+2
Сохранить Сохранено 7
×

Китай намекнул миру, зачем ему нужно столько авианосцев


Китай намекнул миру, зачем ему нужно столько авианосцев

Поднятие флага на авианосце «Фуцзянь».

© China Military Online

Китай окончательно подтвердил намерение стать не просто морской, но и океанской державой.

Ранее «Ридус» рассказывал о недавнем вводе в эксплуатацию новейшего китайского авианосца «Фуцзянь» (Fujian). Мы предположили варианты его оснащения и порассуждали о боевых задачах, которые будут поставлены перед новейшим кораблём ВМФ Китая. Тогда же упомянуто, что более современный «Фуцзянь» станет использоваться отдельно от имеющихся в распоряжении НОАК авианесущих кораблей «Ляонин» и «Шаньдун», под несколько иные задачи.

Однако 13 ноября PLA Daily (People’s Liberation Army Daily — официальная газета НОАК) поспешила опубликовать собственные данные сразу о всех трёх китайских авианосцах. Предполагаемые формы их использования несколько отличаются от того, что прогнозировали ранее эксперты.

Задача трёх авианосцев

Главный посыл PLA Daily сводится к тому, что Китай официально вступил в новую непростую эпоху с тремя авианосцами, разделять которые страна пока не намерена. Учитывая национальные особенности китайских СМИ, мнение изданий вроде PLA Daily можно считать официальной точкой зрения военного руководства КНР.

Справка «Ридуса»: «Ляонин» — первый китайский авианосец, построенный на базе купленного у Украины в 1998 году недостроенного советского авианесущего крейсера «Варяг». «Шаньдун» — второй авианосец на вооружении Китая и первый собственного производства КНР, его конструкция повторяет конструкцию «Ляонина».

Данные опубликованы в материале PLA Daily под названием «Наши авианосцы, наша эра», преподносимом как квинтэссенция достижений, полученных в ходе эксплуатации этих двух кораблей.

«Авианосец „Ляонин“ не является учебным или экспериментальным судном, как ошибочно полагают многие эксперты. С момента ввода в эксплуатацию он нацелен на подготовку к войне и бою. Самолёты уже давно полностью развёрнуты на корабле. Проводятся регулярные учения по боевой готовности в открытом море», — отметил офицер навигационного отдела «Ляонина» Чжан Хунъян.

По словам моряка, только в 2024 году «Ляонин» прошёл почти 30 тысяч морских миль.

Что касается авианосца «Шаньдун», то офицер из подразделения взлёта и посадки самолётов «Шаньдуна» Вэй Ланькэ рассказал изданию, что общее количество и частота вылетов палубной авиации «выходят за рамки человеческого воображения». По его словам, количество вылетов с «Шаньдуна» за последние два года в несколько раз превышает общее количество за предыдущие четыре года.

Си Цзиньпин участвует в передаче флага авианосцу «Фуцзянь». © «Синьхуа»

Далее PLA Daily переходит к главной вишенке на торте — авианосцу «Фуцзянь». Издание приводит мнение офицера службы поддержки авиации на «Фуцзяне» Тянь Вэя, по словам которого, в первых запусках с электромагнитной катапульты на авианосце «Фуцзянь» используется сразу три типа палубных самолётов: J-35, J-15T и KJ-600. На данный момент уже проведены десятки запусков. Все они достигли успеха с первой попытки, утверждает офицер. Моряк указывает, что такой результат достигнут благодаря десяткам тысяч наземных учений с использованием симуляторов и испытаний катапульт с мёртвой нагрузкой.

В схожей манере отзывается о боевой подготовке лётного состава «Фуцзяня» пилот палубного истребителя Чжэн Цзыцянь.

«Во время каждой дальней миссии выполняю боевые вылеты почти каждый день. Каждая воздушная встреча с иностранными военными самолётами основана на уверенности, являющейся результатом более чем тысячи учебных боевых вылетов», — пояснил пилот.

Китайский военный эксперт Чжан Цзюньшэ считает, что набор озвучиваемых военными лётчиками и моряками НОАК данных показал, что авианосцы Китая уже достигли оперативных возможностей. Причём как в ближних, так и в дальних морях. Данное обстоятельство говорит о полной боеспособности китайского флота.

При этом китайские военные спешат развеять высказанное рядом экспертов мнение, что быстрое развитие авианесущего флота привело к дефициту самолётов палубной авиации, численность которых ещё не достигла необходимого значения.

На вопрос журналистов, когда «Фуцзян» будет полностью оснащён палубными самолётами, представитель ВМС НОАК Лэн Говэй рассказал, что во время постройки авианосца велись активные исследования, разработки, испытания и строительство всего авиационного крыла. Прежде всего это палубные истребители J-35, J-15T и J-15D, самолёт дальнего радиолокационного обнаружения KJ-600 и палубные вертолёты серии Z-20.

Что касается того, когда будет достигнуто полное размещение палубных самолётов на борту, представитель ВМФ заявил, что разделяет ожидания остальных экспертов и полагает, что это не займёт много времени.

Ударная «тройка»… или всё-таки «двойка»?

Авианосцы «Фуцзянь» (ближе) и «Шаньдун» (дальше) в порту Санья. © «Синьхуа»

Предполагается, что после официального ввода в эксплуатацию авианосца «Фуцзянь» ВМС НОАК смогут сформировать соединение сразу из трёх авианосцев для проведения морских операций в дальних морях. При этом «Фуцзянь», «Ляонин» и «Шаньдун», несмотря на разницу в поколениях, будут проводить совместные боевые операции.

Как и авианосец «Шаньдун», «Фуцзянь» может базироваться в одном порту, выходящем в Южно-Китайское море. Оно отличается большей площадью и обширной акваторией с более сложными морскими условиями, что делает его более подходящим для проведения авианосцами боевых учений в условиях, приближенных к реальным.

По мнению Чжана Цзюньшэ, размещение «Фуцзяня » и «Шаньдуна» в одном порту способствует формированию мощной группировки, захвату контроля над воздушным и морским пространством в дальних морях, проведению таких операций, как наземные атаки и поддержка наступательных операций на острова и рифы.

«Ввод в эксплуатацию „Фуцзяня“ делает возможным развёртывание двух авианосцев в составе Южно-Китайского флота НОАК, что окажет стратегическое сдерживающее воздействие на выступающие за независимость Тайваня силы и некоторые страны, имеющие враждебные намерения в отношении Китая», — отметил эксперт.

Число авианосцев будет расти

По мнению экспертов, исходя из особенностей эксплуатации авианосцев и потребностей Китая в защите протяжённой береговой линии, а также обширных зарубежных интересов, три авианосца могут удовлетворить лишь минимальные оперативные потребности. Они отмечают, что, согласно общепринятой практике использования авианосцев, один из них обычно находится на техническом обслуживании, другой проводит боевую подготовку, а третий стоит на боевом дежурстве.

«В будущем Китаю необходимо строить больше авианосцев для более эффективной защиты национального суверенитета, безопасности и интересов развития», — резюмировал Чжан.

Всё это не исключает, что в скором времени у Китая может появиться четвёртый и даже пятый авианесущий корабль.

На просьбу издания Global Times подтвердить сообщения ряда СМИ о строительстве на Даляньской верфи четвёртого китайского авианосца и первого атомного авианесущего корабля официальный представитель Министерства обороны Китая Чжан Сяоган заявил, что не знаком с конкретной ситуацией. Он подчеркнул, что разработка авианосцев в Китае всегда ведётся в соответствии с потребностями национальной безопасности и развитием технологий вооружения, что само по себе может считаться ответом на поставленный вопрос.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)