причём не только в узких кругах. На том же «Кинотавре» в 2012-м году в конкурсе короткометражек победили его «Ноги – атавизм» (отличные, к слову), а позже вышла завоевавшая признательность всей страны «Легенда №17», сценарий которой – боевой и бойкий – написал как раз Михаил в соавторстве с Николаем Куликовым. Замысел «Тряпичного союза» Местецкий вынашивал много лет, и казалось: ведь явно не зря.

Ещё один немаловажный фактор, заставлявший ждать реакции на фильм отечественных кинотеатров, - очевидная то ли оппозиционная, то ли провокационная направленность данного «Тряпсоюза». Чего хотят эти парни, к чему стремятся, соответствует ли это нынешней линии правящей партии?.. Те, кто картину успел посмотреть, преимущественно отмалчивались, прочие - безуспешно гадали.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

И вот лента дошла до проката и весьма скоро, наверняка, разойдётся по всему интернету. Обсуждать и любить её, вероятнее всего, будут: в ней масса забавных моментов, а принципиальный идиотизм главных героев наверняка найдёт отклик в среде плохо образованной школоты, предпочитающей «дурить» и оправдывающей свой пофигизм молодыми безмятежными летами. Отменно фильм смотрится и на общем фоне отечественного кино, но именно что «на фоне»: когда вокруг преобладает сплошное бесталанное «безобразие», художественное хулиганство несомненно одарённого человека будет выделяться даже при малом количестве экранов. Но причин как-то особо нахваливать «Тряпичный союз» вроде бы нету.

С актёрами здесь всё в порядке, сочинский приз вполне заслужен: все четверо молоды да прекрасны (как и пятая - примкнувшая к заводным ребятам Анастасия Пронина, сыгравшая причину их небольшого раздора), все заслуживают самого светлого будущего (Александр Паль из них – вполне уже самодостаточная звезда). Приглашение в Берлин также вполне оправдано: тут много «манков» для европейского зрителя, включая «широкую русскую душу» и попытку хоть как-то отобразить весь абсурд сегодняшней российской реальности.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Местецкий же как автор скорее расстроил – пусть и сумел поначалу создать впечатление, что у него всё отлично. Уже в первые минуты фильма он выложил на стол несколько прекрасных козырей, заставляющих зрителя улыбнуться и проникнуться к его работе симпатией. Младенец в материнской утробе с сигаретой в зубах, «живая реклама» надгробных памятников, хлебающие домашний супчик покойные рок-идолы – всё это отменные гэги, не имеющие отношения к делу, но отменно создающие настроение. Проблема с ними только одна: они появляются, завлекают – и пропадают напрочь, никак более не отзываясь в пространстве картины. Неприятного осадка это не вызывает, но ощущение непропорциональности остаётся – в том числе и потому, что непропорциональной выглядит сама структура предлагаемой нашему вниманию истории.

Ударно закрутив сюжет и сделав парочку впечатляющих хуков, режиссёр не то что забывает о необходимости удерживать интерес, но уходит в какую-то совершенно другую степь, хватаясь то за одну соломинку, то за другую – отчего фильм о Тряпсоюзе разваливается задолго до того, как подобная участь начинает грозить самой «организации». В результате «Тряпичный союз» на вид яркий и оригинальный, а на деле – плохо собранный, недоделанный и (самое обидное слово) любительский. Что не грех, конечно, для дебютанта, и огорчает исключительно в связи с завышенной планкой ожиданий.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Ну а «политическая» подкладка картины не вызывает ничего, кроме недоумения; хотя нельзя отрицать того, что оно-то и было задумано изначально. «Оппозиционер» здесь только один – герой Паля, что сразу многое объясняет, если учесть, что играет артист в своей привычной и уже хорошо всем знакомой манере. «Политические взгляды у тебя какие?» - спрашивает он при встрече, обещая потом эсэмэску кинуть, «как власть возьмём». Он специфически относится к государственному устройству в России, но его настрой на перемены отдаёт анархией, а то и того хуже – терроризмом.

Андрей (единственный среди них с намёком на образование) мыслит не менее радикально, но предпочитает маскировать свои идеи (оторвать, например, голову ненавистному памятнику Петру Первому) под «творческие подарки городу Москве». Тряпсоюз в его понимании - творящая искусство арт-группа, а сами они - художники, чьё творчество не следует интерпретировать буквально.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Лидера группировки Петра (давшего ей столь необычное название, потому как «мы дохляки и тряпки») больше заботит физическая подготовка её членов, которая «может очень пригодиться» при дальнейшей тюремной отсидке. Его самое убедительное упражнение заключается в попытке свалить - упершись в стену и поднатужившись - жилой дом, что даже имеет своё идейное обоснование: «Толкаем одно, а падает другое». «Хотя бы так», - удовлетворённо резюмирует он, когда валится не здание, а рекламный щит, к которому они даже не прикасались. Дядюшкин совет «перестать быть идиотиком» и серьёзно подлечиться он, разумеется, игнорирует.

Ваня, которого эта троица использует, но долго не воспринимает всерьёз, в какой-то момент оказывается полезен организации тем, что начинает вырабатывать её программную идеологию. «Служу Тряпичному Союзу!» - радостно выкрикивает он по пьяни, а потом действительно что-то придумывает – нечто этакое, что окончательно снимает с фильма любые «наветы» политической ангажированности.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Мне всегда хотелось как-то описать вот этот замес творческого поиска, становления и взросления художника в сочетании с полным идиотизмом, свойственным 20-летнему возрасту. Про буйство удивительных идей, которые будоражат человека именно в этом возрасте, – и про его неспособность решить самые элементарные бытовые, социальные, любовные задачи. Короче, я решил снять кино про Великих Придурков.

Так описывает рождение своего замысла Михаил Местецкий, и один лишь этот абзац – в особенности последняя его фраза – стоит на самом деле всей моей столь многословной рецензии. 

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Американец рассказал, почему он учил русский язык и что ему поначалу показалось странным в русских людях.

Прогулялся по центру и посмотрел, как парк «Зарядье» пережил свой неполный год жизни. Также целью моей поездки было посещение Урбанфорума-2018.

|статья

Общество

Восемьдесят процентов разводов в России инициируют женщины. Это очень обижает и обескураживает мужчин.

интересное

Из-за больших трещин супервулкан может снова проснуться.

На этот раз неудача настигла марсоход Curiosity.

Первые результаты появятся уже спустя полчаса после его применения.

полезное

Собрали для вас пятерку простых, но крайне полезных трюков.

Блогер и путешественник Михаил Ронкаинен рассказывает о том, как путешествовать по миру бесплатно.

|статья

Экономика

С 1 июля 2018 года в России начала работать система удаленной идентификации клиентов кредитной организации – физических лиц с использованием их биометрических данных – изображения лица, голоса.

развлечения

Смотрите этот материал вместе со своей второй половинкой!

У колючего странника уже более 650 тысяч подписчиков.

Исполнители ролей семи персонажей были удостоены за них «Оскара».

«Могут наорать, побить за любую прибавку в весе. Набрала 200 грамм — прыгай 60 раз».