30231

«Восьмёрка»: 2000-й год как рубеж отсчёта

Кадр из фильма «Восьмёрка».

«Восьмёрка»

Россия, реж. Алексей Учитель, в ролях: Алексей Манцыгин, Вильма Кутавичюте, Александр Новин, Артём Быстров, Павел Ворожцов, Артур Смольянинов, Ирина Пегова, Сергей Пускепалис, Юлия Пересильд, Александр Баширов.

Страница фильма

За несколько дней до нового 2000-го года обостряются отношения четвёрки друзей-омоновцев с местным, нижненовгородским, авторитетом, подмявшим под себя весь город. Причину столь жёсткого прессинга – вплоть до ножа в живот – понимает лишь Гера, закрутивший внезапный роман с любовницей Буца Аглаей.

Кадр из фильма «Восьмёрка».
1
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Фильмы Алексея Учителя традиционно вызывают интерес культурного зрителя и профессионального сообщества. Их можно не любить по отдельности, не принимать в момент выхода на экраны, но время давно доказало, что Учитель – один из главных российских режиссёров последних 15 лет, входящий как минимум в десятку отечественных мастеров, серьёзно проявивших себя в новом веке. Дата, указываемая им как время действия «Восьмёрки», символична не только для страны (по телевизору транслируют легендарное «Я ухожу» Бориса Ельцина, давшее старт путинской эпохе), но и для него самого. Именно в 2000-м вторая игровая работа Учителя «Дневник его жены» получит один из главных призов «Кинотавра», и бывшего документалиста («Рок», «Последний герой») окончательно признают своим и в «художественной» среде. В 2014-м свою седьмую картину режиссёр представляет уже в статусе почти что классика – хотя в реалиях нашего проката это навряд ли является существенным плюсом. Современному зрителю ни к чему чины и звания, в кино он ищет нечто совершенно другое.

Актёр Павел Ворожцов, режиссёр Алексей Учитель и актёр Артём Быстров на премьере фильма "Восьмерка".
2
Актёр Павел Ворожцов, режиссёр Алексей Учитель и актёр Артём Быстров на премьере фильма "Восьмерка".
© Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Хотя справедливости ради надо сказать, что Алексей Учитель часто снимает отнюдь не о ровесниках. «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный» - герои этих фильмов молоды, терзаемы присущими молодым проблемами. Такова и «Восьмёрка» - всем им около тридцати, и по сути своей они такие же, как и те, что сидят нынче в кинозале. Разбитные, отчаянные. Омоновцы – только потому, что иной работы этот город им не предлагает: на заводе массовые сокращения, так что тут либо в бандиты идти, либо в «государевы люди».

- Мне показались безумно интересными и эти ребята, и Буц, которого мы сделали, кстати, в отличие от повести немножко другим, не таким примитивным вором в законе. Мне очень интересна героиня, и мне вообще интересны люди, которые попадают в некие экстремальные ситуации - и им нужно выбирать, как себя вести в этой жизни, потому что до этого они ничего подобного не испытывали. И вот мне очень интересно пройти этот путь вместе с ними. Я снимаю кино, которое, мне кажется, должно быть интересно, желательно, многим. Кино должно быть для всех, оно не может быть узконаправленным для кого-то.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
3
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Повесть, о которой говорит Учитель, так и называется – «Восьмёрка» (в честь ВАЗ-2108), автор – Захар Прилепин. Как рассказывал уже Киноридус, режиссёр прочитал её ещё до публикации – сразу загорелся и вскоре уже приступил к съёмкам.

- У меня было два противоречивых чувства. Я сначала хотел собрать молодых, но известных актёров. Но потом отказался и решил всё-таки собрать тех людей, которые ещё мало известны на экране. У нас на студии мы ведём очень активную работу, я сам очень много хожу по училищам театральным, в театры, поэтому кое-кого мы уже знали, кое-кого приводили. Очень трудно было найти главного героя и героиню, вот с этим мы мучились долго. И Алексей Манцыгин, которого я увидел просто на фотографии, приезжал, по-моему, раз пять на пробы. Потому что когда он в первый раз приехал, мы пробовали сцену, извиняюсь, в постели. И перецеловавшись примерно с десятью претендентками под прицелом камеры, он очень растерялся. Но я чувствовал, что парень очень интересный, талантливый, поэтому я ещё и ещё раз вызывал его. Наконец, он отошёл от всех наших ужасов - и в результате был утверждён. С Вильмой мы вообще встретились в кафе по поводу уже следующей картины, но вот опять что-то ёкнуло – и мы её мгновенно утвердили.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
4
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Любовь, случающаяся между героями, - неожиданная, необъяснимая. Таково уж нынешнее время: художники всё чаще оставляют все эти шуры-муры за кадром: полюбила – и всё, баста. За что, почему? – это уже вопросы несовременные. И не сказать ведь, что девушка разрывается – она и с Буцем, она и с Герой… «Высокие отношения»? Да нет, непохоже. Учитель даёт этому любопытное разъяснение:

- Буц влюблён, у Геры – страсть, но страсть тоже переходит в разные категории, как и любовь. Когда страсть – некоторые действия необъяснимы. Это и хотелось подчеркнуть.

Помимо не самого очевидного любовного треугольника, вопросы возникают и по части поисков героями Буца: они его ищут, ищут – в то время как он вовсе и не прячется. Омоновцы знают, где он живёт, знают, где он проводит свободное время – в чём же тогда проблема?

- Я думаю, им мешает его убить форма, их служба. Это преступление – и они всё-таки осознают это. Скорее, пристаёт к ним Буц – и они не понимают, чего он от них хочет, им кажется, что его ответ неадекватен. Там же ещё и вопрос мужской дружбы: трое из четверых не понимают, почему на них обрушивается такой жёсткий удар. А главный герой скрывает основную причину, на чём и строится интрига. Но я думаю, они и не мыслили его убивать. Там нет вот этой разборки сфер влияния. Влияния у людей из ОМОНа не может быть, они скорее защищались, чем пытались что-то захватить.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
5
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Омоновцы, подавляющие рабочий бунт и с автоматами врывающиеся на многолюдную дискотеку, показаны в «Восьмёрке», что называется, без прикрас. Не зря Буц, которого в фильме играет Артур Смольянинов, произносит здесь фразу, которую и придумал, быть может, Прилепин, но которая отвечает настроениям очень многих: «Слушай, а что вы в форме такие страшные, а без формы я тебя даже не вижу?»

- ОМОН здесь действует - если говорить о том, что у нас происходит в картине, - в рамках той работы, которую они выполняют. Ничего особо жестокого и противоречивого. Да, у них такая работа, они сознательно идут туда и делают её. Вопрос, хорошо или плохо – это уже вопрос того, кто трудится. У нас в картине очень много реальных омоновцев, это петербургский ОМОН. Все четверо наших актёров стояли в настоящем строю – и особо не отличались, как ни странно, хотя вроде выглядят нормально. Так и те – там есть, наверняка, и подонки, и прочее, но есть и нормальные люди. Но эта картина не только о социальных каких-то моментах, но вообще о человеческих взаимоотношениях: умеем ли мы предавать, умеем ли мы любить, сохранять эту любовь?.. Мы не пытались создать какую-то искусственную модель, которая нам выгодна. Я думаю, что мы, наоборот, не догустили некоторые краски, поскольку в жизни всё менее романтично.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
6
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Вопросы о «сгущении красок» имеют не только переносное, но и прямое значение: весь фильм (за малым исключением) намеренно снят в тёмных тонах. Вообще, картинка – одна из самых сильных сторон фильмов Алексея Учителя: продуманная, выразительная, зачастую даже новаторская – режиссёр отнюдь не боится, а как раз всячески поддерживает придуманные вместе с оператором необычные ходы и решения.

- Мне кажется, что оператор, с которым я работаю уже последние шесть фильмов, просто гениальный человек. Он сегодня лучший оператор в России - это Юрий Викторович Клименко. Несмотря на некие возрастные данные (недавно ему исполнилось 70 лет – ММ), он снимает так, как никто. Хотя здесь был ещё и молодой оператор, Саша Демьяненко, потому что очень много сцен снималось с двух камер. Я всегда самое пристальное внимание обращаю на изображение, поскольку сам в прошлом оператор и мне это небезразлично. Мы тщательно, очень долго и скрупулёзно выбираем тот изобразительный принцип, по которому будем идти всю картину. И было бы странно, если бы герои дрались при ярких лучах прожектора. Мрак, особенно в таких городах, - это как раз наиболее естественная обстановка, это не специально утрированно.
Кстати, вы знаете, где всё это снято? Вся основа, весь город – это «Кировский завод» Петербурга. Это действительно целый город, там даже свои светофоры, своя железная дорога. Плюс мы получили уникальную свободу, особенно ночью – снимать то, что хотим. Никто нас не гонял, а наоборот - охраняли. И внешний вид – мы когда с Клименко приехали туда – нас поразил, конечно. Никуда больше ехать не надо, всё сконцентрировано и настолько точно!..
Кадр из фильма «Восьмёрка».
7
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Несмотря на уже упомянутую отставку Ельцина и новогодние цифры «2000», очевидно, что события фильма могли бы легко происходить и сегодня.

- Я просто уверен, что могли бы. По человеческим страстям - конечно. Внешние факторы могут быть другие, но в принципе, мы даже думали с Александром Миндадзе (сценаристом – ММ) о том, чтобы эту историю сделать в наши дни. Но мне показалось, что хорошо иметь 2000-й год как рубеж отсчёта. Когда мы ещё не совсем понимали, что это такое, к чему это приведёт. Что мы не только приходим в новый век, но во что-то ещё другое. Но теперь мы это уже осознаём. И потому мы ненавязчиво, но поставили в фильме некие акценты, чтобы все, кто сидит в зале, смогли посмотреть и сделать какие-то для себя выводы – вот это было бы хорошо.
Но уверяю вас, что когда я приезжаю в какие-то города, то сам удивляюсь: вот «восьмёрка», вот «восьмёрка»… И таких ребят в куртках и джинсах – полно везде и сейчас тоже. ОМОН существует и сейчас, и тогда. Покупают заводы и сейчас тоже. Приходят ребята из армии в таких городах, им некуда деваться – то ли в бандиты, то ли в ОМОН, то ли на завод, но если он закрывается – некуда. Поэтому очень многие вещи совпадают. И этот фильм, на мой взгляд, - это о сегодняшнем дне. Конечно же, о сегодняшнем. Всё это больно и сейчас – и то, что хорошо, и то, что плохо.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
8
Кадр из фильма «Восьмёрка».

В «Восьмёрке» три финала. Один – сюжетный, говорить про который мы не имеем права. Второй – красивый образ: белый день, белое поле; после длившейся полтора часа темноты – явно символ надежды. Смутной, неочевидной и слабо обоснованной – но всё-таки надежды. И третий финал – уже на титрах: песня, звучащая при поднятых вверх зажигалках. Очевидна перекличка с культовой «Ассой», требовавшей «Перемен!» в непростое для страны время. Но режиссёр в намеренной цитате не признаётся, уверяя, что это получилось «интуитивно».

- Зачем же я буду вам правду говорить?.. Важно, чтобы нравилось или нет. Точнее, не нравилось - а действует это или нет.

Действие «Восьмёрки», если таковое и будет, мы начнём ощущать уже с 8-го мая.

Кадр из фильма «Восьмёрка».
9
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Ельцин видел в Путине человека, который продолжит его либеральные реформы.

Она займется вопросами поддержки россиян, испытывающих трудности за рубежом.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

«Были бородачи, но уже несколько лет их не видно, не слышно. Скорее всего, все в Сирию уехали».

Рассуждаем о планах Blizzard на кошельки игроков.

В газетах писали, что жители очень недовольны наплывом туристов.

Плато, известное своими альпийскими лугами, Лаго-Наки​ расположено на Западном Кавказе.

интересное

Первые машины сойдут с конвейера в конце 2021 года.

Сверстники дразнили его кроликом, а у семьи не было денег на лечение.

полезное

Когда медицинская наука сможет победить инсульт?

Рассказываем о новинке, которая может «похоронить» Apple AirPods.

развлечения

Если бы школьные ранцы были такими же — все бы летали в школу с радостью.

В первую очередь публика посмеялась над ударопрочностью автомобиля.