Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Ковбой и коп, актёр и режиссёр: великий Клинт Иствуд отмечает 85-летие

31 мая 2015, 10:58 | Максим Марков
Кадр из фильма «Фрэнсис на флоте»
Кадр из фильма «Фрэнсис на флоте»

Актёрский дебют

По нынешним меркам Иствуд дебютировал в кино поздно — в 25 лет. Однако согласно правилам того времени в титры фантастического ужастика «Месть твари» он не попал: столь крохотные появления в кадре оставались тогда безымянными. Но уже в том же 1955-м его поставили пятым в титрах притворявшейся комедией военной агитки «Фрэнсис на флоте» — очередной серии довольно странной франшизы про говорящего мула (которая, конечно, требует отдельного изучения, будучи доказательством того, что Голливуд сошёл с ума далеко не сегодня). Персонаж молодого Клинта ничем, в принципе, не выделялся из числа прочих морячков, зато ему достался едва ли не единственный за всю картину полноценный трюк: на полном ходу он перебирался с одной едущей машины на крышу другой.

​Кадр из телесериала «Сыромятная плеть»
​Кадр из телесериала «Сыромятная плеть»

Молодой ковбой

С начала 1959-го по конец 1965-го в американском телеэфире было показано 217 часовых серий «Сыромятной плети» — истории про то, как группа образцовых ковбоев перегоняла огромное стадо из Техаса в Миссури. Путь долгий, свыше тысячи километров, что ни день — то материал для нового эпизода. Создатели сериала — в числе которых был и исполнитель одной из главных ролей Клинт Иствуд — трижды получали «Бронзового ковбоя», высшую национальную награду в жанре вестерна. Спустя три десятилетия наш юбиляр вернётся на церемонию, чтобы забрать приз уже за лучший вестерн на большом экране — за «Непрощённого». Но тогда, в 60-е, это были для него не просто первые призы (к слову, именно актёрских премий у Иствуда практически нет), но и первые шаги к подлинной славе: образ ковбоя прилип к нему именно за эти шесть телевизионных лет. И именно в «Сыромятной плети» его увидел Серджио Леоне.

​Кадр из фильма «За пригоршню долларов»
​Кадр из фильма «За пригоршню долларов»

Долларовая трилогия

Великим Клинт Иствуд стал благодаря «спагетти-вестернам» «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Впрочем, вряд ли тогда это будущее величие им сознавалось: 33-летнему актёру, мечтавшему о голливудской карьере, съёмки в Италии вполне могли поначалу показаться ссылкой в безвестность. Но как Серджио Леоне доверился ему, так и он доверился режиссёру — ну, а результат всем известен: герой, одинаково ловко управляющийся как с оружием, так и с нервами противника, полюбился миллионам зрителей. Полвека в статусе безусловной классики — согласитесь, далеко не каждый фильм выдерживает подобное испытание временем. А тут их сразу три!

Кадр из фильма «Грязный Гарри»
Кадр из фильма «Грязный Гарри»

Грязный Гарри

В Америке «долларовая трилогия» вышла только в 1967-м, и свою нарастающую популярность актёр укреплял уже в связке с режиссёром Доном Сигелом (им двоим — Леоне и Сигелу — Иствуд позже посвятит упомянутого уже «Непрощённого»). Своё сотрудничество они начали в 1968-м с «Блефа Кугана», но подлинного успеха добились спустя три года, когда кинотеатры оккупировал «Грязный Гарри» — фильм, подаривший миру не просто нового героя (ковбой превратился в копа), но новый жанр. С тех пор образ жёсткого полицейского, идущего напролом, игнорируя «глупые» правила, стал едва ли не штампом, но Гарри Каллахан и сегодня — образец для подражания. Всего об этом герое было снято пять фильмов (последний вышел в 1988-м), так что нечего удивляться тому, что если для одних Клинт Иствуд в первую очередь — киноковбой, то для других — навсегда полицейский.

Кадр из фильма «Поставь мне „Misty“»
Кадр из фильма «Поставь мне „Misty“»

Режиссёр

1971-й год для Иствуда был воистину звёздным: всего лишь на месяц раньше «Грязного Гарри» в американский прокат вышел его режиссёрский дебют «Поставь мне „Misty“», который у нас вопреки сюжету переводят то как «Сыграй мне перед смертью», то и вовсе бредово: «Сыграйте мне туманно». Хотя «Misty» — это джазовый стандарт Эрролла Гарнера, который герой фильма, радиоведущий, регулярно ставит в эфир по просьбе одной из своих слушательниц. Однажды эта женщина решает пойти в наступление — и в дальнейшем отказывается слышать любовника, когда тот говорит, что никаких «отношений» у них вовсе не будет. Триллер о том, как опасно спать со своими фанатками, получился на славу и стал предшественником целой связки похожих по сюжету картин — от «Рокового влечения» до недавнего «Поклонника». Статус суперзвезды был закреплён на церемонии вручения «Оскаров»: именно Клинт Иствуд назвал «Крёстного отца» лучшим фильмом 1972-го года. Во второй раз эту же честь ему предоставят уже в 2000-м — тогда в его конверте окажется «Красота по-американски».

Кадр из фильма «Побег из Алькатраса»
Кадр из фильма «Побег из Алькатраса»

Гонорары и соблазны

В 1978-м Иствуд достигает своего коммерческого пика, получив максимальный гонорар — 12 миллионов долларов — за роль кулачного бойца, дружащего с орангутангом: фильм «Как ни крути — проиграешь». К этому моменту он счастливо, можно сказать, избежал двух страшных соблазнов: стать героем многострадального шедевра «Апокалипсис сегодня» и сыграть Супермена; очевидно, что оба варианта кардинально изменили бы его дальнейшую карьеру. Иствуд наверняка понимал, что у него в искусстве свой путь — и предпочёл играть в более «скромных» картинах. Некоторые их них, впрочем, отлично смотрятся и сегодня — а «Побег из Алькатраса» Дона Сигела и вовсе можно назвать очередным образчиком жанра. Много было фильмов про побег из тюрьмы, но не вспомнить этот — никак невозможно.

Кадр из фильма «Имя ему Смерть»
Кадр из фильма «Имя ему Смерть»

Канны

В 1985-м режиссёр Клинт Иствуд с вестерном «Имя ему Смерть» впервые попадает в конкурс Каннского кинофестиваля — что из рядового смертного постановщика тут же превращает его в Автора. Довольно быстро — всего через девять лет — Иствуд выбьется в председатели жюри и отдаст главный приз Квентину Тарантино (хотя сам потом и будет говорить, что болел за другой фильм, и победа его соотечественника — коллегиальное решение). А в 2009-м администрация фестиваля присудит ему почетную «Золотую пальмовую ветвь», что у одних вызовет вопросы, а у других — безусловное согласие.

Клинт Иствуд и Форест Уитакер на съёмках фильма «Птица»
Клинт Иствуд и Форест Уитакер на съёмках фильма «Птица»

Джаз

Своей любви к джазу Клинт Иствуд не скрывал уже в первом поставленном им фильме: мало «джазового» названия, так ещё один из эпизодов был снят на всамделишном джазовом фестивале. Но «Птица» (1988) — это уже не просто признание в любви, а фильм, каких мало. Биография великого Чарли Паркера не просто вновь привела Иствуда в Канны, но была отмечена там сразу двумя призами: за лучшую мужскую роль (Форест Уитакер) и за превосходное качество саундтрека (звуковики впоследствии будут также премированы «Оскаром»). Но самое главное: картина принесла автору первую по-настоящему большую награду: «Золотой глобус» за лучшую режиссуру — и это притом, что в категории «Лучший фильм» «Птица» даже не была выдвинута! Позже музыкальные симпатии Иствуда будут выражены в одной из серий телевизионного исследования «Блюза», а также в прошлогодних «Парнях из Джерси», которые по сравнению со «Снайпером» прошли почти незамеченными.

Кадр из фильма «Непрощённый»
Кадр из фильма «Непрощённый»

Первый «Оскар»

"Актёром, притворяющимся режиссёром", Клинт Иствуд перестал быть в 1992-м году, со своим шестнадцатым фильмом. Говорят, он готовился к этой постановке десять лет — подготовка себя полностью оправдала. «Непрощённый» принёс ему три «оскаровские» номинации — актёрскую, режиссёрскую и продюсерскую; вторая и третья оказались успешными (спустя двенадцать лет расклад повторится с «Малышкой на миллион»). Историю завязавшего убийцы, решившего вновь взяться за ружьё во имя справедливости (ну и приличного гонорара), вряд ли можно назвать безусловным шедевром, но какой-то нерв в ней определённо задет, особенно учитывая, что такое вестерн для американцев. С «Оскаром» за лучший фильм года 62-летний Клинт Иствуд окончательно утверждается в статусе живого классика. И тут же укрепляет успех, снявшись в более чем удачном триллере Вольфганга Петерсена «На линии огня».

Кадр из фильма «Мосты округа Мэдисон»
Кадр из фильма «Мосты округа Мэдисон»

Романтик

Кто-кто, а наш сегодняшний юбиляр никогда не походил на романтического персонажа. Ковбой — да, полицейский — да, разнообразные производные — пожалуйста; но герой-любовник?.. Но, видать, первые и последние фразы из «Непрощённого» — те, где миссис Фризерс не могла понять, почему её дочь вышла замуж за столь мрачного типа, — заложили в голову Иствуда некоторые «фривольные» мысли, приведшие его к «Мостам округа Мэдисон». Справедливости ради надо сказать, что любовной мелодрамой была уже вторая его картина «Веселушка», но тогда он предпочёл не появляться в кадре, ограничившись лишь режиссурой. В «Мостах» же он составил идеальный дуэт с Мэрил Стрип, и хотя картина не получила принципиальных наград, многие согласятся с тем, что это одна из лучших его как актёрских, так и режиссёрских работ.

Фрагмент постера фильма «Малышка на миллион»
Фрагмент постера фильма «Малышка на миллион»

Второе дыхание

В новый век 70-летний Иствуд вошёл с «Космическими ковбоями», которых можно было бы даже счесть пародийными, не будь они такими серьёзными (группа пенсионеров летит на орбиту спасать престиж русских, у которых вышел из строя единственный спутник — с ядерными боеголовками, как выясняется в финале). Для иного режиссёра подобный фильм вполне мог бы стать лебединой песней, но вот что странно: именно на восьмом десятке Клинт Иствуд вступил в золотой период своего творчества. Новой вехой в его фильмографии стала в 2003-м «Таинственная река», блистательный драматический триллер, не только принёсший «Оскары» Шону Пенну и Тиму Роббинсу, но и позволивший Иствуду дебютировать в качестве композитора (с тех пор его музыка прозвучала ещё в шести картинах). Спустя год — другой мощнейший удар: «Малышка на миллион», ставшая вторым его «лучшим фильмом» по версии Американской киноакадемии и сделавшая мастера старейшим из режиссёров, выигравших «Оскара». А ещё через пару лет — выдающийся дуплет «Флаги наших отцов» / «Письма с Иводзимы», показавший одно и то же сражение Второй мировой войны с двух полярных точек зрения: американских и японских солдат. И если бы всё — до нынешнего юбилея Иствуд успеет поставить ещё семь картин!

Кадр из фильма «Гран Торино»
Кадр из фильма «Гран Торино»

Последняя роль

Завершить актёрскую карьеру Клинт Иствуд был намерен в 2008-м ролью в своём фильме «Гран Торино» — и придумано это было отменно. Довольно противный, но колоритный герой, ошибавшийся, но всё-таки пришедший к правильным выводам; плюс эффектный финал, достойный того, чтобы торжественно закрыть за собой занавес. И пусть призов лента не собрала, массовый зритель попрощаться с любимым артистом пришёл: ещё один его «скромный» фильм стал на родине настоящим хитом. Однако прощание оказалось преждевременным: спустя четыре года в режиссуре собрался дебютировать давний помощник Иствуда Роберт Лоренц, бывший его ассистентом с 1995-го и продюсером с 2002-го. Отказать ему было неудобно, и потому Иствуд вновь вышел на съёмочную площадку в качестве актёра в ленте «Кручёный мяч» — про слепнущего, но не потерявшего хватки бейсбольного скаута.

Клинт Иствуд и Брэдли Купер на съёмках фильма «Снайпер»
Клинт Иствуд и Брэдли Купер на съёмках фильма «Снайпер»

© filmz.ru

№ 1

Когда «Снайпер» только начал получать первые награды, став пятой режиссёрской работой Иствуда, выдвинутой академиками на звание лучшего фильма года, это поначалу казалось не более чем очередной данью уважения: старику почти 85, до сих пор снимает кино, пусть порадуется. Но когда картина из ограниченного проката вышла в широкий, то уже в первые выходные сорвала банк в сто миллионов, удвоив сумму через две недели, утроив через месяц!.. Биография ветерана Ирака, самого результативного в истории страны стрелка, всколыхнула заокеанскую общественность, как давно того не бывало: споры о том, является ли Крис Кайл героем или антигероем, продолжаются там до сих пор — как, собственно, и прокат картины. Которая впервые за долгие годы отняла первую строчку годовых кассовых сборов у лент, рассчитанных преимущественно на молодёжную аудиторию. Таким образом, вопреки своим годам Клинт Иствуд вновь доказал, что прекрасно ориентируется в современном кинопространстве и пороха в пороховницах у него ещё предостаточно.

Редко кто в кино сохраняет столь светлую голову в столь преклонные годы, но впечатление такое, что сегодняшний юбиляр готов хоть сейчас в седло, хоть сейчас в очередную полицейскую погоню. Но лучше — опять на съёмочную площадку.

Клинт Иствуд
Клинт Иствуд
Сохранить
в других СМИ

Комментарии (0)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети: