+2
Сохранить Сохранено 7
×

Он украл «нашу прелесть»! И может украсть вторую


2 3 705

Он украл «нашу прелесть»! И может украсть вторую

Нынешний любимчик Европейской киноакадемии и главный конкурент нашего Андрея Звягинцева на пути к вожделенному золоту родился в 1957-м году, в Варшаве, однако долгие годы считался не польским, а английским кинематографистом, ибо жил и работал не на родине, а в Великобритании. Несмотря на то, что в искусстве он уже более двадцати лет, «Ида», ознаменовавшая возвращение к корням, стала всего лишь пятой его большой игровой картиной.

Кадр из фильма «Москва — Петушки»
1
Кадр из фильма «Москва — Петушки»

Первые известные нам работы Павликовского были сняты для британского телевидения и вдохновлялись российской литературой и страной, которая на тот момент ещё звалась Советским Союзом. В 1991-м году, через год после ухода из жизни писателя Венедикта Ерофеева, вышло телеэссе «Москва — Петушки»; вслед за ним свет увидело «Путешествие Достоевского» — рассказ о правнуке гения, работающего водителем трамвая, но изыскавшего возможность погулять по Западной Европе. Благодаря второй ленте режиссёр впервые попал в поле зрения Европейской киноакадемии, удостоившей его Специального упоминания в документальной номинации.

Кадры из фильма «Стрингер»
2
Кадры из фильма «Стрингер»

Отвлёкшись ненадолго на «Сербский эпос» (1992), снятый во время войны на Балканах, Павликовский вновь возвращается в Россию — теперь уже ради «Путешествия с Жириновским» (1995), ещё одного документального портрета для интересующихся чужими политиками британцев. Полученные в результате этого опыта впечатления легли в основу его игрового дебюта «Стрингер» (1998), в котором условного Жириновского (но с более трагичной судьбой) играл Владимир Ильин, а под его обаяние попадал персонаж Сергея Бодрова-младшего, не расстающийся с видеокамерой в поисках «горячих» сюжетов. Постигать российские реалии «нового смутного времени» режиссёру помог его соавтор — сценарист Геннадий Островский, а роли второго плана сыграли артисты уровня Леонида Куравлёва и Анны Каменковой. Тут следует уточнить, что несмотря на обилие наших имён в титрах, речи о копродукции тогда вовсе не шло, и права на «Стрингера» — не совместные, а исключительно британские.

Кадр из фильма «Последнее пристанище»
3
Кадр из фильма «Последнее пристанище»

Российский след присутствует и в следующей работе Павликовского, благодаря которой он вышел на качественно новый уровень. «Последнее пристанище» (2000) — рассказ о москвичке, вместе с сыном отправившейся в поисках лучшей жизни в Англию, но оказавшейся не в благообразном Лондоне, а в лагере для беженцев, условия в котором заставляют её задуматься о правильности сделанного выбора. Главную роль в этом горьком фильме исполнила Дина Корзун, решившая тогда вплотную заняться зарубежной карьерой, её партнёром выступил хорошо известный сегодня Пэдди Консидайн («Армагеддец»). Социальная драма, в очередной раз повторяющая мысль о том, что Европа вовсе не является раем, нахватала призов различного достоинства, Павликовский был номинирован как «Открытие года» Европейской киноакадемией и признан «Лучшим новичком» Британской.

Кадры из фильма «Моё лето любви»
4
Кадры из фильма «Моё лето любви»

Свою репутацию режиссёр укрепил расчудесной лентой «Моё лето любви» (2004), помимо прочего запустив на звёздную орбиту актрису Эмили Блант, получившую тогда свои первые номинации и награды (и как следствие — роль в «Дьявол носит «Prada»). Лирическая повесть о недолгой дружбе двух девушек, лишь недавно начавших задумываться о поцелуях, не была лишена пикантных моментов, хотя решены они были более чем целомудренно: автора интересовал не скандал, а та пора отрочества, когда чувства только-только пробуждаются. На сей раз картина Павликовского получила уже четыре номинации на Европейские кинонаграды, но главное — премию «BAFTA» за лучший британский фильм года. После чего автор вновь посетил Москву, дабы лично представить свою новую работу на российской премьере.

Кадр из фильма «Женщина из Пятого округа»
5
Кадр из фильма «Женщина из Пятого округа»

По причинам, нам сейчас неведомым и нуждающимся в особом исследовании, режиссёр не стал ковать золото, пока горячо, и на долгие семь лет выпал из кинопроцесса. Его возвращение случилось только в 2011-м году на фестивале в Риме, где в конкурсе участвовала «Женщина из Пятого округа» с Итаном Хоуком и Кристин Скотт Томас в главных ролях. Впрочем, фильм с элементами притчи и налётом мистицизма, успеха ни тогда, ни позже не снискал — и нового витка в карьере Павликовского не случилось.

Режиссёр Павел Павликовский с наградами Европейской киноакадемии
6
Режиссёр Павел Павликовский с наградами Европейской киноакадемии
© Ints Kalnins / REUTERS

И вот — «Ида», признанная в Польше лучшим фильмом года, победившая в Лондоне, взявшая сразу пять Европейских кинонаград и по всем фронтам штурмующая сейчас Америку: номинации на «Независимый дух» и «Золотой глобус» дают 99-процентную гарантию выдвижения на «Оскар» и практически отбирают у России надежду на премии для «Левиафана» (впрочем, им обоим вполне могут составить конкуренцию и иные картины).

Хотя нет, надежда всегда остаётся. Тем более что в Голливуде зачатую важнее оказывается не столько качество фильма, сколько то, как его продвигают, рекламируют, как его подают. Нельзя отрицать и политического фактора, хотя предсказать, как он повлияет на итоговый выбор, не так-то и просто: вспомним хотя бы, что «Москва слезам не верит» победила в 1981-м вопреки присутствию советских войск в Афганистане и после бойкота американцами наших Олимпийских игр — то есть, тоже далеко не в радужной ситуации.

Кадр из фильма «Ида»
7
Кадр из фильма «Ида»

Принципиальна и близость темы тамошним киноакадемикам, чьи сердца, как показывает практика, куда чаще склоняются к сентиментальным сюжетам. В таком случае всё соревнование сводится к ангельской еврейской девушке с одной стороны — и безобразно коррумпированным мэром с другой; чёрт, вы сами кого бы выбрали?..

Напомним и то, что в последний раз, когда Россия попала в столь желанную оскаровскую пятёрку с судебной драмой Никиты Михалкова «12», наотмашь бьющей по всем нашим болевым точкам, всё внимание местных аналитиков было направлено на её противостояние с эпическим «Монголом» Сергея Бодрова, выдвинутым от Казахстана. А победили австрийские «Фальшивомонетчики», трагикомедия об евреях, организовавших монетный двор прямо в концлагере.

Так что если Звягинцев и правда рассчитывает покорить однажды Американскую киноакадемию, ему всё же следует пересмотреть идею своего следующего фильма именно в этом ключе.

Кадр из фильма «Ида»
8
Кадр из фильма «Ида»

Закончим же статистикой, которую при желании вполне можно истолковать и в нашу пользу. Из 27 картин, признанными Европейской киноакадемией лучшими фильмами года, лишь пять получили впоследствии ещё и «Оскар» как лучшее неанглоязычное произведение. Друг за другом победили «Жизнь прекрасна» и «Всё о моей матери», потом на вершине оказалась «Жизнь других», и в последние два года, опять же подряд, обе награды забрали «Любовь» и «Великая красота». Так что если «Иде» повезёт ещё и с американской премией, то на её счету появится новый рекорд — своеобразный хет-трик, символизирующий связку европейского кино и Голливуда. Но… Но…

В любом случае, если 22-го февраля вверх одержит действительно Павликовский, мы всегда сможем сказать, что в этой победе есть отчасти и наша заслуга: ведь чтоб он делал, не родись у нас Ерофеев, Достоевский и Жириновский.

Режиссёр Павел Павликовский
9
Режиссёр Павел Павликовский
© Facebook.com

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (3)

  • ник
    ник 15 декабря 2014

    а чего мы вообще лезем за тем "оскаром"? в каннах, берлине, еще где - международные кинофестивали, там понятно. а "оскар" - приз "американской киноакадемии". вопрос: какое мне дело до пиндосских "акамудиков"? тоже мне, инстанция)

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 15 декабря 2014

    Да, вы совершенно правы: "Оскар" - приз в первую очередь американский и даже вполовину не отражающий реального положения дел в мировом кино. Но суть исключительно в пиаре: американцы сумели раскрутить свою премию до звания главной кинопремии всего мира. Подобное лишь частично удалось французам с "Золотой пальмовой ветвью" - и никому более. Мы можем, конечно, закрыться в своей собственной скорлупе, но киношники в любом случае будут смотреть на "Оскар" как на более чем весомый показатель успешности и престижности.

    Ответить
    0 +
  • ник
    ник 15 декабря 2014

    нам не надо закрываться, нам надо оценивать эту хрень ровно настолько, насколько она ценна. т.е. - весьма относительно. и киношникам надо вправлять мозги именно в этом направлении: из "фабричных академиков" "мировое жюри" - как из бегемота балерун.

    Ответить
    1 +