+1
Сохранить Сохранено 7
×

Интервью: «Деньги» и «продюсер» — между ними нельзя ставить знак «равно»


Интервью: «Деньги» и «продюсер» — между ними нельзя ставить знак «равно»

— Вы продюсер не только «Находки», но и фильма «Райские кущи», вышедшего всего на неделю раньше. Обе ленты на сложные темы, затрагивают вопросы человеческой Совести, и обе — экранизации литературных памятников советской эпохи…

— Литературные памятники… Почему мы пошли по такому сложному пути? Дело не в советской эпохе… Это очень хороший и интересный материал — это главное. Мы нашли его у авторов советского периода, но сами проблемы, вопросы, которые находятся в фокусе внимания этих авторов вневременные. Вопросы совести, человечности, прощения актуальны во все времена.

Алексей Гуськов в фильме «Находка»
1
Алексей Гуськов в фильме «Находка»

— Я спрошу с точки зрения простого зрителя: а в чём вообще сегодня заключается профессия продюсера?

— Продюсер — это организатор, это тот, кто даёт жизнь проекту, вынашивает его и доводит до какого-то логического финала, до зрителя.

— Я почему ещё спрашиваю: хорошо помню 90-е годы, когда продюсерами стали называться люди, которые просто давали режиссёру деньги на фильм, — и на этом их роль в производстве заканчивалась.

— Режиссёры — люди очень беспомощные, они не знают, что с этими деньгами делать… Не знаю, как это было в 90-е, я в это время училась, но если это было так, как вы говорите, то сейчас, конечно, всё изменилось, сейчас это совершенно другая профессия. Продюсер — это человек, помогающий найти деньги под проект, который его интересует, увлекает, в котором он видит какую-то перспективу.

В советское, например, время продюсером было государство: оно решало, что снимать, что нужно зрителю, сколько на это можно потратить денег, как это всё прокатывать… Вот сейчас эти же функции выполняет продюсер.

Продюсеры фильма «Находка» Наталия Будкина и Дмитрий Клепацкий
2
Продюсеры фильма «Находка» Наталия Будкина и Дмитрий Клепацкий
© Пресс-служба компании «Reflexion Films»

— Продюсерами «Находки» значатся трое: Наталия Будкина, Алексей Земский и Дмитрий Клепацкий. Как вы между собой сработались?

— Прекрасно. Дима Клепацкий и Виктор Демент, наш режиссёр, изначально придумали эту историю и несколько лет пытались как-то сдвинуть её с мёртвой точки. Они проделали большую работу и в какой-то момент принесли нам сценарий. Мы встретились, познакомились — и решили делать этот фильм вместе.

Дальше мы совместно дорабатывали сценарий, коллегиально принимали решение о сборе команды, которая будет работать над проектом… И вот вы видите результат.

— А на каком этапе возник Алексей Гуськов, который и сам порой выступает продюсером своих фильмов?

— Алексей Гуськов был приглашён в качестве исполнителя главной роли — и даже участвовал в пробах при подборе партнеров, несмотря на весь свой звёздный статус, за что спасибо ему огромное. Он понимал, что эти пробы очень важны, так как очень важно собрать ансамбль, очень важно подобрать под него девочку, главную героиню.

Актёр Алексей Гуськов на премьере фильма «Находка»
3
Актёр Алексей Гуськов на премьере фильма «Находка»
© Пресс-служба компании «Reflexion Films»

— На премьере фильма режиссёр отметил, что он хотел рассказать историю, которая могла случиться и вчера, и сегодня, которая может случиться и завтра. И картина это подтверждает: нам вовсе не обязательно знать, что оригинальная повесть была написана полвека назад…

— Сама история у Тендрякова не требует адаптации к современности. Она универсальна, она на все времена. То, что беременная девочка испугалась позора и спряталась где-то в лесах, — возможно, это пережитки, но они и сейчас существуют, допустим, в некоторых закрытых общинах. И люди, которым мы показывали этот фильм по миру (мы сейчас возим его на кинофестивали), понимают, о чём идёт речь.

Это притча. А притча не имеет границ во времени, это вневременная история. Это история о том, что бытие важнее быта. О том, что ты в любом возрасте можешь обрести прощение: простить себя, простить других, повернуться лицом к этой жизни — и жизнь повернётся лицом к тебе.

Анастасия Шевелёва в фильме «Находка»
4
Анастасия Шевелёва в фильме «Находка»

— Интересно, а кто принял решение отказаться от антуража советской эпохи — режиссёр или продюсер? Ведь единственная примета времени в фильме — современный телефон-автомат в одном-единственном кадре…

— В данном случае это режиссёрское решение. И я не думаю, что что-то сильно изменилось бы, если б мы убрали эту телефонную будку. Как-то все цепляют этот телефон взглядом — и в этот момент удивляются: «А это всё происходит сейчас?!.» Да, сейчас.

И оно на самом деле всё так и есть. Так же живут люди, так же нарезают бутерброды с салом. Всё те же самые взаимоотношения, такие же дома, такой же быт. Когда мы увидели эту будку в карельской деревне, то сами были очень удивлены: бывает же такое?!. Дороги завалены снегом — не проехать, и вдруг — новенький телефончик!..

Режиссёр Виктор Демент на премьере фильма «Находка»
5
Режиссёр Виктор Демент на премьере фильма «Находка»
© Пресс-служба компании «Reflexion Films»

— Огромное дело — снять картину, тем более такую сложную в производственном отношении, со съёмками в зимнем лесу. Но не меньшая сложность — выпустить эту картину на экраны. А у вас к тому же две картины подряд, с разницей всего лишь в неделю. Как продюсер пытается преодолеть сложности, возникающие на последнем этапе? Или вы отдаете всё на откуп прокатчикам?

— Нет, мы в этом участвуем и очень активно, но это сложно. Мы только начинаем нарабатывать этот опыт, и наши идеи и предложения не всегда встречают поддержку у прокатчиков. К прокату этих двух картин у нас разный подход, работают разные прокатчики. По итогам проката мы сможем сравнить результаты и обобщить полученный опыт.

— А кто принимает решение о дате выхода в прокат? Мне, например, кажется, что «Находка» вышла в крайне непростой уик-энд: и без неё много интересных фильмов в прокате.

— Угадать с датой — это такая рулетка. И «Находку» мы долго как-то двигали, пытались развести с картиной как раз Алексея Геннадьевича «Пингвин нашего времени»…

— Которая появилась в итоге на две недели раньше

— Совершенно верно. И зритель, который видит афишу, может сразу не разобраться, что это два разных фильма… У каждой даты всегда есть и плюсы, и минусы. Ты их взвешиваешь — и принимаешь решение. Думаешь, что это оптимально, но в последний момент кто-то ставит похожий по жанру фильм на ту же дату — и ты двигаешь ещё…

Надежда Маркина в фильме «Находка»
6
Надежда Маркина в фильме «Находка»

— Я ещё переживаю, что «Находка» стартовала одновременно со «Страной ОЗ»: обе ленты участвовали в конкурсе «Кинотавра», но как разорваться поклоннику российского кино, который, может, и хотел бы посмотреть все лучшие наши фильмы именно в прокате?

— Это не всегда зависит от нас. Вот как случилось с «Райскими кущами»: с нами встала в ряд другая российская драма, которая появилась уже после того, как наш прокатчик объявил о релизе. И тут мы не можем ничего изменить. Обнадеживает то, что «Страна ОЗ» сделана всё-таки в другом жанре.

— А каково ваше продюсерское мнение насчёт конкуренции с иностранными картинами? Некоторые ваши коллеги даже просят вмешаться в процесс Министерство культуры — с тем, чтобы как-то регламентировать даты премьер голливудских фильмов, якобы мешающих отечественным…

—  Да, буквально на днях я получила письмо от нашей Гильдии продюсеров с текстом письма-обращения к Министру культуры. Речь идёт о том, чтобы мировые премьеры в России проходили в те же даты, что и во всём мире. Сейчас фильмы выходят с большим опозданием и сконцентрированы в новогодние каникулы — самый «урожайный» период для проката. Для российских фильмов, участвующих в новогодней гонке, — это действительно очень острый и актуальный вопрос.

И здесь я, конечно, поддержу своих коллег-продюсеров. Это такой период, когда залы в любом случае будут переполнены, и на сборах кинотеатров такие законодательные меры никак не отразятся. А то, что средства пойдут российским студиям, а не в Голливуд, — это важно для развития российского кино, и если государство реально здесь может чем-то помочь, то я — за.

Съёмочная группа фильма «Находка»
7
Съёмочная группа фильма «Находка»
© Пресс-служба компании «Reflexion Films»

Как зритель, я также за то, чтобы посмотреть мировые премьеры фильмов как можно раньше, не дожидаясь новогодних праздников. Но я не думаю, что это будет просто решить. Есть много факторов, которые необходимо принимать во внимание: голливудские студии боятся пиратства и не хотят выпускать свои ленты в России до определённого периода… Могут быть и чисто технические моменты: не всегда картина продублирована на разные языки на момент мировой премьеры и т. п.

Но заниматься этим нужно. Если государство не поможет упорядочить рынок кинопроката, то мы «не взлетим». Это к вашему вопросу о выборе даты. Пока это никак не регулируется. Любой российский фильм, рассчитанный на широкий прокат, может быть «убит» многомиллионным блокбастером, который неожиданно встаёт с ним в один уик-энд.

— А вот когда вы вступали в это путешествие с «Находкой» и с «Райскими кущами» — каким вы видели своего зрителя? Того, кто будет смотреть эти фильмы именно сейчас, в кино, а не потом, по телевизору?.. Вот кто этот человек?

— Это вы. Мне кажется, да. Безусловно — это не широкий прокат. Если описать портрет нашего зрителя, то это человек, который готов потратить свои деньги на то, чтобы о чём-то подумать, поразмышлять о своей жизни, поразмышлять о жизни в целом, найти для себя какие то подсказки на свои глубоко личные вопросы… Таких зрителей немного, но они есть. Вопросы, которые они себе задают, вечные и актуальны на все времена. Поэтому, я надеюсь, что у наших фильмов, как и у их литературной основы, будет долгая жизнь.

— Спасибо вам большое и за фильмы, и за эту беседу.

Кадр из фильма «Находка»
8
Кадр из фильма «Находка»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)