Второй после Америки: Китай обзавёлся убийственным суперавианосцем
- 10 ноября 2025 00:15
- Виктор Войцеховский
Пока Соединённые Штаты тщетно пытаются перезапустить военное кораблестроение и приступить к обновлению собственного ВМФ, Китай планомерно создаёт флот нового поколения, способный обеспечить господство на просторах Тихого океана и не только там.
На сегодняшний день Пекин обогнал США по численности боевых кораблей, но при этом проблема американских военных заключается даже не в этом. Новейшие китайские корабли не уступают американским экземплярам по оснащению и боевым возможностям, а в чём-то и превосходят их. Последней каплей стало введение в эксплуатацию самого современного китайского авианосца «Фуцзянь», сопоставимого по возможностям с передовыми кораблями этого класса — американскими авианосцами типа Ford.
Первый пошёл!
Шестого ноября 2025 года Китай вступил в новую эру авианесущих кораблей, когда Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) приняли «Фуцзянь» в эксплуатацию. Государственная телекомпания CCTV показала торжественную церемонию на шанхайской верфи Цзяннань, ознаменовавшую переход от экспериментальных операций с бывшими советскими авианосцами к постоянному проецированию военной мощи на море.
Огромный корабль водоизмещением 80 тысяч тонн получил обозначение «Тип 003». Судно стало первым китайским авианосцем с электромагнитными катапультами, которые ранее были доступны только ВМС США. В последние несколько месяцев «Фуцзянь» участвовал в учениях. Официальный ввод в эксплуатацию стал окончательным подтверждением, что отныне корабль находится в составе ВМС Китая.
«Фуцзянь» представляет первую в Китае палубу CATOBAR с тремя электромагнитными катапультами и наклонной посадочной полосой, что является существенным шагом по сравнению с трамплинной архитектурой бывших советских тяжёлых авианесущих крейсеров «Ляонин» и «Шаньдун».
«Фуцзянь»
Водоизмещение авианосца «Фуцзянь» оценивается примерно в 80–85 тысяч тонн с полной загрузкой, что больше британских кораблей данного класса Queen Elizabeth и французских авианосцев класса Charles de Gaulle. По водоизмещению судно уступает лишь американцам с их «Фордом» (100 тысяч тонн).
Полётная палуба «Фуцзяня» включает три катапульты длиной около 90 метров, два самолётных подъёмника по правому борту и увеличенный ангар. Такие конструктивные решения позволяют повысить взлётную массу самолётов и сократить полётные циклы на палубе.
Авиационный комплекс корабля продемонстрировал работу с многоцелевыми истребителями J-35, J-15T и KJ-600 — платформой ДРЛО, сопоставимой по концепции с американским E-2D. Именно эти компоненты, проверенные в ходе морских испытаний 2025 года, определяют боевой потенциал авианосца.
Электромагнитные катапульты важны, поскольку способны запускать тяжёлые самолёты ДРЛО KJ-600 с фиксированным крылом и истребители с повышенной боевой нагрузкой. Дальнее патрулирование самолётов ДРЛО расширяет радиолокационный горизонт и командную сеть ударной группы, закрывая критический пробел, вынудивший первые два авианосца Китая полагаться на менее мощные вертолёты ДРЛО.
По мере развития авиакрыла ожидается появление на борту «Фуцзяня» 60 или более самолётов. В их число войдут J-35 для достижения господства в воздухе и нанесения ударов, J-15T для многоцелевых задач, KJ-600 для управления боем. Предусмотрено наличие вертолётов для противолодочной обороны, поиска и спасания. Такой комплекс позволяет авианосцу осуществлять постоянное боевое воздушное патрулирование и наносить дальние удары по надводным целям.
Эскорт
Группа боевого охранения «Фуцзяня» будет сформирована на базе крейсеров типа 055 для ПВО района и дальнего огневого поражения, эсминцев типа 052D для дополнительной противовоздушной и противоракетной обороны, быстроходных боевых кораблей поддержки типа 901 для обеспечения интенсивных операций на расстоянии.
Под таким эскортом сосредоточенная на «Фуцзяне» авиационная группа сможет контролировать воздушное пространство над ключевыми подходами в Южно-Китайском море. Она обеспечит прикрытие в Филиппинском море и расширит зону действия прибрежных противокорабельных ракет Китая в сторону моря.
Отработанные в 2024 году и продолженные в середине 2025 года операции с участием двух авианосцев демонстрируют, что ВМС НОАК учатся координировать сложные формирования. Это является необходимым условием для надёжного присутствия за пределами первой островной цепи.
Если завтра война
В случае начала боевой операции вокруг Тайваня истребители «Фуцзяня» будут обеспечивать многоуровневое воздушное патрулирование, перехват на море и точечные удары. При этом KJ-600 попытаются объединить перегруженное боевое пространство.
Подобные действия усложнят воздушные операции США и союзников через пролив и ключевые бреши в первой островной цепи. Это повысит стоимость вмешательства и создаст окна локального контроля над морем и воздухом, благоприятные для десантных операций или блокады.
Недавние развёртывания двух авианосцев в Филиппинском море подчёркивают намерение Пекина нормализовать такое присутствие как в условиях кризиса, так и в мирное время.
Новые возможности
Ввод в эксплуатацию авианосца «Фуцзянь» отражает эволюцию от обороны ближнего моря к защите дальнего. Это доктринальный сдвиг, сочетающий воспрепятствование действиям противника во внутренних водах с постоянным присутствием в открытом море. «Фуцзянь» даёт Пекину возможность ротации двух авианосцев, пока третий корабль проходит техническое обслуживание.
Всё это обеспечивает постоянное патрулирование, сдерживающие походы и возможность быстрого наращивания сил. Однако техническая составляющая — лишь часть истории. Решающими факторами станут темпы подготовки, дисциплина палубного цикла и интеграция с дальнобойными наземными системами огневой поддержки и средствами космической кибербезопасности.
Конкуренты
В сравнении с конкурентами авианосец «Фуцзянь» находится между европейскими авианосцами с обычными палубами и американскими атомными суперавианосцами. Американский класс Ford оснащён четырьмя электромагнитными катапультами и интегрированной энергетической системой, рассчитанной на 160 боевых вылетов в день в условиях длительных полётов, что поначалу будет непросто для Китая.
Традиционная силовая установка «Фуцзяня», вероятно, ограничивает запас по дальности хода и запас по электропитанию по сравнению с атомными авианосцами. США сохраняют и качественные преимущества в экосистеме боевого управления E-2D. Тем не менее разрыв сокращается, и наличие на «Фуцзяне» команды J-35 и KJ-600 заставит региональных стратегов рассматривать авиакрылья ВМС НОАК как полноценные боевые системы.
Китай пока не может сравниться с США по продолжительности полёта или опыту пилотов. Франция отстает от Соединённых Штатов по возможностям, но опережает другие страны Европы, эксплуатируя ядерный Charles de Gaulle с паровыми катапультами. Ударные истребители Rafale M и E-2C AEW остаются золотым стандартом для компактных операций CATOBAR.
Два 65-тысячетонных британских авианосца класса Queen Elizabeth проецируют авиационную мощь F-35B, но полагаются на вертолёты Merlin Crowsnest для наблюдения. Это означает ограничения по дальности и радиолокационному горизонту по сравнению с самолётами ДРЛО, доступными теперь на «Фуцзяне».
Индийские авианесущие корабли Vikrant и Vikramaditya, модифицированный японский авианосец класса Izumo обеспечивают важные региональные авиакрылья благодаря трамплинам или концепциям вертикального взлёта. Однако ни один из них не обладает сравнимыми с китайским KJ-600 катапультами или самолётами ДРЛО с неподвижным крылом.
Не первый, но уже и не второй
По сути, «Фуцзянь» выводит Китай на второе место по глубине досягаемости палубной авиации после США, сочетая новейшие катапульты с потенциалом J-35 и KJ-600.
На данный момент традиционная силовая установка и зарождающаяся культура палубного обслуживания ограничивают способность ВМС Китая поддерживать операции на уровне авианосцев класса Ford вдали от родных вод. Однако, судя по темпам, которыми китайский флот осваивает военные и технологические новшества, нынешнее отставание может оказаться недолгим.
Производственная и учебная экосистема основы «Фуцзяня» так же важна, как и корабль. Подразделения палубной авиации ВМС НОАК расширили учебные программы и отработку навыков в море для ускорения готовности авиакрыльев.
Благодаря эскортным судам, судам снабжения и растущей привычке к дальним морским операциям ВМС НОАК формируют основу океанского флота, способного действовать на расстоянии в течение длительного времени, а не эпизодически.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: