+1
Сохранить Сохранено 7
×

Как ни крути, а зори по-прежнему тихие


1 19 506

Как ни крути, а зори по-прежнему тихие

«А зори здесь тихие…»

Россия, реж. Ренат Давлетьяров, в ролях: Пётр Фёдоров, Анастасия Микульчина, Евгения Малахова, Кристина Асмус, Агния Кузнецова, Софья Лебедева, Екатерина Вилкова, Дарья Мороз, Анатолий Белый, Виктор Проскурин.

Сайт фильма

В мае 1942-го в одной северной деревушке не война была, а по тогдашним меркам «курорт»: именины, пьянство, мордобой. Две зенитные установки стояли так, на всякий случай: в то, что немцы доберутся и сюда, никому не верилось. Тем не менее, поддерживать порядок было необходимо, и на смену загулявшим бойцам привезли непьющих: молодых зенитчиц. И правильно сделали: вскоре, ранним утром, одна из них заприметила в лесу двух фашистов. Обдумав ситуацию, 32-летний старшина Федот Васков рассчитывает обогнать чужеземцев и по-тихому захватить их в плен, для допроса. Операция кажется несложной, и с собой он берёт лишь пятерых девчат: Риту Осянину, Женю Комелькову, Соню Гурвич, Лизу Бричкину и Галю Четвертак.

Трейлер фильма «А зори здесь тихие…»

Новому фильму Рената Давлетьярова и без нас достанется от каждого второго, так что даже волей-неволей хочется за него заступиться. Тут важно сразу понимать главное: смотреть такое кино следует лицам, не обременённым культурным багажом и образованием. Вот тогда всё будет нормально: наверняка возникнет напряжение, появится интерес к сюжету, можно будет попереживать за судьбу героев. И не будет того, что «топит» картину в глазах иного зрителя: ненужного, но неизбежного сравнения.

Когда не с чем сравнивать, многое выглядит иначе, и если заставить себя взглянуть на фильм прямо и честно, трудно не признать того, что на самом деле он очень даже ничего, на общем фоне — так и вовсе совершенно нормальный. Добротный, ладный, грамотно сделанный, практически без видимых «косяков». С отменной работой съёмочной группы, не испугавшейся карельского леса, с хорошими актрисами и замечательным Петром Фёдоровым в главной роли. Короче, фильм как фильм, вполне достойный рекомендации и положительной оценки. И если он и правда сделает то, на что нацелен, — познакомит молодое поколение с повестью Бориса Васильева и даст тем самым нынешним подросткам пищу для размышлений о Великой Отечественной, — то и прекрасно, так держать, молодцы, спасибо.

Патриотическая акция от создателей фильма

Несколько хуже, чего лукавить, всё обстоит в том самом сравнении, избежать которого хотелось бы, да не получится. Всё-таки непростительно будет совсем не заметить того, что лента с тем же названием уже существует, постоянно присутствуя как в памятные дни на телеэкранах, так и в сердцах некогда посмотревших её зрителей. По итогам 1972-го экранизация Станислава Ростоцкого была названа лучшим фильмом года читателями журнала «Советский экран» (что значило в то время больше, быть может, нынешней «Ники»), ленту по достоинству оценили и далёкие от наших идеалов иностранцы (номинация на «Оскар»). Сегодня те «А зори здесь тихие» — безусловная классика, одна из лучших советских картин вообще и о войне в частности.

И хотя официально нынешний фильм — не ремейк, а новое обращение к литературному первоисточнику (ровно как и вышедший десять лет назад китайский телесериал), вопрос, зачем он был нужен, не исчезнет так просто. Наличие эталонной и всеми признанной постановки, а также огромного числа иных, ещё не тронутых кинематографом военных романов, всё-таки заставляет усомниться в искренности создателей ленты, уверяющих, что их увлекла лишь сама история — и ничего больше. Конечно, расчёт на «скандал» был, как была надежда и на это самое сравнение — в том плане надежда, что «у нас-то получится лучше» (кавычки условны, цитатой не является).

Отчасти это подтверждают и слова автора новой сценарной версии Юрия Короткова, на встрече с прессой обозначившего три поставленные перед ним задачи. Они объединены общей идеей: «вернуться» к повести Васильева, к тому, от чего отошёл, оказывается, Ростоцкий (ниже присутствует спойлер). Поэтому здесь старшина Васков — «трагический персонаж с надломом»; самостоятельным героем, «работающим» на наших, выступает матушка-природа; а воспоминания девушек лишены театральности и советской политкорректности, напоминая, что им «не за что сказать „спасибо“ своей великой родине — и тем не менее, они защищают её и гибнут». (Конечно, тут следовало бы избегать любых подсказок, но всё-таки хочется верить, что тот, кто дочитал до этой строки, в курсе, чем всё в фильме закончится.)

Фильм о фильме «А зори здесь тихие…»

Далее искать десять и более отличий могут особо любопытные. Из самых очевидных: отсутствие «современных» вставок; меньше разговоров про устав; географический разброс, ставший возможным благодаря тем самым девичьим воспоминаниям (Сибирь, Таллин, Минск, Красная площадь, не считая Сортавалы, которая совсем недалеко от основных мест событий); усиленная драматизация прошлого героинь; текст от автора в исполнении Сергея Гармаша (избитый литературный ход, заведомо снижающий чисто кинематографическое качество картины); секс-символ эпохи Кристина Асмус в роли «некрасивой» Четвертак…

Да, вы, быть может, ждёте пары слов про баню?.. Баня есть, и да, она лишена былой целомудренности. Более того: ещё имеется водопад. Слабаки боялись, что он как раз заменит большую помывку, но напротив — Давлетьяров встал выше упрёков, которые не раз доводилось слышать Ростоцкому, он не сократил обнажёнку, а дополнил её! И вот пройдя мерзкое и холоднющее болото, пятеро бойцов женского пола решительно скидывают с себя всё, дабы отважно встать под столь же ледяную, зато чистую и прозрачную воду и неспешно привести себя в порядок, причём в присутствии самого Федота, которого ещё недавно девчата так опасались. Несомненно, у режиссёра были при этом самые благородные цели и о том, чтобы привлечь в зал этим самым мальчишек, он вовсе даже не думал.

Песня из фильма «А зори здесь тихие…»

В целом же возникает ощущение, что решительно вся постановка двигалась буквально от противного, в стремлении ни в чём, ни в темпе, ни в ракурсе, не совпасть с легендарной картиной (вплоть до того, что раньше немцы шли слева направо, а сейчас шагают справа налево). Точь в точь здесь, кажется, снята единственная сцена, зато уж там сходство очевидно. Тем примечательнее моменты, которых в первой экранизации вовсе не было: именно в них нет-нет да и проявляется обидная «лажа»; впечатление такое, что режиссёр, не имея возможности сделать иначе и вынужденный, наконец-то, снимать по-своему, словно лишается опоры, падая жертвой собственных (возможно, чрезмерных) амбиций.

И как в этой связи не вспомнить тот факт, что данный опыт «собственного прочтения» у Давлетьярова уже не первый: ранее он уже заново переснял сценарий «Американки» — и лишь злая прокатная судьба до сих пор не позволила широкому зрителю оценить и ту его «переделку»; там, кстати, сцена в женской бане тоже имеется, но это, конечно, чисто художественная случайность.

Впрочем, тут всё же вернёмся к первым строчкам: сравнение губительно для объективной оценки, а сама по себе новая версия «Зорей» вполне даже приличная.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (18)

  • Strelok
    Strelok 30 апреля 2015

    Я конечно гляну, из принципа! Но ставлю свой винтарь в заклад, что будет сия киношка хуже, чем у Ростоцкого!

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 30 апреля 2015

    тут и спорить нечего; сравнение чего-то нового с чем-то старым практически всегда не в пользу первого, исключения единичны

    Ответить
    0 +
  • Vascom
    Vascom 30 апреля 2015

    Даже в кино это не всегда так. К примеру "Терминатр 2" гораздо лучше старого "Терминатор". И современные автомобили явно лучше первых моделей Форда. Сравнение нового и старого вполне возможно и нельзя сказать заранее что окажется лучше.

    Ответить
    0 +
  • Alex Alex
    Alex Alex 30 апреля 2015

    абсолютно некорректное утверждение . речь идёт не о выпуске новых улучшенных моделей а об экранизации романа одним многих возможных постановщиков , а про терминатор 2 так это едва ли не единственное исключение , тем более что снимал оба фильма один и тот же гениальный режиссёр с разницей по моему лет в 10.

    Ответить
    0 +
  • Vascom
    Vascom 30 апреля 2015

    Психология людей такова, что им проще воспринимать творения современников. К примеру фильмы Чарли Чаплина - да, классика, шедевр, но вы же не смотрите их по вечерам чтобы расслабиться или насладиться. Молодому поколению нужны и фильмы поновее. В большинстве фильмов до 50-х гг XX века слишком много наивности, и т.п. Времена сейчас другие, поколения другие.

    Ответить
    0 +
  • Alex Alex
    Alex Alex 30 апреля 2015

    В этом смысле Вы правы , но не путайте современность с уровнем мастерства или таланта авторов . Есть современные фильмы очень хорошо снятые , Относится ли к ним данная картина ? Вы знаете есть такой сериал "Бригада" который общепризнанно считается одним из лучших сериалов за всю историю советского и уж тем более российского кино , и так же есть его односерийное продолжение "Бригада наследник" являющееся отвратительной , жалкой , даже близко не стоящей к "Бригаде" пародией .

    Ответить
    0 +
  • Vascom
    Vascom 30 апреля 2015

    Да может, но не обязательно. Можно по другому расставить акценты, поменять идеологию. Даже если будет не лучше, то по другому и будет иметь право на существование. Посмотрите сколько разных постановок спектаклей по одним и тем же пьессам. У всех разная игра актёров, работа режиссёров и других создателей. Зачем же сразу осуждать?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 30 апреля 2015

    в данном примере вы путаете сиквел с ремейком - то есть говорите про продолжение, а не про переделку. сиквелы - да, бывают и лучше, и успешнее, 21-й век тому особым свидетельством. Я же говорю в случае с "Зорями" о переделке - вот где новое чаще всего может проигрывать старому

    Ответить
    0 +
  • Vascom
    Vascom 30 апреля 2015

    Да может, но не обязательно. Можно по другому расставить акценты, поменять идеологию. Даже если будет не лучше, то по другому и будет иметь право на существование. Посмотрите сколько разных постановок спектаклей по одним и тем же пьессам. У всех разная игра актёров, работа режиссёров и других создателей. Зачем же сразу осуждать?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 30 апреля 2015

    я и не осуждаю. хотя театр и кино - опять же разные вещи. тут "проблема" в чем: у нас просто нет культуры подобного рода повторных экранизаций. то, что совершенно привычно в развитых кинокультурах, у нас по-прежнему воспринимается как редкость, если даже не дикость. когда-нибудь, возможно, ситуация в восприятии изменится. хотя вопрос, зачем нужна новая постановка при наличии эталонной, все равно может остаться.

    Ответить
    0 +
  • Олег
    Олег 30 апреля 2015

    Тошнит уже от этих "секс-Асмус-символов". Не буду смотреть "новодел", чтобы не портить воспоминание о первом просмотре фильма Ростоцкого. Давно это было. Не скрою-слёзы утирал!

    Ответить
    0 +
  • ALEX2
    ALEX2 30 апреля 2015

    кому нравится говно, надо почаще заглядывать в унитаз

    Ответить
    1 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 30 апреля 2015

    Высокохудожественно.

    Ответить
    0 +
  • vlandin
    vlandin 30 апреля 2015

    Виртуозно, но только для ассенизатора.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 30 апреля 2015

    да в преддверии 70-летия Победы вас за такие слова и забанить можно

    Ответить
    0 +
  • vlandin
    vlandin 30 апреля 2015

    В СССР инакомыслящие, называющиеся диссидентами во все тяжкие скулили, что им нужна свобода творчества и тогда они смогут создавать шедевры. Прошло 20 лет. Уважаемые, мыслящие иначе, где ваши шедевры? Куда ни посмотришь, всюду переделки прошлых шедевров. Во всех видах искусства, вплоть до балета. Оказалось, что не умеют, только скулят. Моё фи "новому" фильму. Автор. Дорогой мой, если не можешь сделать лучше, чем прежний вариант, не берись, не позорься и не пожирай время у зрителей. Зрители ценят только шедевры. Серость никого не интересует. Без обид, автор. Сам напросился.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 30 апреля 2015

    "Зрители ценят только шедевры" - к сожалению, глубочайшее заблуждение, присущее многим интеллигентам. кассовые сборы и телевизионные рейтинги наглядно свидетельствуют, что зрители в первую очередь ценят комедии "Энджой мувис" и прочее "не парящее" "мыло"(((

    Ответить
    0 +
  • Фёдор
    Фёдор 01 мая 2015

    соглашусь с первым предложением!

    Ответить
    0 +