+30
Сохранить Сохранено 7
×

Летаем низенько и близенько: будет ли у России достаточное количество беспилотников?


Летаем низенько и близенько: будет ли у России достаточное количество беспилотников?

Беспилотники в России.

22 ноября в Москве на ВДНХ для широкой публики открылась выставка отечественных беспилотных летательных аппаратов и систем «Аэронет-2035». В павильоне «Космос» свои достижения продемонстрировали 130 компаний, были представлены 170 отечественных разработок и технологий для беспилотной авиации. В экспозиции также была освещена история отрасли и ключевые направления развития беспилотной авиации в стране.

Внимательный читатель может спросить, а почему выставка была открыта во вторник для широкой публики? Да потому, что ее официальное открытие состоялось аж 17 ноября без большинства пронырливых журналистов и просто посетителей, которые стали бы задавать щекотливые вопросы главе Минпромторга Денису Мантурову, мэру Москвы Сергею Собянину и прочим чиновникам, открывавшим выставку, о том, как же на самом деле обстоят дела с отечественными БПЛА и их производством.

Официальная позиция

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. © kremlin.ru

На первый взгляд с ними «все хорошо, прекрасная маркиза!». Уровень локализации беспилотных летательных аппаратов в России к 2024 году планируется увеличить до 70% с нынешних 40%, говорится в пресс-релизе Минпромторга, подготовленном к выставке.

Если до 2020 года степень локализации не превышала 10–15% (в основном в РФ изготавливались элементы рамы, планера, воздушные винты), то сейчас уровень локализации можно оценить в среднем в 40% (начинают применяться отечественные электродвигатели, налаживается изготовление полезных нагрузок, в том числе с оптическими и тепловизионными сенсорами отечественного производства, используются отечественные композиты и смолы, локализуются электронные устройства).

К 2024 году российские производители рассчитывают выйти уже на 70% локализации внутри страны, а оставшуюся часть компонентов обеспечить в рамках кооперации с поставщиками из дружественных стран, отмечается в документе.

Кроме того,  Д. Мантуров, С. Собянин и генеральный директор АНО «Платформа НТИ» специальный представитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков подписали трёхсторонний меморандум о совместной работе по поддержке и развитию беспилотных летательных аппаратов и авиации в России.

По словам Сергея Собянина, меморандум предполагает создание Центра беспилотных авиационных систем на базе индустриального парка «Руднёво» в особой экономической зоне «Технополис Москва». Для российских производителей беспилотников предусмотрены программы господдержки — от возможности стать резидентами технопарков до получения промышленной ипотеки.

Беспилотник
Беспилотник. © Валерий Агеев / ridus.ru

Подписание этого меморандума свидетельствует о готовности развивать производственные компетенции, добиваясь максимального технологического суверенитета в области беспилотных летательных систем. Рынок беспилотной авиации, по оценкам экспертов «Аэронет», составит уже 120 миллиардов рублей в 2030 году. «И мы намерены поддерживать развитие собственных компетенций в этой области», — сказал Д. Мантуров.

Наполеоновские планы России

Беспилотник
Беспилотник. © Валерий Агеев / ridus.ru

По прогнозам АНО «Платформа НТИ», в ближайшие 10–20 лет развитие беспилотных авиационных и космических систем, а также технологий беспроводной связи приведет к росту распределенных систем безопасности полетов и обмена информацией. Повышение надежности защищенных сетевых коммуникаций обеспечит массовое безопасное использование беспилотных аппаратов, в том числе и в городских условиях.

Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно (в режиме 24/7/365) могут находиться в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов (БВС), объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных постоянно возрастающих потребностей экономики. Среднесписочная численность занятых в разработке и производстве беспилотных авиационных систем (БАС) составит 50 тысяч человек, численность занятых в эксплуатации БАС, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тысяч человек к 2035 году.

Оценки показывают, что объем мирового рынка БАС, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 миллиардов долларов (в текущих ценах). Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35–40 миллиардов долларов. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах.

БПЛА на «Аэронет-2035»

Прежде чем прейти к военному применению БПЛА, стоит рассказать, что было представлено на «Аэронет-2035». Это, прежде всего, БПЛА для логистики, лесного и сельского хозяйства, сбора геопространственных данных, беспилотный самолёт «Партизан» с функцией сверхкороткого взлёта и посадки, роботизированный комплекс «Паук», позволяющий дистанционно обслуживать провода линий электропередач, и другие разработки.

Беспилотный самолёт «Партизан»
Беспилотный самолёт «Партизан».© Валерий Агеев / ridus.ru

В рамках реализации проекта «Партизан» предстоит создать демонстратор транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой. Машина сможет взлетать и садиться на площадку размером 50 на 50 метров с высотой препятствий на границе до 15 метров. Дальность полета составит тысячу километров, максимальная скорость — свыше 300 километров в час, вес полезной нагрузки — до тонны.

Основной идеей обеспечения сверхкороткого взлета и посадки в проекте «Партизан» является применение активного обдува крыла распределенной винтомоторной группой.

Роботизированный комплекс «Паук»
Роботизированный комплекс «Паук».© Валерий Агеев / ridus.ru

«Паук» — уникальный российский роботизированный комплекс. Он сочетает в себе беспилотный летающий авиакоптер и механизм, который передвигается по поверхностям, в том числе и по проводам. Для этого у него есть настоящие лапы, как у паукообразного.

БВС ВТ 440 является многоцелевым беспилотным воздушным судном вертолетного типа одновинтовой схемы с рулевым винтом. Максимальная грузоподъемность БВС составляет 100 килограмм, что делает его идеальным инструментом для беспилотной аэродоставки грузов в труднодоступные районы.

Противодроновое ружье
Противодроновое ружье. © Валерий Агеев / ridus.ru

Управление судном и обмен информацией осуществляются с помощью станции внешнего пилота (СВП), которая также входит в состав БАС и доступна в различных вариантах исполнения в зависимости от выбранной комплектации. Продолжительность развертывания системы составляет 30–60 минут в зависимости от времени года и качества взлетно-посадочной площадки. БАС в стандартной комплектации включает в себя БВС ВТ 440 с грузовым модулем и станцию внешнего пилота на базе 20-футового контейнера High Cube (20'HC).

Военных БПЛА на выставке не было, а СВО в это время шла с большим ожесточением.

БПЛА Украины

По мнению независимых экспертов, на сегодняшний день украинские военные активно используют более шести тысяч БПЛА. Львиная часть беспилотников являются гражданскими моделями, зачастую доработанными кустарным способом. Их возможности обычно ограничены 30 минутами полёта и дальностью до семи километров от места запуска. Это, в частности, украинские БПЛА с такими экзотическими названиями, как «Горлица», «Лелека-100», М-6 «Жайвир», М-7 «Небесный патруль», «Сокол-300», «Стрепет», «Тихий гром» и так далее.

БПЛА «Горлица»
БПЛА «Горлица».© yablor.ru

Тактика применения таких дронов максимально примитивна. Вблизи линии фронта паркуются внедорожники, из которых дронами управляют операторы (согласно некоторым видео украинской стороны, этим занимаются в том числе иностранные наёмники). Беспилотники обнаруживают дислокацию противника и передают их координаты артиллерийским батареям. Также они применяются для корректировки огня и для атаки с воздуха (дроны-камикадзе) или бомбардировки (военные БПЛА и переделанные гражданские).

Особый интерес представляет собой знаменитый турецкий Bayraktar TB2 — ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотник. Он приводится в движение двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом толкающего типа. Имеет возможность переноса на подвеске четырех управляемых боеприпасов, находясь при этом в воздухе от 12 до 24 часов. Максимальная дальность удаления от оператора около 150 километров, что позволяет применять его для патрулирования территории. Однако в СВО эти БПЛА особой погоды не сделали. Во-первых, их поставили всего 24 штуки, а во-вторых, с ними научились бороться при помощи ЗСУ типа «Шилка» и других средств поражения ПВО.

Более опасны разведывательные дроны Quantix Recon военной компании AeroVironment (США, которая передала ВСУ более 100 БПЛА. По заявлениям западных маркетологов, их невозможно перехватить радиочастотными глушителями.

Также на Украину отправились более 120 ударных БПЛА Phoenix Ghost. Дрон разработан и производится компанией AEVEX Aerospace (США) и может как вести разведку, так и выполнять ударные функции

Также, возможно, ВСУ получат многофункциональные БПЛА MQ-1 °C Gray Eagle с ракетами AGM-114 Hellfire, имеющие дальность поражения до 300 километров.

БПЛА MQ-1C Gray Eagle
БПЛА MQ-1 °C Gray Eagle. © dvidshub.net

По некоторым данным, на Украину отправятся ещё несколько моделей беспилотников. Например, беспилотники-камикадзе Switchblade от AeroVironment, имеющие две модификации — Switchblade-300 с дальностью полёта до десяти километров и Switchblade 600, имеющий кумулятивно-осколочную боевую часть, взятую от ПТУР Javelin. Switchblade 600 пробивает до 600–800 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой. Имеет контактный и дистанционный взрыватели, дальность удаления от оператора — до 40 километров, которые пролетает за треть часа. Ранее они поставлялись только для Великобритании.

В бою на средних и коротких дистанциях используются военные мини-дроны, например Golden Eagle от Teal (США). Он может летать целый час и имеет средства шифрования сигнала и собственную навигационную систему, способную обходиться без GPS. Аналогично оснащены и американские беспилотники Skydio X2.

БПЛА России

В российской армии есть разнообразный ассортимент беспилотных аппаратов малого веса, применяемых для сбора разведывательных данных на местности.

БПЛА «Форпост-Р».
БПЛА «Форпост-Р».© Ольга Соколова / Ridus.ru

Российский многофункциональный БПЛА модели «Гранат-4» обладает компактной конструкцией фюзеляжа. При длине 2,6 метра, размахе крыльев 3,2 метра, при массе в 30 килограмм модель очень проста в эксплуатации. Также на Украине используются БПЛА «Форпост», «Орлан-10», «Элерон-3», «Пчела-1Т», «Дозор-100», «Орион».

БПЛА «Иноходец».
БПЛА «Иноходец».© Ольга Соколова / Ridus.ru

Однако наибольший интерес представляет БПЛА «Ланцет» — беспилотный барражирующий боеприпас, разработанный российской компанией ZALA (входит в концерн «Калашников»). Впервые был представлен в июне 2019 года во время военной выставки «Армия-2019», проходившей в Москве. Он предназначен для поражения наземной техники и других важных целей на переднем крае и в тылу противника.

«Ланцет» может использоваться как для разведывательных, так и для ударных задач, имеет максимальную дальность полета 40–70 километров и максимальную взлетную массу  около 12 килограмм. В боевом режиме он может быть вооружен как осколочно-фугасными, так и кумулятивными боевыми частями.

Имеет оптико-электронное наведение, а также блок телевизионного наведения, что позволяет управлять боеприпасом на конечном этапе полета. Беспилотник оснащен интеллектуальными, навигационными и коммуникационными модулями. «Ланцет» выпускается в тяжелой («Ланцет-3») и легкой («Ланцет-1») версиях.

БПЛА «Ланцет»
БПЛА «Ланцет». © trashbox.ru

Правда, в настоящее время наибольшей популярностью пользуется БПЛА «Герань». Наиболее вероятный прототип этого беспилотника — иранский дрон Shahed-136, доказавший свою эффективность по обходу систем ПВО в ходе атаки хуситов на нефтеперерабатывающий завод Saudi Aramco в Саудовской Аравии.

Главное достоинство «Герани-2» — простота и дешевизна при несоразмерно высокой отдаче. На беспилотнике установлен двигатель MD-550 производства КНР мощностью 50 лошадиных сил. Такие обычно ставят на современные скутеры и мопеды, а также на газонокосилки. Материал корпуса — композит, по сути обычный пластик плюс металлические рёбра для жёсткости.

«Герань-2». © Соцсети

На небольшой дальности «Герань-2» может управляться оператором, как традиционный беспилотник. Удары на дальние расстояния осуществляются им по координатам GPS или ГЛОНАСС, как на «Калибрах» или ракетах Х-101. Дальность полёта «Герани-2» — от 700 до 1800 километров. Скорость — около 180 километров в час.

Пусковая установка «Герани-2» похожа на обычный грузовик, и замаскировать её довольно просто. При этом она может запускать до пяти дронов за раз. Несколько установок запускают целый рой дронов, который «разлетается» сразу после запуска. При этом боевая нагрузка одного дрона составляет до 50 килограмм.

Как показывает практика, этого достаточно для уничтожения и военной инфраструктуры, и артиллерийских установок, и РСЗО, и даже сложных целей вроде танков и гаубиц противника. И это при невысокой себестоимости — около 50 тысяч рублей (800 долларов) за одну «Герань-2», тогда как тот же «Байрактар» стоит не меньше двух миллионов долларов за экземпляр.

Поступив на вооружение, новая «Герань-2» дополняет имеющиеся российские изделия «Куб» и «Ланцет» легкого класса. По всей видимости, «Герань-2» крупнее и тяжелее «Куба» или «Ланцета», а также несет более мощную боевую часть и отличается увеличенной дальностью. Соответственно, в распоряжении армии теперь имеется несколько барражирующих боеприпасов с разными характеристиками. Это позволяет повысить гибкость и эффективность применения такого оружия, а также оптимизировать использование других ударных средств.

Неожиданное послесловие

Дрон-камикадзе «Meraj-521»
Дрон-камикадзе Meraj-521.© topwar.ru

По данным издания The Washington Post, американские разведслужбы установили, что российские и иранские власти договорились о начале «производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на российской территории». Издание подчеркивает, что все детали этой сделки были согласованы на встрече в начале ноября, когда российская делегация прибыла с официальным визитом в Тегеран.

Возможно, это будет новый беспилотник Shahed-133, который продемонстрировали Вооруженные силы Ирана. Аппарат сделан на базе перехваченного израильского дрона Hermes-180. Он способен осуществлять сброс управляемых авиабомб-345 с ТВ-наведением и дальностью работы около шести километров. В то же время дрон может пролетать до полутора тысяч километров в течение 12 часов. В качестве пусковой установки для беспилотников используются специальные автомобили. Это существенно расширяет географию их применения.

Это может быть и  новый беспилотник Meraj-521, представляющий собой небольшой дрон, предназначенный для поражения личного состава и небронированной техники. Он имеет небольшой вес и способен продержаться в воздухе не больше 15 минут. Дальность полёта не превышает пяти километров, а значит, применять такие устройства можно на линии соприкосновения.

Боевая часть не может превышать один килограмм, а значит, о больших повреждениях не может быть и речи. Судя по всему, сила Meraj-521 в количестве, ведь сегодня многие страны разрабатывают технологию роя, позволяющую атаковать военные или инфраструктурные объекты при помощи десятков и сотен беспилотников. Известно, что запуск дрона осуществляется при помощи миномётной установки, после чего уже в полёте раскрываются крылья, включается двигатель и малыш направляется на указанные позиции потенциального противника. 

Нам важно ваше мнение!

+30

 

   

Комментарии (0)