+0
Сохранить Сохранено 7
×

NAIS 2024: блеск и нищета российской авиации


NAIS 2024: блеск и нищета российской авиации

© Лев Бубнов/коллаж/Ridus.ru

Москве открылась очередная Национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2024, главной темой которой является оборудование и технологии модернизации и развития гражданской авиации и аэропортовой инфраструктуры.

«За здравие»

Как водится, выставка открылась на мажорной ноте. Высокопоставленные спикеры не могли не отметить наличие многочисленных проблем в отрасли, однако, в целом, по их мнению, все развивается «по плану».

Как отменил в своем выступлении на открытии выставки первый заместитель Председателя Правительства России Андрей Белоусов, с начала текущего десятилетия российская гражданская авиация проходит одно из самых сложных испытаний за всю свою столетнюю историю.

Он напомнил о резком сокращении воздушных перевозок в 2020 году во время пандемии, а также о том, что в 2022 году отрасль одной из первых подверглась санкционному давлению, когда воздушное пространство 54 иностранных государств было закрыто для российских самолетов.

Однако, по словам Белоусова, благодаря самоотверженному труду работников гражданской авиации удалось в кратчайшие сроки перестроится и в новых условиях обеспечить перевозку более 105 млн пассажиров. При этом, Россия сумела сберечь парк авиатехники, сохранить коллективы авиапредприятий, внутреннюю маршрутную сеть, а сейчас ожидает поставку новых отечественных самолетов разных видов.

В своем обращении к участникам выставки министр транспорта Российской Федерации В.Савельев также заявил, что авиатранспортная отрасль страны в новых геополитических и экономических условиях продолжает развиваться. Увеличивается пассажиропоток на внутренних линиях. Растет национальная маршрутная сеть авиаперевозок.

Действительно, по данным Минтранса, в прошедшем 2023 году пассажиропоток продолжал восстанавливаться. Российские авиакомпании перевезли на 10% пассажиров больше, чем в 2022 году. Из 105 млн пассажиров, 82,7 млн человек были перевезены на внутрироссийских направлениях и 22,3 млн на международных.

Беспилотники

БПЛА «Настасья» © Валерий Агеев

Как и следовало ожидать, экспозиция одной из крупнейших авиационных выставок не могла обойтись без столь популярных сегодня летательных аппаратов, как БПЛА.

Одним из них стал дрон-конвертоплан, получивший ласковое название «Настасья». Аппарат может нести полезную нагрузку до 3 кг, причем самого различного назначения. Оснащенный пятью двигателями дрон может использоваться в качестве ретранслятора (зависая в воздухе на длительное время), обеспечивая ретрансляцию радиосигнала на расстояние до 100 км. Немаловажно, что вся электроника на борту аппарата полностью отечественного производства. Как пояснил «Ридусу» представитель Обуховского завода — разработчика дрона, «Настасья» может вертикально взлетать и садиться, как обычный квадрокоптер, но при этом БПЛА также оснащен самолетным крылом, что позволяет повысить скорости и дальности полета.

Вызовы и перспективы

В рамках выставки прошло пленарное заседание «Гражданская авиация России: вызовы 2024 — перспективы 2030». На нем обсуждались задачи развития воздушных перевозок в 2024 году, а также обеспечения их роста до 2030 года.

Одной из ключевых тем, которая была рассмотрена на конференции — госрегулирование и механизмы господдержки авиатранспортной отрасли. Субсидирование пассажирских перевозок в 2024 году ожидается на уровне 25 миллиардов рублей, в текущем году объём субсидии составил около 60 миллиардов рублей. Государственная поддержка проектов по производству и выпуску авиационных двигателей для всей линейки отечественных гражданских и военно-транспортных самолётов будет расширена. В программу субсидирования включены проекты по расширению производства многострадальных двигателей ПД-14, ПС-90А, ПД-8, ТВ7-117СТ-01.

МС-21
МС-21 © Ольга Соколова/Ridus

Традиционно на конференции прошло обсуждение темы импортонезависимости авиатранспортной отрасли. С учётом поэтапной реализации программ импортозамещения, согласно комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, предусматривается поставка 1081 самолёта для нужд гражданской авиации, в том числе 142 единицы SJ-100, 270 единиц МС-21, 70 единиц Ил-114-300, 115 — Ту-214.

Одновременно с этим будет обеспечено техническое обслуживание и ремонт существующих и перспективных видов воздушных судов с созданием эффективной системы послепродажного обслуживания.

Гладко было на бумаге

Несмотря на бравурные отчеты правительственных чиновников, в 2023 году в стране не выпущено ни одного нового пассажирского самолёта для передачи в авиакомпании. Если верить планам, озвученным Минпромторгом, то у страны осталось 6 лет на постройку 1 тысячи самолётов и вертолётов. Получается, что в год в среднем должно производится 167 бортов, или 14 в месяц, что означает, что каждые 2 дня со стапелей авиазаводов должно сходить по одному самолёту или вертолёту. Получится ли? Вероятно, нет.

На такие трудовые подвиги способны только такие гиганты, как Boeing или Airbus. Американцы в 2023 г. поставили 528 гражданских самолетов, что равняется примерно 44 единицам в месяц, французы за тот же месяц строили чуть больше — 54,5 самолёта.

Кадры решают все

Возвращаясь к планам Минпромторга, можно сказать, что проблемы российского авиастроения во многом обусловлены недостатком кадров.

Как заявил на форуме Глава ОАК Юрий Слюсарь, в отрасли не хватает 14 тыс. квалифицированных специалистов. И это несмотря на то, что зарплата в подразделениях компании составляет порядка 100 тыс. рублей, а на авиазаводе Комсомольске-на-Амуре аж 120 тыс.

Как решать этот животрепечущий вопрос в отрасли? Слюсарь рекомендует привлекать в нее пенсионеров, женщин и выпускников колледжей и училищ.

Представьте себе пацана, как в годы Великой Отечественной войны, стоящего на ящике и точащего детали для МС-21 или «Суперджета».

Импортозамещение

Двигатель ПД-14
Двигатель ПД-14 © Ольга Соколова / Ridus.ru

В конце лета 2023 начались летные испытания частично импортозамещенной версии российского регионального самолета Superjet 100 — SJ-100. Частично — потому что самолет полетел без главного компонента: новых отечественных двигателей ПД-8, которые еще не закончили свою программу испытаний. Задержка с разработкой новых моторов уже привела к переносу начала поставок SJ-100 с 2023 на 2024 год. А собиравшийся в России во многом из иностранных комплектующих базовый Superjet 100 из-за санкций больше выпускать невозможно.

Присутствующий на конференции глава ОДК Вадим Бадеха заявил, что и ПД-8, и ПД-14 — лучшие двигатели в мире, не уступающие западным аналогам. При этом, он наверное забыл, что соглашение о создании ПД-14 было подписано 16 (шестнадцать) лет назад, в 2006 году. Двигатель начал разрабатываться в 2008 году. За базу был взят ПС-12, который проектировался аж в 1999 году. Первый запуск на наземном испытательном стенде первого образца двигателя-демонстратора ПД-14 состоялся десять лет назад. 30 октября 2015 года начались первые лётные испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

15 декабря 2020 года состоялось первое лётное испытание двигателя ПД-14 на МС-21-310 на аэродроме Иркутского авиационного завода. Продолжительность полёта составила 1 час 25 минут. В феврале 2021 года было получено разрешение на серийное производство двигателя. Так что новым этот двигатель назвать трудно.

ПД-8 — двигатель совершенно сырой, ещё не прошедший все испытания, и еще на испытательном стенде на земле он постоянно преподносил сюрпризы. По расчетам американских экспертов, чтобы сделать авиационный двигатель с нуля необходимо 10 млрд долларов, которых у России, разумеется, нет.

Так же не стоит забывать, что двигатель работает в «связке» со многими авиационными системами. 27 из них — зарубежного производства и их придется заменить на российские аналоги. А их тоже взять не откуда.

В 2023 году России пришлось окончательно выйти из совместного проекта с Китаем по разработке нового широкофюзеляжного самолета CR929. Этот проект был запущен в 2017 году. На авиасалоне в Париже летом 2023 г. китайская авиастроительная корпорация COMAC уже представляла данный самолет как собственную разработку под обозначением COMAC Wide-body…


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)