Миф о близком пике спроса на ископаемое топливо рушится
- 11 сентября 2025 21:43
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В последние несколько лет политики в области климата и энергетики убеждали себя, что мир неумолимо отказывается от ископаемого топлива. Но, похоже, это не так. Общее мнение сводилось к тому, что потребление нефти, природного газа и угля достигнет пика до конца этого десятилетия. Велись споры о скорости последующего спада, но вывод был один: конец эпохи ископаемого топлива близок. Однако этот принцип, ключевой для достижения амбициозной цели — нулевого уровня выбросов к 2050 году, оказался не таким уж незыблемым, как полагали его сторонники.
Ежегодный доклад, подготовленный Международным энергетическим агентством, представляющим точку зрения богатейших стран мира, показывает, что альтернатива — десятилетия активного использования ископаемого топлива при росте спроса на нефть и газ в течение следующих 25 лет — не просто возможна, а весьма вероятна. Это означает увеличение выбросов углекислого газа, усугубляющее климатический кризис.
Было бы легко обвинить в этом сдвиге администрацию президента США Дональда Трампа, выступающую за ископаемое топливо, но это было бы ошибкой, считает обозреватель Bloomberg Хавьер Блас: тенденция началась ещё до второго прихода одиозного политика в Белый дом.
Разные сценарии
Идея о приближении пика спроса на ископаемое топливо получила широкую поддержку во многом благодаря МЭА, чей ежегодный «Прогноз развития мировой энергетики» пытается представить будущее с помощью ряда сценариев. Хотя это довольно полезное исследование, оно даже близко не подходит к составлению прогнозов. Они основаны на предположениях об экономическом и технологическом развитии, росте населения, политической воле и ценах. Хотя эти сценарии не являются «хрустальным шаром», они дают важную информацию.
МЭА долгое время публиковало основной сценарий, основанный на текущих политических решениях (CPS), который имел существенные недостатки: исторически он недооценивал солнечную и ветровую энергетику. Поэтому в 2020 году МЭА прекратило использование этой модели, отчасти под давлением европейских стран и «зелёных» активистов.
Её заменил «Сценарий заявленной политики (STEPS)», который учитывал не только текущую политику, но и «предложения по политике, даже если конкретные меры, необходимые для реализации этих предложений, ещё не были полностью разработаны». Проще говоря, он смешал политику с политическими обещаниями.
Позже был представлен «Сценарий объявленных обязательств (APS)», который предполагал, что все меры энергетической и климатической политики, а также политические устремления будут выполнены в полном объеме и вовремя.
Поворот назад
Два новых сценария значительно изменили траекторию спроса на ископаемое топливо, предсказывая пик потребления к 2029 году, а затем спад, более медленный в сценарии STEPS и более быстрый в модели APS. Спад был настолько значительным в последнем случае, что это вселило веру в идею о том, что запасы ископаемого топлива на триллионы долларов останутся невостребованными. Западные политики пришли к убеждению, что новые сценарии представляют собой нечто вроде прогноза, и, следовательно, спрос действительно упадет. Но многие другие, включая автора статьи, ожидали увеличения потребления. Блас особо отметил, что спрос на уголь окажется более устойчивым.
В этом году МЭА снова публикует свой «Сценарий текущей политики» (отчасти из-за давления со стороны администрации Трампа), который показывает, что спрос на нефть и газ не достигнет пика в этом десятилетии, вопреки предыдущему предположению, по словам полудюжины человек, ознакомившихся с черновиком доклада. Чистовая версия ещё может измениться.
Согласно этому проекту МЭА, при текущей политике «потребление нефти и природного газа возрастет к 2050 году». Потребление угля действительно достигает пика в 2030-х годах, но спрос в 2050 году будет более чем на 50% выше, чем ожидалось ранее, согласно расчетам обозревателя Bloomberg, основанным на черновике проекта МЭА.
Когда траектория движения важнее цели
Пик потребления стал Священным Граалем энергетических дебатов. Но точный год, когда спрос достигает своего апогея, гораздо менее важен, чем форма кривой потребления до и после этого пика. Для понимания того, куда движется мир, критически важно сосредоточиться на траектории, а не на самой высокой точке.
Что касается нефти, кривые потребления в рамках спасенного CPS показывают продолжающийся рост, в том числе даже в 2040-х годах. Ежегодный рост в течение следующих 25 лет будет значительно ниже темпов, наблюдавшихся исторически, но «нефть остается крупнейшим видом топлива» в середине столетия, говорится в проекте доклада. На втором месте — возобновляемые источники энергии, на третьем и четвертом — газ и уголь.
К 2050 году МЭА прогнозирует потребление нефти на уровне 114 миллионов баррелей в день в рамках своей CPS — это сопоставимо с примерно 93 миллионами баррелей в день к 2050 году, которые наблюдались в прошлом году в сценарии STEPS, и более чем вдвое больше 54 миллионов в сценарии APS.
В своем проекте МЭА заявило, что спрос на нефть увеличится в основном в авиации и судоходстве, а также в качестве сырья для нефтехимической промышленности. В то время как продажи электромобилей резко возрастут в Китае и Европейском союзе, «внедрение электромобилей останавливается в регионах, не имеющих сильной политической поддержки», особенно в США, говорится в проекте.
Надежды и реальность
Важно помнить, что МЭА по-прежнему опубликует другие сценарии, показывающие альтернативные пути, и «Сценарий текущей политики» не является прогнозом. Это моментальный снимок того, как может выглядеть мир через 25 лет, если ничего не изменится, а правительства будут сидеть сложа руки. В прошлом сценарий, как правило, недооценивал возобновляемые источники энергии и отдавал предпочтение действующим источникам, таким как нефть, газ и уголь. Так что и в этот раз агентство может ошибиться — возможно, весьма существенно.
Но очевидно, что мир ещё очень и очень далёк от своих усилий сдержать рост глобальной температуры в пределах 1,5°C от доиндустриального уровня, как это было согласовано в Парижском климатическом соглашении 2015 года. И, возможно, мир движется к катастрофическим 3°C.
Когда МЭА опубликует свой старый, но новый сценарий, развернётся борьба за контроль над информацией. Индустрия ископаемого топлива, во главе с Саудовской Аравией, возвестит о возможности более сильного, чем ожидалось, спроса на нефть, газ и уголь как о подтверждении своих слов. Но перспектива большего загрязнения также является призывом к действию.
На данный момент мир осуществляет не «энергетический переход», а «энергетическое дополнение», где возобновляемые источники энергии дополняют нефть, газ и уголь. Независимо от благих намерений в отношении «зелёных» устремлений, это останется так на годы, если не десятилетия, если правительства не произведут существенные изменения. «Надежда — это не политика», — резюмирует Блас.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: