+0
Сохранить Сохранено 7
×

Bloomberg: добыча нефти в Иране процветает на фоне бомбардировок


Bloomberg: добыча нефти в Иране процветает на фоне бомбардировок

© unsplash.com

По мере того, как разгораются дебаты об ущербе, нанесенном иранской ядерной программе ударами США и Израиля, становится ясным одно: быстро развивающийся энергетический сектор страны, дойная корова режима, остался невредимым.

Цифры не лгут. Согласно недавно опубликованным данным, в 2024 году добыча нефти в Иране достигла 46-летнего максимума. И вся доступная информация за первые шесть месяцев 2025 года позволяет предположить, что в этом году произойдет еще одно увеличение добычи

Нефтяные санкции США в отношении Ирана все чаще существуют только на бумаге, в то время как Белый дом пропагандирует несуществующую политику «максимального давления» на иранский нефтяной сектор, утверждает обозреватель Bloomberg Хавьер Блас. «Я вижу только максимальную добычу нефти», — уточняет он.

Ограниченное влияние

© unsplash.com

Когда дело доходит до нефти, у США гораздо меньше рычагов воздействия, чем предполагает президент Дональд Трамп. И Тегеран это знает. История о том, как Иран преодолевал нефтяные санкции США, насчитывает несколько десятилетий — смесь американской реальной политики с иранским предпринимательством и новой геополитической мощью Китая.

Иногда это говорит о том, что Вашингтон закрывал глаза на очевидные нарушения, предпочитая вместо этого удерживать цены на нефть на низком уровне и сдерживать инфляцию. В других случаях это показывает, что Тегеран и Пекин становятся все более изощренными и упорными в попытках уклониться от ограничений.

Но каковы бы ни были причины, результаты одинаковы. Исламская Республика зарабатывает больше нефтедолларов, чем многие считали возможным. По данным консультантов FGE Energy, в прошлом году доходы Ирана от экспорта энергоресурсов1 достигли 12-летнего максимума в размере 78 миллиардов долларов по сравнению с 18 миллиардами долларов в 2020 году — году, омраченном Covid.

Незаметный источник нефтедолларов

© unsplash.com

Нефтяная промышленность страны периодически подвергалась санкциям США с ноября 1979 года, когда Джимми Картер ввел первую серию санкций в ответ на 444-дневный кризис с заложниками. Они были смягчены в 1981 году после Алжирских соглашений, которые привели к освобождению заложников, но вновь введены в действие в 1987 году Рональдом Рейганом. Ограничения усилились в 1996 году, когда Билл Клинтон подписал Закон о санкциях в отношении Ирана и Ливии, а с 2010 года при Бараке Обаме был принят ряд новых мер.

Но на протяжении всех этих лет Вашингтон часто демонстрировал, что поддержание низких цен на нефть для него в приоритете. Например, Министерство финансов США разрешило известному американскому нефтетрейдеру Оскару Уайатту покупать иранскую нефть в 1991 году после вторжения Ирака в Кувейт. В то время Саддам Хусейн считался большей угрозой, чем аятолла Али Хаменеи.

Кроме того, наблюдается эволюция самой иранской нефтяной промышленности. Хотя нефть привлекает всеобщее внимание, за последние 10 лет Тегеран уделял особое внимание развитию той отрасли своей нефтяной промышленности, на которую исторически в Вашингтоне обращали меньше внимания, если вообще замечали. Это конденсаты и сжиженный природный газ, такой, как этан, бутан и пропан.

Они могут оставаться незамеченными, но влияют на общую добычу нефти и приносят довольно много нефтедолларов. В прошлом году Иран производил около 4,3 миллиона баррелей сырой нефти в день плюс еще 725 тысяч баррелей других жидкостей, что в общей сложности составило почти 5,1 миллиона баррелей в день. Оценка была опубликована в прошлом месяце Британским энергетическим институтом в рамках ежегодного статистического обзора мировой энергетики, который считается отраслевой библией данных.

Тегеран не добывал более 5 миллионов баррелей нефти в день с 1978 года, за год до того, как Исламская революция положила конец правлению Мохаммада Резы Пехлеви, последнего шаха Ирана.

Экономическая возможность и стратегическая необходимость

© flickr.com

Разрабатывать огромные запасы конденсата и сжиженного природного газа без иностранной помощи было нелегко. Но когда санкции остановили европейские и азиатские компании, Корпус стражей исламской революции, мощная военная организация, контролирующая широкий спектр местных компаний, активизировалась. За последнее десятилетие Khatam-al Anbiya, строительный конгломерат, управляемый Стражей Исламской революции, построил ключевые установки, необходимые для переработки конденсата и газоконденсата в полезные продукты.

Ставка оправдала себя. Сегодня газоконденсат — самый прибыльный экспортный продукт Ирана после сырой нефти и природного газа, заявило в апреле иранской министерство нефти. Только пропан принес в прошлом году 3,6 миллиарда долларов, а бутан — еще 2,2 миллиарда долларов.

«Инвестиции в производство газоконденсата — это не просто экономическая возможность, но и стратегическая необходимость для увеличения валютных поступлений», — добавили в ведомстве.

Другие приоритеты

Получив доступ к новому и растущему потоку нефти прямо под носом у Вашингтона, Тегеран сосредоточил свое внимание на обеспечении безопасности экспорта сырой нефти. Пекин выстроил в значительной степени защищенную от санкций цепочку поставок, которая включает в себя нефтяные танкеры, перевалку с судна на судно и использование организаций, действующих вне долларовой системы США.

Помогло и то, что администрация экс-президента США Джо Байдена закрывала глаза на замыслы Тегерана и Пекина. Белый дом, опасаясь роста цен на нефть на фоне введения энергетических санкций в отношении России, пришел к выводу, что цель навредить Москве требует применения принципа невмешательства в китайско-иранскую торговлю нефтью.

Сегодня Китай закупает 90% нефти, экспортируемой Ираном. Двенадцатидневная война между Израилем и Ираном, в которую позднее были вовлечены США, не изменила ситуацию в нефтяной промышленности Исламской Республики. В ходе ограниченных авиаударов Израиль нанес ущерб лишь нескольким иранским нефтяным объектам, которые были быстро отремонтированы. Белый дом тихо вмешался, чтобы не допустить распространения войны на энергетический сектор. Это пригодится Тегерану во время восстановления инфраструктуры, пострадавший от ударов США и Израиля.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)