+1
Сохранить Сохранено 7
×

На грани жизни и смерти: невероятные боевые истории советских лётчиков


На грани жизни и смерти: невероятные боевые истории советских лётчиков

Работа ПВО Москвы в годы ВОВ.

© Архивные фотографии

Совсем скоро будет отмечаться 80 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией. В той кровопролитной войне участвовали миллионы людей. Каждый из них, включая лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института (ЛИИ), внёс лепту в Победу.

Становление ЛИИ практически совпало с началом Великой Отечественной войны. Уже 23 июня 1941 года в институте введено военное положение, создана команда местной противовоздушной обороны (МПВО — аналог более поздней гражданской обороны) и введена светомаскировка.

В начале июля 1941 года в связи с угрозой налётов немецкой авиации на Москву по инициативе лётчика-испытателя Н. В. Гаврилова из лётчиков-испытателей ЛИИ создана 2-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья.

Лётный состав эскадрильи состоял из лётчиков-испытателей института: М. К. Байкалова, Н. В. Гаврилова, М. Л. Галлая, Е. Н. Гимпеля, А. Н. Гринчика, В. А. Олиферко, П. М. Попельнушенко, В. Л. Расторгуева, Ю. К. Станкевича, В. П. Фёдорова, М. Ф. Фёдорова, В. В. Шевченко, И. И. Шелеста, Г. М. Шиянова, В. Н. Юганова и А. П. Якимова. Командиром эскадрильи назначен А. Б. Юмашев.

А. Б. Юмашев
А. Б. Юмашев и личный состав 2-й отдельной истребительной эскадрильи ПВО Москвы. © Архивные фото
Самолётный парк 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи состоял из шести МиГ-3, четырёх И-16 и двух И-153.
Самолётный парк 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи состоял из шести МиГ-3, четырёх И-16 и двух И-153. © Архивные фото

Как это было

В ночь на 22 июля 1941 года немецкая авиация совершила первый массированный ночной налёт на Москву. Он продолжался с 22 часов 25 минут 21 июля до 3 часов 25 минут 22 июля и производился четырьмя последовательными эшелонами. В налёте участвовало 197 вражеских бомбардировщиков.

Тогда на аэродроме ЛИИ дежурило звено МиГ-3 под командованием лётчика-испытателя М. Л. Галлая в составе лётчиков М. К. Байкалова и А. П. Якимова. После взлёта дежурного звена на МиГ-3 в воздух поднято резервное звено на И-16 и И-153 под командованием В. В. Шевченко в составе лётчиков В. П. Фёдорова и М. Ф. Фёдорова.

Над Москвой пилотируемый В. В. Шевченко истребитель И-153 подбит огнём вражеского бомбардировщика. Лётчик мастерски совершил вынужденную посадку на поле севернее Москвы. В ходе отражения первого налёта на столицу сбито 22 вражеских самолёта, два из которых — на счету лётчиков-испытателей ЛИИ. При этом М. К. Байкалов сбил Heinkel He 111, который упал в районе Пресни, а М. Л. Галлай повредил Dornier Do 215, упавший ранним утром между Витебском и Смоленском.

Не имея боевого опыта, найти в ночном небе вражеский самолёт и поразить его за мгновения, пока он не выскользнул из лучей прожекторов, это свидетельство незаурядного лётного мастерства испытателей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1941 года Матвей Карлович Байкалов и Марк Лазаревич Галлай награждены орденами Красного Знамени и стали первыми орденоносцами среди сотрудников недавно образованного института.

«Мы тогда наказали тех зенитчиков… за то, что они вас не сбили!»

Вот что вспоминал о том времени Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Георгий Михайлович Шиянов.

«В ночных условиях я летал лишь однажды. Боевого опыта не имел, как и большинство моих товарищей. Зато мы все уже летали на новейшем истребителе МиГ-3 и были испытателями — людьми, которым не надо долго привыкать к новому. Освоили вооружение и стрельбу, после чего вперёд, в атаку! Первый раз я взлетел в ночное московское небо в июле 1941 года.

Откровенно говоря, мне не повезло. За десять ночных вылетов, которые я успел сделать, ни одного гитлеровского стервятника сбить не удалось. А меня в одном из первых полётов чуть не сбили.

Едва я взлетел (а базировались мы тогда на Центральном аэродроме в Москве), как попал в перекрестье лучей своих же прожекторов и на мгновение ослеп. Когда прозрел, то обнаружил, что стреляют по мне! Качаю крыльями: мол, я свой, ребята. А они палят ещё сильнее!»

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Георгий Михайлович Шиянов
Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Георгий Михайлович Шиянов. © Архивные фото

Как довольно скоро выяснилось, Шиянов стал далеко не единственным лётчиком, попавшим в подобный переплёт. Во всяком случае, командование 6-го авиакорпуса вынуждено было поставить перед командованием Московской зоны ПВО вопрос о том, что недостаточно твёрдо знающие силуэты советских самолётов зенитчики нередко обстреливают их. Причём обстреливают не только появившиеся сравнительно недавно МиГ, Як и ЛаГГ, но даже хорошо известные машины вроде И-16. Обстреливают — а иногда и сбивают.

«Несладко приходится фашистским гадам. Но я-то здесь причём?» — подумал Шиянов.

Скользнув на крыло, лётчик ушёл противозенитным манёвром в сторону.

Спустя много лет после войны ему пришлось встретиться с первым командиром 6-го авиакорпуса ПВО Москвы И. Д. Климовым. Когда Шиянов рассказал ему об этом эпизоде, командир быстро ответил, что они тогда наказали зенитчиков. Лётчик-испытатель было обрадовался, но Климов вдруг добавил: «За то, что они вас не сбили!»

Вот так.

«Аллюр три креста, все за мной!»

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан во время войны совершил 603 боевых вылета и провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы — 19 самолётов противника.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан
Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. © Архивные фото

Начало Великой Отечественной войны Амет-Хан застал под Кишинёвом в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа. Уже 31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счёт сбитых самолётов. Израсходовав боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского «Юнкерса-88» левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе юнкерса. Юный лётчик выбрался из кабины и прыгнул с парашютом. За данный подвиг он награждён орденом Ленина.

С августа 1942 года Амет-Хан на истребителе Як-7Б участвовал в Сталинградской битве. В огненном небе Сталинграда лётчик зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав спецгруппы, созданной для противодействия асам люфтваффе. В состав группы вошли будущие дважды Герои Советского Союза В. Д. Лавриненков, А. К. Рязанов, И. Н. Степаненко и Герои Советского Союза И. Г. Борисов, Б. Н. Ерёмин.

Затем 31 августа 1942 года Амет-Хан Султан сбит огнём вражеской зенитки и во второй раз спасся с помощью парашюта. В ноябре того же года лётчик назначен командиром авиационной эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиаполка. К лету 1943 года на счету аса было уже 11 лично сбитых самолётов противника. 24 августа Амет-Хану присвоено звание Героя Советского Союза.

Однополчанином Амет-Хана являлся генерал-лейтенант авиации Аркадий Ковачевич. Он часто рассказывал о сослуживце.

«В воздухе он был как лев. Быстро принимал решения на завязку боя и атаку. У него была любимая команда: „Аллюр три креста, все за мной!” И вся группа под его командованием вступала в бой, атаковала самолёты врага. Он всегда с большим желанием шёл на боевые задания в воздух», — вспоминал ветеран авиации.

После Сталинграда были воздушные бои на Кубани, освобождение Таганрога, Мелитополя и родного Крыма. Войну он закончил на истребителе Ла-7 над Восточной Пруссией и Берлином. Свой последний воздушный бой Амет-Хан провёл 29 апреля 1945 года над берлинским аэродромом Темпельхоф, сбив Focke-Wulf Fw 190.

Затем 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан награждён второй медалью «Золотая Звезда» и стал в неполные 25 лет дважды Героем Советского Союза. После войны, 8 февраля 1947 года, Амет-Хан Султан принят на работу лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательский институт в подмосковном Жуковском.

Амет-Хану Султану 23 сентября 1961 года присвоено звание заслуженного лётчика-испытателя СССР. За время лётной работы пилот освоил около 100 типов летательных аппаратов. Его налёт составил 4237 часов.

Дважды Герой Советского Союза погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Как сбить мессер одной пулей?

Во время войны будущий Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Антипов успел сделать 180 боевых вылетов и сбил 7 немецких самолётов. Но в одном из боёв самолёт Антипова сбит: после выполнения задания десятку наших МиГ-3 атаковали 25 мессеров.

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Антипов.
Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Антипов. © Архивные фото

Несмотря на такое превосходство, Антипов вступил в неравную борьбу. Однако первым делом он обнаружил… отказ пулемётов. Всех трёх — одного за другим. Лётчик нажимал на гашетки, а в ответ не возникало ничего — ни мелкой нервной дрожи всей машины, ни похожего на стрекотание швейной машинки треска пулемётной стрельбы, прорывающегося сквозь шум мотора и шелест потока обтекания, ни дуновения острого запаха пороховых газов. Пулемёты молчали. Антипов попробовал перезарядку: один раз, другой, третий... Не помогло. Сейчас немцы заметят, что он фактически безоружен, и тогда… будет нехорошо. Оставалось одно: любыми средствами выходить из боя.

Выбрав удобный момент, Антипов с полным газом, с полупереворота устремился к земле и, оторвавшись таким образом от мессершмиттов метров на восемьсот, пустился домой.

Антипов тянул к своему аэродрому — за добрых семьдесят километров от места начала боя. Мессершмитты, дымя работающими на полном газе моторами, медленно сокращали дистанцию. Единственное, чего удалось добиться для наращивания означенных сил, был один пулемёт. Упорно повторяя по дороге к аэродрому попытки наладить бортовое оружие, Антипов хоть на одну треть, но оживил его.

И тут Антипов неожиданно для противника ввёл свою машину в энергичный и предельно крутой разворот. Что ни говори, но манёвр у «мига» есть! Он успел выйти мессершмиттам в лоб и, прицелившись в ведущего, нажал гашетку.

Сухо щёлкнула короткая очередь… Пулемёт снова замолк через четыре выстрела! Однако мессершмитт горкой с разворотом отвернул на запад и пустился восвояси, оставляя за собой тонкую серовато-белую струйку, тут же испарявшуюся в воздухе. Через несколько километров первый мессершмитт перешёл на снижение и, не выпуская шасси, приземлился на фюзеляж в лесную просеку.

Немецкий лётчик (которого взяли в плен только через два дня у самой линии фронта — он двинулся пешком на запад и едва не ушёл), когда дело дошло до его допроса, сказал: «Мне просто не повезло».

Ему действительно не повезло. Или, если угодно, крупно повезло Антипову. Единственная пуля попала точно в масляный радиатор мессершмитта. Масло сразу же выбило — это оно светлой струйкой тянулось за подбитой машиной, — и мотор заклинил.

Опять то же слово — повезло. Нет. Не только повезло! Чтобы попасть одной короткой очередью за несколько сотен метров в жизненно уязвимую часть вражеского самолёта, кроме везения, нужно очень здорово стрелять. Плохому стрелку так повезти не может. Везёт умелому.

Поэтому неудивительно, что через год он стал лётчиком-испытателем НИИ ВВС. В 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, ему присвоено звание Героя Советского Союза. Два года спустя Антипов становится заслуженным лётчиком-испытателем СССР.

«Выходи из воды, холуй немецкий, сейчас за всё заплатишь!»

Летом 1943 года над подмосковным городом Люберцы произошла воздушная схватка. На пару барражировавших «лавочкиных», пользуясь преимуществом в высоте, со стороны солнца напал фашистский истребитель Ме-109. Советские лётчики достойно встретили врага, который пытался навязать воздушный бой на вертикалях, умело сковали его инициативу и стали оттеснять противника от прикрываемого объекта. Вдруг мессер, клюнув носом, устремился к земле и упал в мелкое озерцо.

Из кабины выбрался лётчик в сером комбинезоне и уныло побрёл к берегу. Там уже собралась довольно большая толпа. Люди со злобой смотрели на пилота. Увидев сжатые кулаки и колья в руках, лётчик остановился. Затем крикнул: «Товарищи, я свой! Русский я! Старший лейтенант Бурцев!»

«Выходи из воды, холуй немецкий, сейчас за всё заплатишь!» — гневно бросил кто-то из толпы.

«Да, тогда помять мне рёбра могли основательно... В фашистской форме и на фашистском самолёте я оказался неслучайно. Для нашего лётного состава, сражавшегося на фронте, снимался учебный фильм «Мессершмитт-109 в бою». Во время очередного учебного боя на моём самолёте лопнул коленчатый вал, мотор заклинил, поэтому пришлось идти на вынужденную посадку. Увидев кресты, люди среагировали должным образом. Но всё обошлось», — вспоминал Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Фёдор Иванович Бурцев.

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Федор Иванович Бурцев.
Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Фёдор Иванович Бурцев. © Архивные фото

К 1943 году Бурцев провёл двадцать воздушных боёв. Лично сбил три фашистских истребителя. Но и сам в одном из боёв не уберёгся. Сразили его над правым берегом Днепра, который в ту пору занимали немцы. Снаряд попал прямо в мотор. Лётчик стал планировать к своим на левый берег. Повезло, дотянул. Но удар о землю был настолько силён, что сорвало бронеспинку. Пилот со всего маху ударился лицом о приборную доску. Как выбрался из кабины, не помнит. На все вопросы окруживших его плотным кольцом пехотинцев твердил одно: «Не знаю, ничего не знаю». Не мог сообразить, к кому попал: к нашим или фашистам. Сознание пришло только в госпитале.

После лечения продолжил полёты с курсантами. Главной задачей лётной школы в то время, как это ни парадоксально звучит, по словам Фёдора Ивановича, было избавление начинающих лётчиков от зазнайства и ложной самоуверенности. Ведь как случалось? Слетал курсант несколько раз и возомнил себя асом. А чуть сложность в полёте — глаза растерянные, в руках дрожь.

Так вот и проходила служба офицера Бурцева. Полёты с курсантами чередовались с боевыми стажировками. Вылеты на отечественных самолётах — с полётами на трофейных аппаратах.

Победу он встретил в Польше. Сразу принял решение остаться служить в армии, летать на новых самолётах. Освоил реактивные истребители МиГ-9 и Як-15. В 1947 году участвовал в воздушном параде в Тушине. Затем стал лётчиком-испытателем.

За сорок лет лётной службы Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Фёдор Иванович Бурцев освоил более ста типов летательных аппаратов, многим дав дорогу в жизнь. Тем самым он внёс огромный вклад в развитие отечественной авиации.

Опыт войны

«Лично мне помогал выбираться из сложных ситуаций в воздухе опыт войны. Именно на фронте я почувствовал себя настоящим лётчиком. Если в лётной школе прежде всего думал о материальной части, то в боевых условиях самолёт исчез, остались я и мое продолжение — пушки и пулемёты», — рассказывал Герой Советского Союза Николай Замятин.

Герой Советского Союза летчик Николай Замятин.
Герой Советского Союза Николай Замятин. © Архивные фото

С первых дней Великой Отечественной он находился на фронте. Полёты на разведку и бомбёжку, схватки с немецкими истребителями, первое ранение, когда рану на ноге медики зашивали без наркоза обычной иглой…

«За годы войны повидал много и страшного, и смешного. Первого, конечно, больше. Помню, как из-за ошибки штурмана сброшена с опозданием 250-килограммовая бомба. Она догнала мой пикирующий самолёт, сравнялась с ним в скорости движения и в прямом смысле повисла над крылом. Я летел и думал, какой на ней взрыватель — мгновенный или с замедлением? Сейчас она взорвётся или немного позже? Такие минуты запоминаются на всю жизнь.

А однажды мне приказали сбросить листовки. Уже при подходе к месту к моей „пешке” привязался вражеский истребитель. Нырнул под хвост, где его не достать пулемётами, и пошёл в атаку. Тогда радист, недолго думая, швырнул в нижний люк кипу листовок. Влетев в огромное белое облако, немец, видимо, решил, что русские применили против него какое-то новое секретное оружие. Он резко ушёл в сторону, перешёл на бреющий полёт и скрылся», — вспоминал ветеран.

В мае 1948 года Николай Александрович стал лётчиком-испытателем. Работа шла успешно, росло профессиональное мастерство. Затем в 1953 году ему присвоен 1-й класс, а через 11 лет — звание заслуженного лётчика-испытателя СССР. За испытания более 50 типов и модификаций различных самолётов, за личный вклад в разработку автоматических систем захода на посадку Н. А. Замятин награждён орденом Октябрьской революции.

«Подводя итоги своей работы, с удовлетворением могу сказать, что за 37 лет в испытательном институте не сломал ни одного самолёта, не убил ни одного человека. Хотя жил, как многие мои друзья, лётчики-испытатели, на грани жизни и смерти», — отмечал лётчик.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)