+7
Сохранить Сохранено 7
×

Главный фильм года


7 19 501

Главный фильм года

«Интерстеллар» (Interstellar)

США — Великобритания, реж. Кристофер Нолан, в ролях: Мэтью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Майкл Кейн, Мэтт Дэймон, Уэс Бентли, Кейси Аффлек, Эллен Бёрстин.

Сайт фильма

Бывший астронавт Купер теперь фермер. Пилоты больше никому не нужны: армия распущена, а историю освоения космоса в школе преподают по исправленным учебникам, убеждая детей, что полёты на Луну были имитацией, нацеленной на разорение вечно догоняющего Советского Союза. А вот с едой в стране напряжёнка, и необходимость в фермерах — острейшая: пшеница уже погибла, кукуруза еле растёт, и даже вынужденная бомбардировка голодающих регионов проблемы никак не решает. Учащающиеся песчаные бури словно намекают человечеству, что Земля ему уже не принадлежит, и многим очевидно, что новое поколение может стать на этой планете последним.

«Этот мир прекрасен, но сейчас он говорит нам, что пора уходить», — соглашается Купер и скрепя сердце оставляет 15-летнего сына и 10-летнюю дочь на попечение тестя, чтобы возглавить полёт к неизведанным мирам: два года до Сатурна, а там — по «кротовой норе», ведущей в другие галактики. Когда он вернётся и вернётся ли вообще — никто не знает.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
1
Кадр из фильма «Интерстеллар»

По-хорошему, теперь стоило бы просто признать «Интерстеллар» самым выдающимся фильмом текущего века, шедевром на все времена, лентой, которая начисто сносит мозг, заставляя при этом придерживать челюсть, — и рецензию на этом закончить. Потому что можно бесконечно долго рассуждать о картинах, вовсе того не стоящих, но перед подлинной Классикой, которая явилась тебе здесь и сейчас, как впоследствии будет являться всем следующим поколениям, откровенно немеешь. Что тут можно сказать? Все слова меркнут по сравнению с увиденным. Следует лишь быть благодарным за то, что это великое чудо родилось на наших глазах, что мы его первые зрители. Сохраните свой сегодняшний билет — когда-нибудь он станет музейной ценностью.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
2
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Такие фильмы как «Интерстеллар» — или как, например, «Трудно быть богом» — сбивают всю шкалу привычных оценок. Понятно, что это пять баллов — но если ЭТО пять баллов, как тогда оценивать всё остальное кино, не столь очевидно претендующее на место в вечности? Стопроцентные шедевры настолько редки, что их перестаёшь даже ждать; не резервировать же пять молний исключительно для тех лент, что появляются раз в пятилетку, а то и в десятилетие?.. С какой линейкой подходить к картинам, которые выше всех прочих в несколько раз?.. И как после них возвращаться в русло стандартного кинопроката?..

Кадр из фильма «Интерстеллар»
3
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Тем более глупо в данном случае продолжать набирающую обороты игру в «угадай, кому достанется «Оскар». И дело не в том, что Американская Киноакадемия очень часто обходит стороной действительно Главные Фильмы года, а в том, что эти Главные Фильмы и без «Оскара» навсегда остаются с нами. Эпохальная работа Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» — самое очевидное, самое банальное сравнение, на которое Нолан напрашивается намеренно и неоднократно — в своё время была отмечена единственной статуэткой за лучшие спецэффекты; бал в тот год правил «Оливер!» — добротный мюзикл, который сейчас определённо не входит в «азбуку киномана». А без «Одиссеи» и спустя почти полвека — ну никак невозможно.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
4
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Но времена сейчас другие — и очевидно, что на сей раз Киноакадемия своего шанса наградить безусловно этапную для современного кинематографа работу не упустит. Можно даже не загибать пальцы: велика вероятность того, что «Интерстеллар» получит по итогам этого года вообще всё, что будет способен унести, — за малым исключением вроде наград для документальных, короткометражных, анимационных и иноязычных картин. Что касается игрового кино, почти всё — его. Спецэффекты — безусловно. Звук (две премии) — скорее всего, как и музыка. Монтаж — да. Операторская работа — 80%, декорации — 75. Сценарий — наверняка, хотя бывает, что в этой категории предпочитают поощрить скорее симпатичного аутсайдера; ну, а на лучшую адаптацию даже не выдвинут: материал оригинальный.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
5
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Режиссура и сам фильм — тут пальцы стоит скрестить, только памятуя о прошлой церемонии, когда «Гравитация» выиграла по очкам, но упустила-таки самую важную награду. Но пусть «Интерстеллар» и проходит с лентой Куарона в одном научно-фантастическом поле, работы эти всё-таки невероятно разные. И если «Гравитация» скорее изящный (но и невероятно мощный) технический эксперимент, то Кристофер Нолан в рамках жанра создал в первую очередь высокую драму о Человеке в самых разнообразных его проявлениях. Где гравитационные аномалии — лишь фон для рассказа о Любви, Предательстве, Самопожертвовании. Так что тут одними рабами конкуренции не составишь; но мы ещё посмотрим, кого выдвинут другие студии против нынешнего фаворита.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
6
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Это — в идеале — уже десять побед. Под вопросом — песня (была ли она вообще?), грим (разве что сильно помолодевший Майкл Кейн, да и то, скорее всего, это компьютер), костюмы (скафандры за таковые могут и не принять). Отдельный разговор — актёрские работы. Мэтью МакКонахи, понятно, получит свою вторую номинацию, но будет наглостью вручать ему и второго (подряд!) «Оскара». Тут, опять же, всё решат другие четыре имени. Зато Джессика Честейн максимально близко подобралась к награде за лучшую женскую роль второго плана. В отличие от Энн Хэтэуэй, которая доверенный образ не вытягивает, оставаясь исключительно на подхвате. Заманчиво было бы предположить ещё номинацию второго плана для эпизодического Мэтта Дэймона — но вероятно, это уже из области фантазий (хотя чем чёрт не шутит). Главной же женской роли здесь нет — вернее, она разделена сразу между тремя актрисами, одна из которых — Эллен Бёрстин — живая легенда, другая — Маккензи Фой — юное дарование с огромным потенциалом, третья — упомянутая выше Джессика Честейн; вряд ли Киноакадемия объединит их в качестве коллективного претендента даже ради красивого жеста.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
7
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Впрочем, все эти толки про «Оскар» лишь отвлекают, уводят в сторону. Конечно, так легче: премии — пусть пока и на уровне прогнозов — позволяют расставить всё по полочкам, наклеить ярлычки, не касаясь глубинной сути. Это как некий маячок, ориентир. Только нуждается ли в этом фильм Кристофера Нолана, режиссёра, сумевшего подружить мейнстрим с авторским кинематографом?.. У нас в стране, как ни странно, — да, необходимость в этом видна. В нашем прокате его картины — при всей к ним любви, которую не отнять, — первыми хитами всё же не становились: даже великое «Начало» заняло по итогам года всего лишь 11-ю строчку, пропустив вперёд такие безделицы как «Принц Персии» и «Битва Титанов». Нолан всегда был заметно умнее прочих мастеров развлекательного жанра — и не стеснялся не скрывать этого. Поэтому серьёзный кассовый успех его новой работы в России совсем не очевиден: а вдруг так называемый «широкий зритель» испугается трёхчасового хронометража и навороченных смыслов?.. Нет, конечно, определённую планку фильм точно возьмёт — но очень важно, чтобы он стал Событием во всех отношениях. Это могло бы открыть дорогу и прочим лентам, заставляющим публику не ржать, а думать.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
8
Кадр из фильма «Интерстеллар»

А подумать тут есть о чём. «Интерстеллар» — уникальный пример дорогущего блокбастера, рассказывающего, по сути, о Смерти. Многочисленные трактовки сюжета не заставят себя ждать, но версия, что герой вовсе никуда не улетал, а попросту умер, наверняка будет в первой десятке (не будем сейчас развивать эту тему, дабы избежать спойлеров). А как часто с такой помпой выходят фильмы, где в кадр то и дело попадают математические формулы, являющиеся к тому же центральным мотивом кульминационной части? Да и начинается лента не абы с чего, а с книжной полки, что также будет оправдано ближе к финалу. И стилизация под научно-популярный фильм с «говорящими головами» — всё это максимально далеко от «Мстителей», которые пусть иногда и касаются острых вопросов, но всё по верхам да с шуточками. «Интерстеллар» — кино очень серьёзное. Каким ещё может быть кино о поставленном перед героем выборе: жить и умереть — или умереть, чтобы выжить?

Кадр из фильма «Интерстеллар»
9
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Справедливости ради, Нолану нельзя отказать в чувстве юмора: он не раз находит способ посмешить публику, дав ей необходимую передышку. В противовес Кубрику — явно с намёком — он делает главным шутником робота, диалоги с которым становятся тут своеобразной отдушиной от тягот затянувшейся миссии. Это даёт зрителю шанс не просто восхититься картиной, но и искренне её полюбить, сполна прочувствовав все стороны развернувшейся перед ним драмы. Однако не стоит надеяться, что «Интерстеллар» будут пересматривать также часто, как пересматривают сейчас «Начало». Но ведь и «Звёздными войнами» можно наслаждаться сколько угодно, в то время как диск с «Космической одиссей» вновь поставят только самые преданные искусству люди.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
10
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Разумеется, при желании найдётся место и «суровой критике». Кому-то не понравится, что Нолан и здесь, по своей давней привычке, использует приём «запавшей клавиши» — когда шумовой фон создаёт одна нота, давящая не столько даже на ухо, сколько на подсознание. Но ведь работает же! Кто-то начнёт разбираться в формулах и формулировках (что такое «гиперкуб», «горизонт событий» и пр.?) — и наверняка найдёт массу несоответствий, разночтений и попросту псевдонаучных глупостей. Но стоит ли всерьёз волноваться по этому поводу, учитывая, что в описываемом мире даже полёты «Аполлонов» принято считать чепухой?

Особенно нетерпеливые еле усидят на земной части фильма, растянувшейся на добрых сорок минут, — но как тут не вспомнить аналогичное вступление к «Солярису», который Тарковский задумывал именно как свой ответ Кубрику! По примеру гениального коллеги, Нолан не торопится покидать Землю, чтобы успеть показать нам, с чем и с кем расстаётся главный герой. Но если Кельвин знал, что прощается навсегда, то Купер всё же намерен сдержать данное дочери слово: он улетел, но обещал вернуться. Куда, к кому и для чего — начало истории вот об этом. Как и не раз цитируемый здесь закон Мерфи: «Что может произойти — то произойдёт». И никак иначе.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
11
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Но, как уже говорилось выше, любая критика меркнет с величием представленного нам Произведения. Критики, увы, смертны, а «Интерстеллар» останется навсегда. Как говорила умершая ещё до начала рассказа жена Купера: «Мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями наших детей». Кристофер Нолан создал фильм, обречённый на то, чтобы оказаться воспоминанием даже наших правнуков — и дальше, и дальше, пока его вымысел не окажется, наконец, правдой.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
12
Кадр из фильма «Интерстеллар»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (18)

  • ФАУСТ
    ФАУСТ 06 ноября 2014

    Неужели вновь американские герои не победят силы зла... "Главное, не умереть от бессилия своего бесстрашия, от чудовищного выбора в классовой борьбе"...

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 06 ноября 2014

    любопытно, что на сей раз американские герои вовсе не сражаются с "силами зла"

    Ответить
    1 +
  • ФАУСТ
    ФАУСТ 06 ноября 2014

    Да? Так они с ними заодно? Я так и знал.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 06 ноября 2014

    здесь вовсе нет "сил зла", фильм совершенно не об этом

    Ответить
    0 +
  • Andrey
    Andrey 06 ноября 2014

    Спасибо за интересный материал Максиму Маркову )

    Ответить
    2 +
  • Максим
    Максим 06 ноября 2014

    спасибо за спасибо))

    Ответить
    0 +
  • Мастеровой
    Мастеровой 07 ноября 2014

    Автору, двойку! Так рассказал, что захотелось пойти посмотреть. Опять, непредвиденные траты...

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 07 ноября 2014

    В рецензии на фильм считать не убитые статуэтки, это ЛОЛ

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 07 ноября 2014

    "не убитые статуэтки" - красиво сказано. Но ведь и счет велся исключительно в плане прогноза - это то, на что фильм имеет реальное право претендовать. остальное уже - вопрос конкурентной среды

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 07 ноября 2014

    Ну, а если развернуто...: Статья не плохая, только несколько растянута, на мой вкус; но это я придираюсь. А по поводу фильма...раз он такой распрекрасный, и бла-бла-бла, то...посмотрю его лет через пять, примерно. А если это очередное хренпоймичтонобюджетнадоотбить, то нафиг надо на него время тратить. С Уважением)

    Ответить
    0 +
  • dystar_inc
    dystar_inc 07 ноября 2014

    Автору превосходительные формы даются куда легче, нежели рациональная оценка просмотренного - разумеется, видя серьезную картину про космос с хорошей актерской игрой и без прыжков из Гравитации, достойных детских комиксов, тянет задрать планку фильму по всем параметрам. Но неужели все, у кого от Интерстеллара течет слюна, не замечают абсолютно провального сюжета, нелогичные поступки персонажей, да и вечные чудесные совпадения, не дающие персонажам умереть каждые 5 минут. Ничего не сказано об экологической катастрофе на Земле, пару раз без объяснений упоминается "вирулент". Как, на основе какого производства NASA умудряется строить ракеты, когда средств недостаточно даже на еду? Зачем было отправлять первую исследовательскую миссию просто на убой, если для проверки ее работы потребовалась такая же вторая? Непонятно, над чем трудится профессор, когда самой большой проблемой является постройка большого транспорта, способного перебрасывать население на уже открытые пригодные для жизни планеты, но все вокруг понимают, что для решения проблемы на 50 лет расчетов нужно всего лишь заглянуть за горизонт событий и передать оттуда двоичным кодом! через колебания стрелки часов! исследовательские данные. Сумев выбраться с Земли, люди так и не посетили последнюю из открытых обитаемых планет за несколько десятилетий - зачем вообще была нужна миссия, и только главный герой из любовных соображений в одиночку отправляется туда под занавес и аплодисменты восторженных зрителей.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 07 ноября 2014

    тут ведь что важно: кино - это магия. если ты попадаешь под эту магию, все нелогичные несостыковки отступают в сторону. известнейший пример - слова Лукаса на пресс-конференции "Звездных войн": "Я знаю, что в вакууме звук не распространяется; теперь ваши вопросы". в конце концов, к любой - даже смой реалистичной - картине можно предъявить множество вопросов: "А почему так?" - потому что мы рассуждаем от себя, забывая, что кино не про нас, а про героев, которые действуют исходя не из наших, а из собственных соображений

    Ответить
    0 +
  • Павел
    Павел 07 ноября 2014

    Тогда зачем было лепить ярлык "научной фантастики"? И кичиться привлечением именитого физика, и заявлять, что у все будет правильно и по-научному. Сказка - окей, но научная фантастика? А по итогу вначале тягомотина о том как все грустно, с грандиозными пылевыми самумами на фоне диких лесов и засеяных полей (откуда пыль?) вызванных неведомым "патогеном". Сюжетные "вот-это-повороты" когда ГГ находит базу наса и ему сраху же предлагают роль капитана экспедиции, т.к. у них одни новички. Все астронавты померли? Никого не пытались искать? Ну а дальше больше, сигналы которые проходят туда нормально, а обратно еле-еле и не пойми почему. Планетная система возле черной дыры, пожирающей звезду, планеты которой рассматривают как кандидаты на заселение!! А чего не сразу внутри дыры? Маникальное желание сразу же сесть на планету, без элементарной разведки с орбиты, при помощи зондов. Взлет на их челноке с аэродинамикой табуретки с планеты с гравитацией в 130% от земной. А на кой черт тогда вообще с Земли надо взлетать с помощью ускорителей огромных размеров? Когда сама эта табуретка может взять и ускокать в космос. Сигнал от экспедиции на первой планете (опять же, зонды не?) нес им "обнадеживающие данные", хотя это былу сигнал о успешном приземлении, и сама экспедиция была уничтожена в первые минуты после посадки. Все что смогли закодировать это "1" - полный успех или "0" - полный провал? И т.д. и т.п. Для фильма с такими заявлениеями это грубейшие и непростительные косяки, которые сводят общее впечатление от просмотра на нет.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 07 ноября 2014

    короче, физикам и математикам смотреть не рекомендуется

    Ответить
    0 +
  • Павел
    Павел 07 ноября 2014

    Да ляпов объективных много для просто эруижрованного человека с критическим мышлением :) но многим нравится.... Вообще все это исправляется бквально за 2 минуты: в начале просто надо было сказать что это Начало 2 и что у бывшего астронавта сейчас будут секретные сведния извлекать, и вопросов бы никаких не было :)

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 09 ноября 2014

    я подумал-подумал, и понял, что главный здесь вопрос - не в том, что, как и куда, не про космос, гравитацию и т.п. А про то, может ли отец оставить 10-летнюю дочку - не зная, сможет ли вернуться. Вот что важно в этом кино - а не технические моменты, которые, кстати, были, по словам Нолана, одобрены ведущими физиками мира (что, опять же, не важно, так как фильм не об этом)

    Ответить
    0 +
  • p1p3tka
    p1p3tka 12 ноября 2014

    Вас разве не предупредили, что это не документальный фильм? Как можно предъявлять подобные вещи (по большей части высосанные из пальца) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ картине. И мало того художественной, так ещё и фантастической. Вы ещё Азимому скажите, что он бред писал, потому что у него корабли быстрее света летали. Режиссёр не обязан объяснять вам каждую мелочь, ели вы её не поняли. Где-то читал, как человек был не доволен тем, что Купер пиво пьёт, хотя пшеница не растёт))) Для меня - это лучший фильм, который я когда-либо видел. И очень хорошо, что он появился именно сейчас.

    Ответить
    1 +
  • DIK
    DIK 11 ноября 2014

    После фильма Memento (2000) стало ясно - к нам пришел Режиссер. Приятно сознавать, что он держит планку с тех времен.

    Ответить
    0 +