+1
Сохранить Сохранено 7
×

Чулпан Хаматова отмечает юбилей, «который не празднуют»


Чулпан Хаматова отмечает юбилей, «который не празднуют»

Едва только Чулпан Хаматова успела сделать свои первые шаги в кинематографе, как к ней уже прилепилась слава блистательного молодого дарования. Поначалу, конечно, это казалось излишне преувеличенными авансами, но роль за ролью — и всё подтвердилось. В какую-то пятилетку Хаматова из очаровательной дебютантки превратилась в главную звезду своего поколения, в актрису, к которой такие громкие эпитеты как «гениальная» и «великая» стали прилагаться даже несмотря на вроде как «неподходящие» для этого годы.

Ну, а чего скрывать, чего скромничать, чего ставить кавычки: да, гениальная, да, великая, да, абсолютно лучшая не только среди ровесниц, но и далеко плюс/минус. Разве что из ныне живущих легенд советской эпохи можно назвать единичные имена, к которым Чулпан пока только приближается; иных конкуренток у неё нет. Есть, конечно, те, кого больше любят в народе, кто получает заметно большие гонорары, кто осыпан призами сверху донизу — но всерьёз с ней никто не сравниться. Она не просто талантлива, она уникальна — а потому порой не вписывается в некие «общепринятые» стандарты, вырываясь за их пределы и уносясь далеко вперёд, открывая для себя новые возможности актёрского существования.

Кадр из фильма «Страна глухих»
1
Кадр из фильма «Страна глухих»

За годы в искусстве (звучит высокопарно, но почему бы и нет) Хаматова показала себя мастером, способным на очень многое. Одно из её несомненных достоинств — она умеет быть разной, оставаясь при этом собой. На экране она — вроде бы и она, но вместе с тем — другой человек, персонаж, живущий и чувствующий по сложившимся внутри фильма законам. Её героини могут быть сдержанными и скованными, а могут пуститься в пляс с первого такта, душа нараспашку. Но чего у них никак не отнять, так это мысли в глазах. В этих глазах есть и воспоминания о прожитой боли, и надежда на лучшее, но в них никогда нет пустоты. Они всегда горят — пускай иногда огонь этот и выглядит намеренно приглушённым.

Коллаж с кадрами из фильмов: «Время танцора», «Лунный папа», «72 метра», «Дети Арбата»
2
Коллаж с кадрами из фильмов: «Время танцора», «Лунный папа», «72 метра», «Дети Арбата»

Своим ярким взлётом актриса обязана фестивальному кино: сперва «Время танцора» (1997), а потом и «Лунный папа» (1999) победили на «Кинотавре». Но если в первом случае Чулпан играла в слаженном ансамбле, то уже во втором — солировала, вытягивая на своих хрупких плечах всю картину. Между ними прогремела попавшая в конкурс Берлинале «Страна глухих» — роль, с которой, возможно, многие до сих пор ассоциируют Хаматову.

Сейчас такого рода ленты причисляют к арт-мейнстриму — в них авторское высказывание органично сочленяется со зрительской подачей. Но удачи подобного толка в её фильмографии редкость — можно ещё вспомнить разве что «72 метра», да и то роль «любовного интереса» — удача всё-таки относительная. Увы, в России подобное направление по-прежнему не развито — у нас постоянно крен либо в одну сторону, либо в другую. А с чисто жанровыми картинами — типа «Меченосца» и «Домового» — Хаматовой не повезло: подкачала незрелая режиссура, не справившаяся на должном уровне с поставленной задачей.

Кадр из фильма «Бумажный солдат»
3
Кадр из фильма «Бумажный солдат»

Поэтому в нулевые свои лучшие роли Чулпан сыграла в сугубо авторском кино, особо тесно сработавшись с Алексеем Германом-младшим и Андреем Эшпаем. Эффект, правда, разный: фильмы первого — неизменные участники международных кинофестивалей («Garpastum» и «Бумажный солдат» были в Венеции, «Под электрическими облаками» зимой этого года — в Берлине), картины второго («Многоточие», «Событие», «Элизиум») нестандартны настолько, что далеко не всем знакомы даже на родине.

Хотя именно с Эшпаем связана одна из главных её творческих побед — главная роль в многосерийной экранизации романов Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» (2004). Забег на длинную дистанцию продолжился телевизионной же экранизацией великого романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», следом вышел «Казус Кукоцкого» по Людмиле Улицкой. По сути, к своим тридцати годам Чулпан Хаматова сыграла объём, которым многими не достигается и в куда как более преклонном возрасте. И речь не о количестве серий — а о глубине образов, о правде характеров.

Коллаж с кадрами из фильмов: «Тувалу», «Garpastum», «Казус Кукоцкого», «Доктор Живаго»
4
Коллаж с кадрами из фильмов: «Тувалу», «Garpastum», «Казус Кукоцкого», «Доктор Живаго»

А ведь к тому времени мы чуть было её не потеряли — ещё в конце 90-х актриса начала пробовать себя в немецком кино. Сперва были всё те же фестивальные опыты (отличное «Тувалу», например), а потом — тот самый арт-мейнстрим, причём высочайшего уровня: «Гуд бай, Ленин!» (2003) получил множество престижных призов, включая звание лучшего фильма года от Европейской киноакадемии. Экранный бойфренд Хаматовой Даниэль Брюль сделал с тех пор голливудскую карьеру, и нет никаких сомнений, что и наша звезда могла бы добиться там весьма заметных успехов, так как нацеленность на победу — это в её крови, это одно из сильнейших её качеств. Но родная сторона оказалась ближе — чему мы, на самом деле, должны только радоваться.

Кадр из фильма «Гуд бай, Ленин!»
5
Кадр из фильма «Гуд бай, Ленин!»

Театральные роли Чулпан Хаматовой — предмет отдельного разбора, ровно как и её выдающаяся общественная деятельность. Прима «Современника», соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь», соведущая (одно время) программы «Жди меня» — всё это тоже она. Вероятно, только постоянная занятость на всех прочих фронтах «увела» в последние несколько лет Хаматову от кино. Хотя список её работ и пополнился такими прозвучавшими названиями как «Иван Грозный», «Достоевский», «Пепел», роли в этих сериалах не были главными. Соскучился по актрисе и большой экран — даже в уже упомянутом новом фильме Германа её роль выглядит совсем крошечной. Ситуацию призваны исправить «Райские кущи» и «Синдром Петрушки», где актриса вновь встречается со своими давними — и лучшими — партнёрами: с Евгением Цыгановым и Евгением Мироновым.

Впереди у народной артистки России, уже дважды получавшей Государственную премию, — будущее, которое наверняка ни в чём не уступит столь волшебному прошлому.

Кадр из фильма «Райские кущи»
6
Кадр из фильма «Райские кущи»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • Леонид
    Леонид 08 марта 2018

    О, Чулпа-а-а-ан! Навсегда! Не надо даже фильмов, достаточно кадров...!

    Ответить
    0 +