+1
Сохранить Сохранено 7
×

«Кинжал» — ракета, способная менять правила любой игры


«Кинжал» — ракета, способная менять правила любой игры

© Соцсети

Двадцать девятого февраля 2024 года президент России В. В. Путин в послании к Федеральному собранию РФ заявил о наличии новейших межконтинентальных баллистических ракет комплекса «Сармат» в вооруженных силах страны. В ходе специальной военной операции на Украине применялись гиперзвуковой ракетный комплекс воздушного базирования «Кинжал» и ударный гиперзвуковой комплекс морского базирования «Циркон». Эти грозные ракеты, по оценке западных и отечественных экспертов, «стали в настоящее время ключевым оружием в арсенале Вооруженных Сил России».

Гиперзвуковая ракета «Циркон». © hdpic.club

Смертельный «Кинжал»

Гиперзвуковой «Кинжал» на Западе считают самой могущественной тактической ракетой в мире, способной «менять любые правила игры».

Гиперзвуковые ракеты 9-С-7760 со скоростью около десяти Махов способны поражать как стационарные объекты, так и надводные корабли — авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты. После успешных испытаний с 1 декабря 2017 года «Кинжал» приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа. В феврале — марте 2018 года начались эксплуатационные войсковые испытания ракетного комплекса.

Ракета после сброса в заданной точке летит с гиперзвуковой скоростью, которой «Кинжал» достигает на финальном (вертикальном) участке полета. Это позволяет ей преодолевать все существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны противника.

Чтобы достичь такой скорости, ракете нужно очень много энергии. Часть ее «Кинжалу» передает самолет. То есть ракета разгоняется не с нуля (как тот же «Калибр»), а с начальной скорости под 3000 километров в час, которую развивает самолет-носитель, преимущественно МиГ-31К.

Русская гончая

© flickr.com
МиГ-31К. © flickr.com

МиГ-31К — глубокая модификация МиГ-31. МиГ-31 (по классификации НАТО — Foxhound, лисья гончая) — советский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне РСК «МиГ») на базе МиГ-25 в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 был предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех и ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 километров.

Как ранее писал «Ридус», боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности применяемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой. МиГ-31 строился по схеме самолета МиГ-25, но с экипажем из двух человек — летчика и штурмана-оператора.

Прототип МиГ-31 совершил свой первый полет 16 сентября 1975 года. Постановлением Совета министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. Серийное производство было начато в 1979 году. К концу 1994 года было построено более 500 самолетов МиГ-31 и МиГ-31Б.

Группировка модернизированных МиГ-31 позволит в настоящее время выполнить ряд задач космической обороны: уничтожение вражеских космических аппаратов и выведение малых спутников (до 200 килограмм) на низкую (200–800 километров) орбиту Земли. По данным отечественных экспертов, в настоящее время в ВКС России есть около 120 МиГ-31 плюс еще около 150 самолетов на базах хранения. По их оценкам, сегодня в строю находится около 100 модернизированных МиГ-31БМ.

МиГ-29СМТ. © flickr.com

Современная РЛС (типа «Жук», устанавливаемая на МиГ-29СМТ, МиГ-35, Су-27КУБ и другие) сможет обеспечить дальность обнаружения целей не менее 400 километров против нынешних 80. При модернизации самолета необходимо убрать с носового обтекателя лишний металл (приемник воздушного давления, антенны, провода) и изменить его форму для обеспечения приемлемых радиотехнических характеристик. Требуется существенная модернизация всей радиоэлектронной аппаратуры самолета и теплопеленгатора.

Генеральным конструктором МиГ-31 был выдающийся авиаконструктор почетный генеральный конструктор самолетов «МиГ» академик РАН Ростислав Аполлосович Беляков. Четвертого марта этого года исполняется 110 лет со дня его рождения.

Конструктор от бога

Ростислав Беляков.

Ростислав Беляков достойно продолжил и творчески развил уникальную конструкторскую школу Артема Микояна и Михаила Гуревича. Созданные под его руководством самолеты МиГ-29 и МиГ-31 до сих пор охраняют небо нашей Родины.

Он прошел нелегкий путь от рядового инженера до генерального конструктора. Всего за 25 лет, что Беляков занимал эту должность, под его руководством и при его непосредственном участии был создан целый ряд опытных, экспериментальных самолетов и серийных авиационных комплексов различного назначения, из них более 100 самолетов проходили летные испытания. В их числе — истребители МиГ-21бис, а затем МиГ-21-93 (МиГ-21bis upg), МиГ-23МЛ (П, МЛД), семейство МиГ-27, МиГ-25ПД (ПДС и РБ), МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, их модификации и модернизированные варианты.

Эти самолеты не только успешно прошли государственные испытания и вошли в боевой состав отечественных ВВС и авиации ПВО, но и поставлялись ВВС более чем 50 зарубежных стран. Наряду с этим было создано несколько принципиально новых экспериментальных самолетов, в том числе опытно-экспериментальный истребитель пятого поколения МФИ.

Ученый с мировым именем

С именем Белякова связано внедрение системных методов в формировании программ создания боевых самолетов, комплексов стендовой отработки систем, комплексов обеспечения надежности, безопасности, сопровождения летных испытаний и эксплуатации самолетов у заказчика.

Он внес существенный вклад в создание новых типов конструкций самолетов, в том числе крупноразмерных сварных из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композитных материалов. Конструкции планера и систем обеспечивают работоспособность как в условиях высоких температур (МиГ-25, МиГ-31, тема «Спираль»), так и в условиях низких, связанных с использованием криогенного топлива.

В результате работы Белякова получили дальнейшее развитие газодинамика, силовые установки, авионика, авиационное вооружение, бортовое математическое обеспечение, самолетные системы, в том числе дистанционного управления самолетом и силовой установкой, автоматизация процессов контроля, современные способы тренировки и подготовки летного состава, внедрение новых материалов и методов технологии.

Ростислав Аполлосович приложил много усилий для повышения роли и статуса Института генеральных конструкторов как ключевого элемента создания сложных научно-технических комплексов и организации работ большого количества смежных предприятий. Р. А. Беляков умер 28 февраля 2014 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с супругой и сыном.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)