Ми-80 — новый вертолёт из далёкого советского прошлого
- 10 сентября 2025 00:32
- Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
Некоторые СМИ недавно объявили о создании нового перспективного многоцелевого вертолёта, который должен заменить Ми-8 и Ми-17. Винтокрылая машина базируется на платформе Ми-171A3, но с рядом усовершенствований: композитные лопасти несущего винта, усиленный фюзеляж с применением полимерных материалов, краш-устойчивые топливные баки под полом кабины.
Вертолёт оснащён Х-образным хвостовым винтом и современным комплексом авионики для работы в любых погодных условиях, днём и ночью. Его пассажировместимость достигает 30 человек, а максимальная скорость — 280 километров в час. Дальность полёта — 800–900 километров, в зависимости от конфигурации.
Ми-80 сможет выполнять широкий круг задач — от перевозки войск и эвакуации раненых до поисково-спасательных работ и операций на море.
Сборка вертолёта запланирована на двух авиазаводах в Казани и Улан-Удэ. Разработка ожидается в течение не менее пяти лет, а массовое производство и замена всего парка Ми-8 и Ми-17 — к 2030 году.
Из истории вопроса
В 1961 году в Советском Союзе появилось два опытных вертолётных образца с одним двигателем под условным обозначением В-8 (или «изделие 80») конструкции Михаила Миля. Первый поднялся в воздух 24 июня, а через две недели в Москве принял участие в воздушном параде на Тушинском аэродроме. После этого машина представлена на ВДНХ, демонстрируя прорыв в отечественном вертолётостроении.
Второго августа 1962 года пилот Николай Лешин стартовал с одного из подмосковных аэродромов на вертолёте В-8А, оснащённом двумя двигателями ТВ-2-117 и принципиально новым, в отличие от Ми-4, винтом с пятью лопастями. Обещанная генеральным конструктором Михаилом Милем вертолётная революция свершилась.
Вертолёт получил наименование Ми-8, запущен в серийное производство в Казани и получил самые приятные отзывы на выставке во французском авиасалоне в Ле Бурже. В 1967 году принят на вооружение советской авиации. Ещё через три года поднят вопрос о необходимости дополнительного вертолётного конвейера — настолько велик оказался спрос на новую машину. В результате на Улан-Удэнском авиазаводе приступили к выпуску детища Михаила Миля. И этот шаг неожиданно привёл к большим неприятностям в будущем.
За последние годы в 2,5 раза выросла грузоподъёмность вертолёта, составив пять тонн. Полётная скорость достигла 250 километров в час. Вместимость сегодняшних машин составляет 24 пассажира в гражданском варианте и 36 десантников в боевой экипировке — в военной версии.
Не имеет равных «восьмой» и по массовости. По числу выпущенных единиц вертолёт оставил позади всех штатовских конкурентов: «Сикорского» со всеми его модификациями и знаменитый «Боинг».
По данным на 2024 год, выпущено более 14 тысяч вертолётов Ми-8. Свидетельством особой популярности вертолётов типа Ми-8 и Ми-17 является тот факт, что в течение последних 30 лет экспортировано более 4000 вертолётов. Спрос на их модификации остаётся высоким.
Недаром его называют золотым вертолётом! Неудивительно, что установленный у здания холдинга «Вертолёты России» в подмосковном Томилине Ми-8 окрашен в золотой цвет.
«В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань»
Долго можно называть и многочисленные модификации «Пчелы» (как прозвали Ми-8 в Афганистане). Это и Ми-14 с улучшенной силовой установкой, и Ми-8МТ, и воднотранспортный Ми-8АМТШ. Это и Ми-8АМТШ-ВН (индекс «Сапсан») — грузопассажирский вертолёт, который способен применять расширенную номенклатуру вооружений классов «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».
Имеется информация о разработке специализированного вертолёта Ми-8АМТШ-ВА для выполнения задач Министерства обороны РФ в условиях Арктики. Машина создаётся на основе последней модификации военно-транспортного вертолёта Ми-8АМТШ-В, которая отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённым комплектом авионики.
Однако издание «Коммерсантъ» сообщило, что сегодня под вывеской Ми-8 (Ми-17/171/172) Казани и Улан-Удэ строятся совершенно разные вертолёты. К примеру, электрика, баки, двери, капоты двигателей от казанской машины не подойдут улан-удэнской с тем же параметрами.
По каталогу в вертолёте более 40 тысяч запасных частей. Если половина из них не взаимозаменяема, эксплуатация сильно усложняется. Структуры, эксплуатирующие однотипную продукцию и КВЗ, и УУАЗа (а это сплошь и рядом), вынуждены, например на СВО, держать по два ремонтных фонда. Технический состав должен знать нюансы обслуживания различающихся машин. Поэтому необходима унификация производства вертолётов в Казани и Улан-Удэ.
Мертворождённый вертолёт
Сборка вертолёта Ми-80 запланирована на двух авиазаводах: в Казани и Улан-Удэ. Но для этого необходимо построить новые цеха для работы с композитными материалами, оснастить предприятия высокоточным оборудованием, подготовить квалифицированные кадры и внедрить единую цифровую платформу проектирования. Ожидается, что полная замена Ми-8 на Ми-80 произойдёт к 2030 году. Однако перестройка производственных линий может занять до десяти лет.
Ми-171А3, прототип которого взлетел в 2022 году и который должен был стать перспективной платформой для Ми-80, стал значительно тяжелее своего прадедушки Ми-8. Его дальность (около 450 километров с 22 пассажирами) вдвое меньше, чем у проверенных Ми-8МТВ (900 километров). По данным контрактов, его стоимость (около 1,1 миллиарда рублей за единицу) как минимум вдвое превышает цену существующих модернизаций Ми-8.
Да, идея здравая. Но при нынешнем состоянии отрасли нереализуемая. И это подтверждают результаты «Вертолётов России», достигнутые ими за 19 лет существования. В 2024 году на заводах холдинга построено около 60 машин гражданского назначения. При этом в 2025 году будет построено чуть больше — 69 вертолётов, а в 2030 году — 82 штуки. Очень много!
Как ранее писал «Ридус», сегодня и в будущем не идёт речь о рациональной трансформации вертолётного парка России с точки зрения массовых характеристик, снижения стоимости и расходов на эксплуатацию. Похоже, у властей предержащих нет и не будет никаких новых идей.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: