+13
Сохранить Сохранено 7
×

Китай смог создать замену Boeing и Airbus, удастся ли это России?


Китай смог создать замену Boeing и Airbus, удастся ли это России?

Первый в Китае большой отечественный пассажирский самолет C919 совершил в конце мая этого года свой первый коммерческий рейс — из Шанхая в Пекин. Он стал реальным конкурентом европейскому узкофюзеляжному лайнеру Airbus 320, американскому Boeing-737 и российскому МС-21.

По официальным данным корпорации COMAC, портфель заказов и опционов на С919 на весну 2023 года включал около 1200 самолётов от 32 китайских авиаперевозчиков и лизинговых компаний. По оценкам западных экспертов ожидается, что к концу 2032 года будет произведено и поставлено 280 самолетов C919.

Машина является настоящим воплощением политики китайского импортозамещения. Многие основные элементы самолета, такие как носовая часть, фюзеляж, крыло, киль и стабилизатор, спроектированы и изготовлены на различных предприятиях китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC либо импортируются. На специально построенном предприятии СОМАС в аэропорту Пудун в Шанхае осуществляется только финальная сборка самолета.

Сегодня С919 символизирует усилия Пекина по повышению технологической самостоятельности страны, а также рассматривается как ключевой момент в национальной стратегии «Сделано в Китае к 2025 году» направленной на снижение зависимости китайского авиационного сектора от иностранных самолетов.

Председатель КНР Си Цзиньпин назвал проект триумфом китайских инноваций, а государственные СМИ страны отзываются о самолете как о символе промышленных достижений и национальной гордости страны.

Немного истории

© СОМАС

Работа над этим самолетом велась пятнадцать лет. В мае 2008-го Пекин учредил Китайскую коммерческую авиастроительную корпорацию (COMAC) в Шанхае и объявил о планах по производству своего первого большого коммерческого реактивного лайнера. Первый полет состоялся только через девять лет — в мае 2017-го. Кстати, российский МС-21 впервые взлетел тогда же.

Самолет почти полностью сделан из китайских комплектующих, за исключением ряда различных систем американского производства. Это вспомогательная силовая установка (ВСУ), система управления полетом, шасси производства Honeywell и двигатели LEAP-1 °C, которые были разработаны и изготовлены CFM International, совместным предприятием General Electric и французской высокотехнологичной промышленной группы Safran.

В перспективе С919 планируется оснастить создаваемыми под эгидой СОМАС китайскими двигателями CJ-1000A. Стендовые испытания опытных образцов CJ-1000A были начаты в 2018 году. Первоначальный замысел состоял в том, чтобы ввести CJ-1000A в эксплуатацию в 2020 году, но этот график был сильно сдвинут вправо из-за требования производить двигатель только из местных деталей.

В марте 2023 года были начаты летные испытания одного образца CJ-1000A на самолете — летающей лаборатории на базе нового китайского транспортного самолета Y-20.

Интересно отметить, что Федеральная авиационная администрация США (FAA) впервые выдала сертификат на компонент бортового радиоэлектронного оборудования китайской разработки и производства для C919.

Тем не менее китайские эксперты полагают, что на полное импортозамещение самолета потребуется более десятилетия и миллиардные вложения.

Триумф китайских инноваций С919

© СОМАС

С919 нацелен на рынок ряда стран с нетребовательными к комфорту пассажирами, ценящими дешевые билеты. Преимуществом С919 в глазах мировых авиакомпаний, которые рассматривают планы приобретения самолетов, является то, что он сертифицирован и его заявляемые характеристики соответствуют реальным. Китайские нормы летной годности гармонизированы с нормами США и ЕС. С этими странами у КНР подписаны Двусторонние межгосударственные соглашения по авиационной безопасности. Российский МС-21 до такого состояния пока не дошел.

Несмотря на то, что МС-21 превосходит С919 по ряду заявленных технических характеристик, он отстает от своего китайского соперника минимум на два года по сроку начала коммерческих полетов и незавершенности процесса сертификации. Эти факторы ухудшают перспективы российского лайнера занять в будущем долю рынка, на который нацеливается С919.

Странная конкуренция

© СОМАС

С 29 мая китайская авиакомпания China Eastern Airlines начала регулярную эксплуатацию С919 на маршруте из Хунцяо (Шанхай) в Чэнду. Стоимость билета экономкласса, поступивших в продажу с вечера 26 мая, составляет 919 юаней (10 400 рублей). Самолет выполнен в 164-местной компоновке (восемь мест в бизнес-классе и 156 в экономклассе). Из опубликованных документов авиакомпании стало известно, что цена одного борта С919 для нее составила 99 миллионов долларов. Она вплотную приближает его к стоимости самолетов, которым он надеется составить конкуренцию, включая Airbus A320neo и Boeing-737MAX.

Согласно опубликованной информации СОМАС, она планирует поставить в 2023 году шесть серийных самолётов С919, в 2026 году довести выпуск до 36 самолетов в год, а в 2029 году — до 64 самолётов в год.

МС-21: последняя надежда отечественного авиапрома

А как на фоне китайского успеха обстоят дела с надеждой российского авиапрома — долгожданным лайнером МС-21?

28 мая 2017 года в Иркутске на аэродроме ИАЗ совершил первый полёт новый российский узкофюзеляжный самолёт МС-21. Лётная сертификационная программа самолёта МС-21 была завершена в декабре 2021 года. Планировалось, что серийное производство самолёта начнётся в 2022 году, но затем его запуск в производство перенесли на 2024 год.

Стоимость единицы МС-21-200 — 72 миллиона долларов, МС-21-300 — 96 миллионов. Не секрет, что МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и новейшие самолёты Boeing-737 MAX и Airbus A320neo, а также китайский С919.

Однако, по утверждениям корпорации «Иркут», МС-21 имеет следующие преимущества перед конкурентами: передовая аэродинамика, возможность использовать современные двигатели, конкурентоспособная цена, увеличенный диаметр фюзеляжа (позволяющий расширить пассажирский салон и багажные отсеки). Как следствие, самая плотная компоновка МС-21 предусматривает большее количество кресел, чем у Boeing-737 MAX и A320neo.

Это позволяет МС-21 снизить потребление топлива почти на четверть по сравнению с другими современными самолётами аналогичного класса, уменьшить время пребывания в аэропорту на 20% и повысить комфорт пассажиров.

Выброс вредных веществ в атмосферу у МС-21 снижен более чем на 20% относительно существующих аналогов. Также разработчик заявляет, что эксплуатационные затраты на МС-21 снижены на 12–15% по сравнению с самолётами текущего поколения и на 6–7% по сравнению с A320neo и Boeing-737 MAX.

Без экспорта никуда

МС-21
МС-21. © Ольга Соколова / Ridus

Эксперты считают, что выход на внешний рынок для производителей МС-21 является крайне сложной задачей. Это обусловлено тем, что рынок законтрактован Boeing и Airbus на 75% до 2025 года, существует необходимость подготовки сервисной сети за рубежом, а также могут быть проблемы с сертификацией самолёта за границей. Вместе с тем рынок гражданской авиации растёт, и получение части рынка считается выполнимой задачей.

В ноябре 2022 года правительство РФ одобрило выделение 44 миллиардов рублей на программу субсидирования расширения производства двигателей ПД-14, ПС-90А, ПД-8 и ТВ7-117СТ-01. В течение двух лет ОДК необходимо обеспечить выпуск около полусотни двигателей ПД-8, двадцати ПС-90А и четырнадцати ПД-14. Однако установка двигателя ПД-14 может привести к росту стоимости эксплуатации для покупателей.

Стало известно, что все работы по «русификации» самолёта МС-21 планируется завершить только к концу 2024 года. В этом году идёт замещение ряда систем и агрегатов, после чего пройдут сертификационные испытания полностью «русифицированного» самолёта МС-21-310.

При этом уже сейчас с заделом на перспективу прорабатывается вопрос создания более вместительной версии лайнера — на 250 пассажиров, заявил в мае вице-премьер глава Минпромторга России Денис Мантуров.

Затраты на разработку и производство МС-21 Минпромторг в феврале этого года оценивал в 164 миллиарда рублей, большая часть из них уже потрачена. В связи с этим многие отечественные эксперты считают, что МС-21 никогда не окупится.

Новая надежда российской гражданской авиации — самолет МС-21 — станет успешным проектом только в том случае, если массово будет идти на экспорт. В противном случае его ждет такой же провал, как и Sukhoi Superjet. Иностранные же заказчики не спешат покупать недоведенный самолет, за которым тянется шлейф прежних неудач российского авиапрома.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+13

 

   

Комментарии (0)