+27
Сохранить Сохранено 7
×

Командировка в ад: вертолеты, остановившие ядерный апокалипсис


Командировка в ад: вертолеты, остановившие ядерный апокалипсис

В 1970-х годах в десяти километрах от Чернобыля была построена первая атомная электростанция Украины — Чернобыльская АЭС (ЧАЭС). 26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики.

Мир окутало облако радиации. Однако первое сообщение об этом событии в наших газетах прошло только через три дня. Мало того, сутки с лишним жители пятидесятитысячного города энергетиков Припяти, расположенного в прямой видимости от места катастрофы, находились в неведении о ее чудовищных размерах, а утром 26 апреля дети пошли в школу. А о страшных масштабах катастрофы свидетельствовали, в частности, постоянное свечение над главным энергетическим корпусом и куски графита в районе разрушенного реактора. Интенсивное радиоактивное заражение местности, населенных пунктов, воздушной среды было неизбежно.

Так или иначе, но в Швеции некоторое повышение уровня радиации было зафиксировано уже утром 27 апреля. Радиологические изменения вскоре были выявлены более чем в 20 странах. Перенос небольших количеств радиоактивных веществ был обнаружен в США, Японии, Китае…

Тогда, при аварии, погибли около 50 сотрудников станции и пострадали сотни спасателей. Только от рака, развившегося в результате полученной дозы радиации, умерли от четырех до двухсот тысяч человек.

Многие ли из нас сейчас знают, что в ликвидацию последствий этой страшной аварии большой вклад внесли летчики-испытатели из Лётно-исследовательского института, а в память об одном из них — Анатолии Демьяновиче Грищенко — названа улица города Жуковского?

Своими воспоминаниями о тех днях поделились непосредственные участники тех событий — заслуженный лётчик-испытатель СССР Аркадий Павлович Макаров и бортинженер Александр Борисович Ганичев.

Этому событию было посвящено очередное заседание Клуба любителей авиации «Взлётная полоса», которое состоялось 26 апреля в ДК г. о. Жуковский. Вел заседание историк авиации Андрей Симонов.

Путь в небо

Анатолий Грищенко родился в Санкт-Петербурге 24 августа 1937 года. В этом городе заканчивал учёбу в ленинградской Военно-медицинской академии его отец. А мать Анатолия Демьяновича была этнической чешкой.

На Волыни, где остановилась семья после окончания Великой Отечественной войны, в те года бурно развивалась авиация, на военные аэродромы области передислоцировались элитные авиационные подразделения ВВС Советской армии, прошедшие тернистыми боевыми путями Великой Отечественной и имеющие колоссальный боевой опыт.

Анатолий Грищенко
Анатолий Грищенко.

Также быстрыми темпами развивались гражданская и сельскохозяйственная авиация. Поэтому небо Волыни буквально кишело летательными аппаратами всех типов. Видимо, этот факт и повлиял на молодую и романтичную душу Анатолия. После школы он принял твёрдое решение связать свою жизнь с авиацией. И уехал в Москву поступать в легендарный Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

В студенческой жизни Анатолий был во многом как все студенты. Свободного времени особенно у них было немного, а у тех, кто летал в аэроклубе, тем более. И все же редко кого обошло памятное на всю жизнь студенческое веселье. Не выпадал из общего ритма, духа, норм и наш герой.

Кто-то из друзей по студенческому общежитию вспоминал, что Грищенко, бывший всегда равнодушным к спиртному, как-то «засиделся» с друзьями так, что попробовал было в центре Москвы взобраться на коня Юрия Долгорукого в качестве второго всадника… Было и такое…

После окончания МАИ Грищенко его, как одного из лучших выпускников, направляют на работу в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М. М. Громова в подмосковный город Жуковский. Но не только инженерная работа манит молодого человека. Ещё во время учёбы в МАИ Грищенко записался в институтский аэроклуб, где за пять лет приобрёл немалый лётный опыт.

При ЛИИ есть легендарное учебное заведение — Школа лётчиков-испытателей им. А. В. Федотова (ШЛИ). Именно туда уже после окончания МАИ и поступил Анатолий Демьянович, успешно сдав сложнейшие вступительные экзамены и пройдя жесточайший профессионально-психологический отбор.

После окончания ШЛИ молодой лётчик-испытатель продолжает работать в ЛИИ, но уже на лётной должности. Однако Грищенко не оставляет и инженерную работу. Лётчики-испытатели с серьёзной инженерной подготовкой особенно ценились в институте.

В Школу летчиков-испытателей Грищенко пришел в 28 лет. За его спиной была уже богатая событиями аэроклубовская жизнь, в которой за ним закрепилось уважительное прозвище «полковник Грищенко» — то ли из-за шинели, что он носил, не имея другой одежды в то бедное послевоенное время, то ли из-за природной подтянутости. Позади были семь лет работы инженером в ЛИИ; к тому же в последние годы он стал преподавать в Школе.

Параллельно с профессиональной карьерой Анатолий Демьянович налаживает и личную жизнь. Галина Мелехина, прикомандированная к лётно-исследовательской и доводочной базе ОКБ имени А. Н. Туполева, которая дислоцировалась на аэродроме Жуковский вместе с ЛИИ, после короткого знакомства становится его женой. Вскоре в семье Грищенко рождаются два сына — Борис и Илья.

Грищенко испытывал модели вертолётов Ка-26, Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6 и Ми-8 и их модификации. На вертолёте Ми-26 отрабатывал транспортировку тяжёлых крупногабаритных грузов на внешней подвеске одним и двумя вертолётами. Участвовал в уникальной операции по транспортировке воздушно-космического самолета «Буран».

В общей сложности Грищенко освоил более 30 типов самолетов и вертолетов, провел в воздухе около 5000 часов, из них больше половины — в испытательных полетах. Он стал заслуженным лётчиком-испытателем СССР в 1982 году. Было ли ему страшно в испытательных полетах? Вот что Грищенко об этом думал:

«Страх у всех людей одинаковый! Вот реакция на него у разных людей разная. Одних страх придавливает, заставляет впадать в панику, а других мобилизует. Если человек профессионал подлинный, хорошо подготовившийся к испытаниям на земле, то он меньше боится и подвержен меньшей опасности. Вообще-то чувство страха в полете, как правило, не появляется. Оно может возникнуть потом. Такое случилось со мной в одном из полетов. Прошло 16 лет с того случая, но до сих пор остается тягостное ощущение досады. После того случая не раз бывали трудные ситуации в испытательной работе. Но страха все же не бывало. Я уже не мог себе этого позволить».

Завидное самообладание было у Анатолия уже в аэроклубе, когда он только начинал летать. Вот история, рассказанная со слов Анатолия его товарищем заслуженным летчиком-испытателем СССР Аркадием Макаровым.

Аркадий Макаров
Аркадий Макаров.

«В самом первом прыжке Анатолия с парашютом у него не наполнился купол. При первом прыжке редко кто в такой ситуации не теряется. Грищенко понял, что дернуть кольцо запасного парашюта мало, эффект был бы тот же. В соответствии с рекомендациями теории парашютного дела он сначала определил направление вращения и двумя руками выбросил запасной парашют в нужную сторону. Зная, как сложно сохранить самообладание в такой момент, я поразился. Думаю, вот тогда уже проявились в нем задатки настоящего летчика-испытателя».

Ангелы Чернобыля

В 1986 году недюжинные способности Ми-26 были привлечены для ликвидации Чернобыльской катастрофы.

Эскадрилья тяжелых транспортных вертолетов из Торжка была поднята по тревоге 27 апреля и переброшена на черниговский аэродром. А уже 28 апреля первые машины приступили к блокированию пылающего блока атомной электростанции. В первые, самые напряженные, опасные дни работой авиаторов руководил начальник штаба ВВС Киевского военного округа генерал-майор Н. Т. Антошкин, удостоенный впоследствии звания Героя Советского Союза.

Николай Антошкин среди летчиков-ликвидаторов
Николай Антошкин среди летчиков-ликвидаторов.

Летчиков называли ангелами Чернобыля, потому что они одни из первых начали ликвидировать последствия аварии с воздуха. Еще их называли смертниками, потому что каждый день они были вынуждены проходить через тысячи рентген.

«Наш вертолет подлетел к очагу пожара, а под тобой был настоящий ад. Там всё клокочет, ярко-красный какой-то огонь и жара. Мы как на сковородке себя почувствовали. Вертолет в этих условиях не должен был летать, а он у нас летел», — рассказывал военный летчик Юрий Яковлев.

Сделав несколько проходов, благодаря постепенному подбору безопасной высоты летчики вышли на 150 метров со скоростью подлета 60 километров в час. И даже на ней температура составляла порядка 120 градусов по Цельсию. Из защиты с собой у летчиков были только противогазы и химические комплекты.

2 мая в зону радиационного поражения прибыло еще одно пополнение Ми-26 из Новополоцка. Кабины вертолетов оснащались импровизированной свинцовой защитой, а транспортный отсек оборудовали емкостями для выброса за борт специальной клейкой жидкости для связывания радиоактивной пыли на земле. Также с Ми-26 сбрасывали на реактор песок и свинец. В первые часы работы основной тактикой были одиночные вылеты вертолетов, которые позже сменились «каруселью» из нескольких машин.

Правительственную комиссию в Чернобыле возглавил Иван Силаев. Как член ЦК КПСС, он курировал авиационную промышленность, хорошо знал возможности Анатолия Демьяновича Грищенко и других вертолетчиков из ЛИИ. Поэтому он сразу же распорядился использовать их при ликвидации последствий катастрофы.

И уже 10 мая Грищенко участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, осуществлял более 20 дней доставку грузов на нестандартно длинной подвеске — опускался на вертолете Ми-26 почти в три раза ниже установленных нормативов. Большинство вертолетчиков не имели такого опыта перевозки грузов.

Грищенко управлял вертолётом Ми-26 с Гургеном Рубеновичем Карапетяном. Перед ними стояла сложнейшая задача — в течение трёх минут закрыть реактор куполом весом в 15 тонн и таким образом отсечь радиоактивное излучение. Эта работа выполнялась на длинном тросе внешней подвески на пределе грузоподъемности вертолета и требовала ювелирной техники пилотирования.

Рубен Карапетян
Рубен Карапетян.

Во время командировки распорядок дня был такой: подъем в пять утра, отбой в двадцать два, остальное время — работа. И питались летчики там, на месте, и продукты на вертолетах привозили.

Сначала они уничтожали всевозможные вредные элементы, которые дают большое излучение. Пыль, например. Поливали ее из брандспойта вертолета и таким образом обеззараживали.

«На подмену оперативному отряду прислали нескольких виртуозов из Летно-исследовательского института. Среди них особенно выделялся заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Демьянович Грищенко. Высокого роста, плотного сложения, балагур и весельчак, он вызывал у всех восхищение. А как Грищенко работал! То, что большинство осваивало со второго или с третьего захода, для него, летчика от бога, было привычно и просто», — вспоминал военный летчик подполковник В. Пинчук о совместной работе с Грищенко в Чернобыле.

С 15 августа по 16 сентября Грищенко летал над ЧАЭС. В этой командировке он работал по 16 часов в сутки без выходных (по его словам, такого количества сложных полетов он не делал за год). Анатолий также тренировал военных летчиков — учил переправлять крупногабаритные грузы. Когда все это было сделано, он взялся за перемещение многотонных вентиляторов и кондиционеров. Они были необходимы для восстановления первых трех блоков АЭС.

Почему посылали на ликвидацию аварии именно Грищенко? По утверждению его друзей, летчиков-испытателей, не оказалось в стране вертолетчиков его квалификации. И это не преувеличение.

Вертолет над Чернобылем
Вертолет над Чернобылем.

Анатолий Демьянович действительно имел такой опыт летной работы, который иначе как уникальным не назовешь. К тому же требовалось согласие на риск. Грищенко соглашался рисковать безоговорочно. Он собирался лететь в Чернобыль в третий раз, но не успел…

Больше месяца длилась та командировка в ад. За это смертельное «времяпрепровождение» советское правительство щедро наградило каждого из членов экипажа. Они получили по… похвальной грамоте Государственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС!

Смертью смерть поправ

Операция в Чернобыле прошла успешно, но экипаж получил большую дозу облучения (превышение в 10–15 раз), что, в частности, привело к резкому ухудшению здоровья, в том числе Грищенко (лейкоз).

«Мы с Анатолием двадцать лет в одной кабине отработали. В Чернобыле он первый раз без меня был, а потом уже вместе там трудились.

Перед отлетом из Жуковского нам дали таблетки и пастилу, которые должны бы стимулировать вывод продуктов распада из организма. На вкус те таблетки были очень неприятны, и никто их не использовал по назначению.

На второй день нашего пребывания в Чернобыле у всех членов экипажа начали слезиться глаза и очень сильно болеть зубы. Так сильно, что приходилось кусать пищу передними зубами, потому что нижними есть было больно.

У нашего штурмана Евгения Воскресенского зубы разболелись до того, что он пошел к врачу и попросил снять коронку с одного из зубов. Коронку сдернули, вместе с ней и зуб, но все без толку — боль не утихла. Только повод новый для шуток появился: мол, с голоду теперь не умрем — у нас золото есть в запасе. Ну а через два-три дня и зубы, и глаза болеть перестали — видимо, организм адаптировался.

Но я до сих пор мучительно думаю вот о чем. В Чернобыле мы не расставались, были всегда вместе. Когда же Анатолий так облучился? Воздействию радиации мы там все подвергались. Ведь в ликвидации аварии участвовали 65 специалистов из ЛИИ им. М. М. Громова — летчики-испытатели, штурманы-испытатели, борт-операторы, инженеры.

Но тем не менее из шести человек экипажа ЛИИ трое умерли: первым Грищенко — в 1990 году, затем штурман Александр Митин — в 1999 году (он летал со мной в Чернобыль во вторую командировку в октябре 1986-го), в 2009-м умер бортинженер Владимир Евдокимов, он участвовал во всех трех командировках летчиков из ЛИИ.

Кстати, я убежден, что, если бы медики вовремя обратили серьезное внимание на здоровье Грищенко, его можно было бы спасти. Семь месяцев Анатолий болел, гас буквально на глазах.

Знаете, что ему сказали после Чернобыля? Сам заболел — сам лечись. Сказали, что кровь у него от природы плохая. Это у заслуженного летчика-испытателя СССР…

Инвалидом Анатолий стал быстро, но вот признать, что он потерял здоровье из-за облучения, долго не хотели. Ответственность взял на себя Воробьев — профессор института гематологии. Он подтвердил, что болезнь Грищенко является прямым следствием пребывания в Чернобыле…

У Анатолия был ослаблен организм, и любой чих для него мог быть опасным. А как его лечили? Я знаю случай, когда Грищенко около часа сидел в очереди в поликлинике. Зашел в кабинет, а врач заявила ему: „Я не обязана вас принимать!“ И пришлось идти в другую очередь…»Из воспоминаний заслуженного летчика-испытателя СССР Аркадия Макарова.

Спустя четыре года Анатолий Грищенко был прооперирован в США (пересадка костного мозга). Вскоре после операции, 3 июля 1990 года, он скончался в клинике Сиэтла.

Награда нашла героев, но поздно

Как обычно, подвиг советских вертолетчиков в Чернобыле оценили не в СССР, а за рубежом. 6 мая 1991 года полковникам Н. А. Мезенцеву и Е. И. Мещерякову, подполковникам С. В. Кузнецову, А. А. Муржухину, В. А. Прасолову и Н. И. Шевердину и майору В. А. Куликову из Центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке вручили награды Американского вертолетного общества имени капитана Уильяма Дж. Косслера.

В пояснительном тексте говорилось:

«Американское вертолетное общество присуждает данную награду летчикам, участвовавшим в начальных вертолетных операциях по ликвидации аварии ядерного реактора в Чернобыле, в знак признания продемонстрированного ими мужества и самообладания».

Грищенко же за высокий профессионализм был награждён знаком «Одинокий ястреб» (США) посмертно. Имя летчика значится среди десяти мировых асов, кавалеров ордена «Меч Гравинера». Международная федерация ассоциаций пилотов воздушных линий присудила ему премию Polaris Award в 1991 году.

Тем не менее награда нашла героев и в СССР, и в России. Гургену Рубеновичу Карапетяну звание «Герой Советского Союза» было присвоено 24 января 1991 года. Он скончался 7 декабря 2021 года и был похоронен в Москве на Богородском кладбище.

Указом президента РФ от 27 февраля 1995 года за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Грищенко Анатолию Демьяновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Он был похоронен в городе Жуковский Московской области на Быковском кладбище.

Могила героя
Могила героя.

Необходимое послесловие

24 февраля 2022 года в ходе СВО начались бои на территории АЭС и близлежащих населённых пунктов, в том числе и Чернобыля. В тот же день Чернобыльская АЭС была захвачена российскими войсками. 3 апреля 2022 года украинские войска вернули контроль над городом Чернобыль после вывода российских войск из Киевской области.

Вовсе не исключено, что на ЧАЭС может произойти аналогичный взрыв. Только вот найдутся ли на Украине такие летчики, как Анатолий Грищенко, трудно сказать. Скорее всего, нет…

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+27

 

   

Комментарии (0)