+1
Сохранить Сохранено 7
×

Назад в СССР: создатели российских самолетов ищут вдохновение в советских разработках


Назад в СССР: создатели российских самолетов ищут вдохновение в советских разработках

МиГ-УТС.

© uacrussia.ru

Стоимость современного истребителя пятого поколения достигает нескольких сотен миллионов долларов. Поэтому летать на них должны серьезно подготовленные летчики-профессионалы. Для их подготовки предусмотрены так называемые учебно-тренировочные (УТС) или учебно-боевые самолеты (УБС).

Однако многие из существующих на сегодня машин подобного типа устарели морально и технически или имеют малый остаточный ресурс до списания. Именно поэтому во многих странах мира авиаконструкторы пытаются создать перспективные УТС и УБС последнего поколения. По оценке западных и российских экспертов, мировой объем фактического экспорта УТС и УБС в стоимостном выражении в 2018–2023 годах составил не менее восьми миллиардов долларов

В конце декабря 2023 года ОАК объявила, что ОКБ им. Микояна разработает для Воздушно-космических сил России новый однодвигательный учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС, который заменит чешский «Аэро» Л-39 «Альбатрос».

«Поддержка эксплуатации самолета Л-39, на котором в настоящее время проводится основная подготовка летчиков, вызывает у нас большие сомнения. Поэтому требуется новое учебное средство, которое позволит эффективно готовить летные и технические кадры для ВКС России», — отметил генеральный конструктор — заместитель генерального директора ОАК Сергей Коротков.

Немного истории

Л-39. © Соцсети

Основным учебным самолетом ВКС России и ранее ВВС Советского Союза был Л-39, разработанный в 60–70-х годах в Чехословакии. С 1972 года он был выбран основным учебно-тренировочным самолетом стран Варшавского договора. Серийно производился чешской фирмой Aero Vodochody до 1999 года. Было построено 2868 L-39 и 80 L-59. Состоит на вооружении более чем 30 стран мира. Участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Ливии и Сирии.

Вооружение самолёта Л-39 включает бомбардировочное, неуправляемое ракетное оружие и управляемое ракетное учебное оружие, прицельное и фотоконтрольное оборудование, что позволяет выполнять прицельное бомбометание с пикирования свободнопадающими боеприпасами калибром 50–100 килограмм, прицельную стрельбу неуправляемыми ракетами типа С-5, имитацию пуска управляемых ракет по воздушным целям с применением имитаторов И-318, фотострельбу по воздушным целям.

Для подвески вооружения на самолёте установлены два подкрыльевых балочных держателя Л39М-117, Л39М-118. На балочные держатели можно устанавливать шестнадцатиствольные ракетные блоки УБ-16-57У и пусковые устройства АПУ-13М1. Согласно данным журнала The Military Balance, по состоянию на 2023 год в российских вооруженных силах для обучения летчиков имеется 118 Л-39.

Самолет ознаменовал новую эпоху в обучении летчиков, оказался весьма прост в пилотировании и неприхотлив в эксплуатации, быстро полюбился авиаторам. Вместе с тем машине был присущ ряд недостатков, а попытки их устранить показали, что у «Дельфина» невелик потенциал для модернизации. Поэтому неудивительно, что ВВС России понадобился новый УТС.

Новое — это хорошо забытое старое

МиГ-УТС. © uacrussia.ru

Как заявил главный конструктор учебно-тренировочного комплекса МиГ-УТС Алексей Шукайло, для ускорения работ и сокращения расходов конструкторы максимально используют в проекте МиГ-УТС имеющийся в ОКБ им. А. И. Микояна задел, в том числе ранее созданный проект учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки МиГ-АТ. В частности, основой для кабины нового самолета послужила хорошо себя показавшая при испытаниях кабина МиГ-АТ.

И тут встает вопрос: а не проще ли возродить производство МиГ-АТ? Двухместный МиГ-АТ разрабатывался как самолет начальной, основной и повышенной подготовки летчиков. И по желанию мог быть легко переделан в учебно-боевой (МиГ-АТС) или боевой самолет. Кроме того, его можно было модифицировать для отработки взлетов и посадок на корабль. Как отмечали разработчики, он имел высокую эффективность в ближних воздушных боях и действиях по точечным наземным целям. У него было семь точек подвески, высокие маневренные характеристики.

Максимальная боевая нагрузка самолета составляла две тонны, скорость — 850 километров в час, практический потолок — 12 500 метров, дальность полета без подвесных топливных баков — 2000 километров.

И самое главное преимущество машины, столь важное в обучении летчиков, заключается в том, что МиГ-АТ — двухместный самолет. Такой формат поможет научить пилота летать, не бояться взлетов и, что особенно важно, посадок, обучить его элементарным фигурам высшего пилотажа, умению уходить из-под удара противника и заходить в атаку. При этом инструктор, сидящий в задней кабине, всегда сможет исправить ошибки курсанта, сидящего в передней кабине. Кроме того, на самолете установлены отечественные двигатели АИ-222-25, которые производит НПЦ газотурбостроения «Салют».

Важнейшими моментами, выгодно отличающими его от другого отечественного УТС Як-130, конструкторы самолета считали ориентацию на решение в первую очередь учебных задач, высокий уровень безопасности полета, в том числе при грубых посадках с повышенными скоростями, возможность использования на всех этапах подготовки летчиков от первого вылета до конца курса повышенной подготовки, низкую стоимость часа полета, простоту эксплуатации и наземного обслуживания.

МиГ-АТ. © toad-design.com

МиГ-АТ стал первым в России самолетом, оснащенным трехканальной цифровой четырехкратно резервированной системой электродистанционного управления отечественной разработки, совмещённой с системами тестирования и диагностики уровня FADEC.

Система управления не допускала выхода на опасные критические режимы, что повышало безопасность полета в случае ошибочных действий обучаемого.

МиГ-АТ был оборудован уникальным облегченным катапультным креслом К-93Л, повышающим безопасность обучаемого и инструктора. Оно дает возможность покидания самолета при нулевых скоростях и высотах, а также при положении «перевернутый полет» при минимальной высоте 50 метров,
обеспечивает минимальное время покидания самолета (примерно секунда), в том числе за счет катапультирования через остекление фонаря кабин.

Большинство современных российских разработок в настоящее время — это старые советские нереализованные проекты или модернизация ранее реализованных. То есть сегодня Россия конкурирует (и это мягко сказано) на мировом рынке УТС только за счет еще имеющегося советского резерва. А когда он закончится вместе с подготовленными в советское время кадрами? Что делать? Вопрос, конечно, риторический, и на него пока нет вразумительного ответа.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)