Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Кино: в прокат вышел долгожданный фильм про «великих придурков»

03 марта 2016, 08:45 | Максим Марков

«Тряпичный союз»

Россия, реж. Михаил Местецкий, в ролях: Василий Буткевич, Александр Паль, Павел Чинарёв, Иван Янковский, Анастасия Пронина, Фёдор Лавров, Владислав Ветров.

Фейсбук фильма

Ваня – странный и недалёкий парень с проломленной (то ли в прошлом, то ли в будущем) головой, видениями и старомодными представлениями о жизни. Но его странности несравнимы со странностями его новых приятелей, членов гигантской, по их словам, революционной организации «Тряпичный союз», насчитывающей под сто тысяч членов и в каждом городе имеющей тайную ячейку. Для осуществления своей подрывной антисоциальной деятельности парням нужны деньги, для чего они сдают московскую квартиру в аренду, а сами переезжают на ванину дачу, где проводят лето в тренировках, химических опытах и идеологических поисках.

Трейлер фильма «Тряпичный союз»

С момента своей прошлогодней премьеры на «Кинотавре», где актёрский ансамбль картины - Буткевич, Паль, Чинарёв, Янковский - получил общий приз за лучшую мужскую роль, «Тряпичный союз» обрёл приятный, но несколько опасный статус «ожидаемой легенды»: говорят, мол, что комедия классная, когда же её, наконец, покажут. Дата национального проката, впрочем, была отодвинута по весьма уважительной причине: фильм позвали на Берлинский кинофестиваль – и пусть не в главный конкурс, а во второстепенную программу «Generation», сам факт международного признания, безусловно, важен и для создателей ленты в частности, и для российского кинематографа в целом.

Заранее привлекала внимание и фигура Михаила Местецкого, дебютирующего в полном метре, но уже довольно широко известного, причём не только в узких кругах. На том же «Кинотавре» в 2012-м году в конкурсе короткометражек победили его «Ноги – атавизм» (отличные, к слову), а позже вышла завоевавшая признательность всей страны «Легенда №17», сценарий которой – боевой и бойкий – написал как раз Михаил в соавторстве с Николаем Куликовым. Замысел «Тряпичного союза» Местецкий вынашивал много лет, и казалось: ведь явно не зря.

Ещё один немаловажный фактор, заставлявший ждать реакции на фильм отечественных кинотеатров, - очевидная то ли оппозиционная, то ли провокационная направленность данного «Тряпсоюза». Чего хотят эти парни, к чему стремятся, соответствует ли это нынешней линии правящей партии?.. Те, кто картину успел посмотреть, преимущественно отмалчивались, прочие - безуспешно гадали.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

И вот лента дошла до проката и весьма скоро, наверняка, разойдётся по всему интернету. Обсуждать и любить её, вероятнее всего, будут: в ней масса забавных моментов, а принципиальный идиотизм главных героев наверняка найдёт отклик в среде плохо образованной школоты, предпочитающей «дурить» и оправдывающей свой пофигизм молодыми безмятежными летами. Отменно фильм смотрится и на общем фоне отечественного кино, но именно что «на фоне»: когда вокруг преобладает сплошное бесталанное «безобразие», художественное хулиганство несомненно одарённого человека будет выделяться даже при малом количестве экранов. Но причин как-то особо нахваливать «Тряпичный союз» вроде бы нету.

С актёрами здесь всё в порядке, сочинский приз вполне заслужен: все четверо молоды да прекрасны (как и пятая - примкнувшая к заводным ребятам Анастасия Пронина, сыгравшая причину их небольшого раздора), все заслуживают самого светлого будущего (Александр Паль из них – вполне уже самодостаточная звезда). Приглашение в Берлин также вполне оправдано: тут много «манков» для европейского зрителя, включая «широкую русскую душу» и попытку хоть как-то отобразить весь абсурд сегодняшней российской реальности.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Местецкий же как автор скорее расстроил – пусть и сумел поначалу создать впечатление, что у него всё отлично. Уже в первые минуты фильма он выложил на стол несколько прекрасных козырей, заставляющих зрителя улыбнуться и проникнуться к его работе симпатией. Младенец в материнской утробе с сигаретой в зубах, «живая реклама» надгробных памятников, хлебающие домашний супчик покойные рок-идолы – всё это отменные гэги, не имеющие отношения к делу, но отменно создающие настроение. Проблема с ними только одна: они появляются, завлекают – и пропадают напрочь, никак более не отзываясь в пространстве картины. Неприятного осадка это не вызывает, но ощущение непропорциональности остаётся – в том числе и потому, что непропорциональной выглядит сама структура предлагаемой нашему вниманию истории.

Ударно закрутив сюжет и сделав парочку впечатляющих хуков, режиссёр не то что забывает о необходимости удерживать интерес, но уходит в какую-то совершенно другую степь, хватаясь то за одну соломинку, то за другую – отчего фильм о Тряпсоюзе разваливается задолго до того, как подобная участь начинает грозить самой «организации». В результате «Тряпичный союз» на вид яркий и оригинальный, а на деле – плохо собранный, недоделанный и (самое обидное слово) любительский. Что не грех, конечно, для дебютанта, и огорчает исключительно в связи с завышенной планкой ожиданий.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Ну а «политическая» подкладка картины не вызывает ничего, кроме недоумения; хотя нельзя отрицать того, что оно-то и было задумано изначально. «Оппозиционер» здесь только один – герой Паля, что сразу многое объясняет, если учесть, что играет артист в своей привычной и уже хорошо всем знакомой манере. «Политические взгляды у тебя какие?» - спрашивает он при встрече, обещая потом эсэмэску кинуть, «как власть возьмём». Он специфически относится к государственному устройству в России, но его настрой на перемены отдаёт анархией, а то и того хуже – терроризмом.

Андрей (единственный среди них с намёком на образование) мыслит не менее радикально, но предпочитает маскировать свои идеи (оторвать, например, голову ненавистному памятнику Петру Первому) под «творческие подарки городу Москве». Тряпсоюз в его понимании - творящая искусство арт-группа, а сами они - художники, чьё творчество не следует интерпретировать буквально.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Лидера группировки Петра (давшего ей столь необычное название, потому как «мы дохляки и тряпки») больше заботит физическая подготовка её членов, которая «может очень пригодиться» при дальнейшей тюремной отсидке. Его самое убедительное упражнение заключается в попытке свалить - упершись в стену и поднатужившись - жилой дом, что даже имеет своё идейное обоснование: «Толкаем одно, а падает другое». «Хотя бы так», - удовлетворённо резюмирует он, когда валится не здание, а рекламный щит, к которому они даже не прикасались. Дядюшкин совет «перестать быть идиотиком» и серьёзно подлечиться он, разумеется, игнорирует.

Ваня, которого эта троица использует, но долго не воспринимает всерьёз, в какой-то момент оказывается полезен организации тем, что начинает вырабатывать её программную идеологию. «Служу Тряпичному Союзу!» - радостно выкрикивает он по пьяни, а потом действительно что-то придумывает – нечто этакое, что окончательно снимает с фильма любые «наветы» политической ангажированности.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Мне всегда хотелось как-то описать вот этот замес творческого поиска, становления и взросления художника в сочетании с полным идиотизмом, свойственным 20-летнему возрасту. Про буйство удивительных идей, которые будоражат человека именно в этом возрасте, – и про его неспособность решить самые элементарные бытовые, социальные, любовные задачи. Короче, я решил снять кино про Великих Придурков.

Так описывает рождение своего замысла Михаил Местецкий, и один лишь этот абзац – в особенности последняя его фраза – стоит на самом деле всей моей столь многословной рецензии. 

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (2)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Интересно посмотреть.
Главное - чтобы та же "школота" не приняла фильм за инструкцию к действию.