76303314

БАМ. Дорога из прошлого

Поезд идет по Западному участку Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области. 1986 г. © Хамзин/РИА Новости

Поезд идет по Западному участку Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области. 1986 г. © Хамзин/РИА Новости

Торжественное открытие сквозного движения на БАМе на восточном участке Байкало-Амурской магистрали. 1984 г. © Игорь Михалев/РИА Новости

В 70-е годы в СССР даже ребенку не нужно было объяснять, что такое БАМ – Байкало-Амурская магистраль была одним из величайших символов брежневской эпохи и советской власти вообще. Строительные десанты из всех регионов страны торжественно отправлялись реализовывать мегапроект строительства одной из наиболее крупных железнодорожных магистралей в мире с параллельным созданием инфраструктуры – вплоть до создания новых городов.

Родившимся после 70-х трудно представить, но так было – многие поселки и станции БАМа после объявления его всесоюзной ударной комсомольской стройкой строились отдельными республиками, областями или городами великой страны:

Азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан, армяне – Кюхельбекерскую и Звездную, грузины – Икабью и Нию, казахи – Новую Чару, латыши – Таксимо, литовцы – Новый Уоян, молдаване – Алонку, туркмены – Ларба, таджики – Солони, узбеки – Куанду и Леприндо, украинцы – Новый Ургал, эстонцы – Кичеру.

Поезд идет по Западному участку Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области. 1986 г. © Хамзин/РИА Новости

Википедия напоминает нам, что Тамбовская область отвечала за Хурмули, Новосибирская строила Тунгалу и Постышево, Пензенская – Амгунь, Волгоградская – Джамку, Саратовская – Герби, Куйбышевская – станцию Этыркен, Ульяновская – Ижак, Свердловская – Кувыкту и Хорогочи, Пермская – Дюгабуль, Челябинская – Юктали, Ростовская – Киренга, Тульская – Маревая, Московская – Тутаул и Дипкун, Алтайский край – Эворон, Красноярский – Февральск, Хабаровский – Сулук, Ставропольский с Краснодарским – Лену, Башкирия – Верхнезейск.

Столица страны шефствовала, конечно же, над "столицей" БАМа – Тындой. Ленинградцы строили Северобайкальск. Жители трех кавказских республик – Чечено-Ингушской, Дагестанской и Северо-Осетинской – трудились в Кунерме…

"Слышишь – время гудит "БАМ!"

На просторах крутых – "БАМ!"

И большая тайга покоряется нам!.." - гремела песня Оскара Фельцмана-Роберта Рождественского, и впечатленные почти ежедневными репортажами программы "Время" о действительно героическом, самоотверженном труде – даже мальчишки сбегали из дома за таежной романтикой.

Вид на часть Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в районе поселка Туннельный. 1986 г. © Юрий Сомов/РИА Новости

Попадали на строительство и другими способами: основной путь советского проекта 1927 года создавался руками отнюдь не только энтузиастов – продвижение железнодорожной колеи обеспечивали и зэки Бамлага, а после его расформирования в 1938 году – контингент созданных на его базе шести железнодорожных ИТЛ; у Комсомольска-на-Амуре – заключенные Амурлага…

В сложных климатических и геологических условиях к северу от построенной при царях Транссибирской магистрали железная дорога протяженностью только основных путей в 4287 километров пересекает Ангару в Братске и Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибает с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

Прорезая семь горных хребтов десятью тоннелями, один из которых – Северо-Муйский – самый длинный в России. По 2230 большим и малым мостам. Через высшую точку пути – крутой Муруринский перевал – только с двойной локомотивной тягой и с ограничением веса поездов.

"Суммарный" БАМ – с ответвлениями, которые сами по себе полноценные железные дороги – еще значительней. Пути от основной трассы ведут на Усть-Илимск, на Чинейское месторождение, на станцию Бамовская, на Якутск, на Эльгинское месторождение, на станцию Известковая, на Чегдомын, на Волочаевка, на станцию Чёрный Мыс – к еще одной заброшенной сталинской стройке подводного тоннеля на остров Сахалин…

Участок Байкало-Амурской магистрали в районе Северобайкальска. 2005 г. © Руслан Кривобок/РИА Новости

Вся Великая магистраль строилась со значительными перерывами, не на всех своих участках она равноценна: если от Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная, то от Усть-Кута до станции Таксимо - уже однопутная, хотя и электрифицирована. На восток от Таксимо электровозов уж нет – движение на тепловозной тяге.

Один из самых сложных участков - Северо-Муйский тоннель - ввели в постоянную эксплуатацию лишь в 2003 году. 

"Мы строили, строили – и наконец построили…". Достраивали великую магистраль уже без помпы (страна развалилась) и с трудом. Сейчас грузоперевозки по БАМу считаются нерентабельными, а вот соседи на юге не жалуются – в начале 2000-х КНР соединилась уже второй железной дорогой с Казахстаном. Известно, что эти широтно, как и Транссиб с БАМом, проложенные дороги заметно оживили Синцзян-Уйгурский угол Китая и отвели от российских железных дорог изрядную часть трансконтинентального грузопотока.

Но это уже вопросы большой политики – а строители Байкало-Амурской магистрали перед державой свое отработали честно.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (30)

  • Small 79c0490bc1
    Апототышка27 октября 2013, 12:28

    Вот так всегда: работаешь, работаешь, а потом - бац!

  • Small f00cd12528
    maclen0k27 октября 2013, 12:30

    грузы-грузами, а дорога - это всегда ещё и оборонная коммуникация.

  • Small default
    Рамзес127 октября 2013, 12:31

    Была огромная страна.Сердце кровью обливается,что троица недоносков,смогли в один миг развалить такую мощную державу.

  • Small d7128973e9
    paukrus27 октября 2013, 12:49

    Бред, что нерентабельно... Просто на дачи свои начальству меньше надо тащить

  • Small default
    anton.reshin27 октября 2013, 14:47

    В 1980-х там возили стратегические ракеты железнодорожного базирования. Для того, видимо, и возродили сталинский почин. А больше - НИ ДЛЯ ЧЕГО!

  • Small 9432e5dc8a
    Ольга27 октября 2013, 18:41

    Была тогда на БАМе в гостях у двоюродной сестры - добирались самолетом, вертолетом, потом на машине до поселка Ния.

  • Small 5fd3fcbc68
    hippy5527 октября 2013, 19:09

    Железную дорогу через всю страну построили задолго до большевиков. И построили так быстро и качественно, что БАМ рядом не валялся.



    Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической «стройки века». Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный. Дороги умели строить — это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления. Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: «А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?» Проект обошелся примерно вчетверо дороже, чем предполагалась, и в полном объеме так и не был никогда завершен. Уже сегодня в наши цены на железнодорожные перевозки заложены затраты связанные с покрытием убытков от так и не заработавшей дороги.

    Е.Т.Гайдар

  • Small c00198b2e8
    Толстопятов27 октября 2013, 19:34

    Рентабельна эта дорога или нет, не имеет особого значения. Если есть территория, она должна быть освоена, а как ее осваивать не имея путей сообщения на этой территории? Коммуняки тут все правильно сделали, с прицелом на столетия.

  • Small default
    Nikolai-990628 октября 2013, 04:23

    Моя молодость.

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Правительство будет ориентироваться на обстановку в соседних странах.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

«Ужасы» больничного питания стали фольклором во времена СССР.

Личный опыт. Люди (кто завис за рубежом) должны знать об этом.

Поговорим о том, как игровые механики проникают в нашу повседневную жизнь.

интересное

В резервации не хватает тестов, аппаратов ИВЛ и просто больничных коек.

Нововведения пока доступны только китайским пользователям.

Причиной этого стала пандемия коронавируса.

Врачам приходится постоянно менять комбинации, чтобы убить бактерии.

полезное

К сожалению, послушать лекции и почитать учебники все же придется.

Эксперты выпустили рекомендации для выделения «фейковых» новостей.

развлечения

Даже животные уже начали тренироваться дома.