+1
Сохранить Сохранено 7
×

Кино: бомбы взрываются не только на войне


Кино: бомбы взрываются не только на войне

«Громче, чем бомбы» (Louder than bombs)

Норвегия — Франция — Дания, реж. ЙоакимТриер, вролях: ДевинДруид, ГэбриелБирн, ДжессиАйзенберг, ИзабельЮппер, ЭмиРайан, РейчелБроснахэн, ДэвидСтрэтэйрн.

Страница прокатчика

К моменту начала рассказа Изабель Рид уже умерла. Она была военным репортёром, знаменитым фотографом, чьи снимки рассказывали о чужом бедствии порой больше, чем хотелось бы знать, быть может, мирным цивилизованным горожанам. Но так уж вышло, что завязав с военной хроникой, она погибла в автоаварии неподалёку от собственного дома. Официально признано, что это был несчастный случай, но и вдовец, и коллеги Изабель имеют причины подозревать, что охватившая её депрессия привела к самоубийству. Сейчас готовится большая выставка, в преддверии которой горькая правда может быть раскрыта. И у отца двух сыновей есть несколько дней, чтобы попытаться объяснить младшему из них, что же на самом деле произошло. Старший, кажется, и так всё давно понимает…

Трейлер фильма «Громче, чем бомбы»

Благодаря тому, что свои воспоминания о погибшей есть у каждого из трёх основных героев, эта история сочленяет несколько временных пластов, перемешивая их порой по принципу сновидения — ну или хаотичных размышлений, когда одна мысль хватается за другую, а та в свою очередь — за третью. Изабель ушла уже несколько лет назад, но по-прежнему жива — в своих фотографиях, в телевизионных интервью, в тех уроках, что некогда преподала своим мальчикам. Она — та соломинка, за которую по-прежнему пытаются схватиться любимые люди, окружавшие её при жизни, тот стержень, что удерживает всю сюжетную структуру в равновесии. Но в её уже законченной повести могут быть разве что дополнены или переписаны некоторые страницы, а потому в центре внимания — всё же не она, а те, кто эту женщину вспоминают.

Джин — муж, пытающийся обрести новую любовь, но не способный найти общего языка с отвернувшимся от него сыном-подростком. Джона — сам только что ставший отцом и ещё не осознавший в полной мере своей новой ответственности, а потому использующий подвернувшийся ему шанс пускай для кратковременного, но побега. И Конрад — главный, на самом деле, герой этого фильма, до сих пор переживающий гибель матери так, будто она случилась только накануне. Но сегодня груз прошлого сталкивается в нём с новым чувством влюблённости — вероятно, совсем не в ту девушку, которая ему по-настоящему подходит…

Кадр из фильма «Громче, чем бомбы»

Здесь мир переплетается с войной, смерть — с рождением, любовь — с неприязнью, документ — с вымыслом, губительная правда — со спасительной ложью. Как смысл фотографии можно изменить обрезкой (всего лишь убрав из кадра самую существенную его деталь), так смысл любого события зависит от той позиции, какую выбрал для себя наблюдатель. Подлинной объективности не существует, истина рождается лишь в столкновении полярных и даже взаимоисключающих взглядов. Но для этого нужен диалог — и именно поиски возможностей этого диалога составляют ядро данного произведения.

Кадр из фильма «Громче, чем бомбы»

«Громче, чем бомбы» не великий фильм, но фильм, заставляющий хотя бы ненадолго остановиться и задуматься. И одно это — уже само по себе великое дело в нынешней ситуации, когда прокат с отчаянным воплем летит в пропасть тотального бездумья, зарабатывая на попкорне, а не на искусстве. Представление о кинотеатре как площадке для сопереживания давно вышло из моды, ещё чуть-чуть — и драма окончательно исчезнет с больших экранов, навсегда перебравшись на малые (там, по счастью, она всё-таки пользуется пока хоть каким-то спросом). Конечно, работа Йоакима Триера — не последняя в «расстрельном» списке, но в исторической перспективе — одна из. В ситуации, когда даже лауреат «Золотой пальмовой ветви» приводит в российские кинозалы чуть более тысячи зрителей (такова горькая статистика), что говорить о «не лауреате»?..

Даже на звёзд — невелика надежда; спасибо им уже за то, что своим желанием играть не только в кинокомиксах они вообще хоть как-то продвигают авторское кино в массы — получая взамен как достойные роли, так иногда и престижные премии. Надо признать: кино со смыслом живо именно этими амбициями — из-за которых одни не желают смиряться с тем, что навязывают им другие. Существование подобной альтернативы — непременное условие развитие любого нормального процесса; уйдут такого рода картины из наших кинотеатров — последствия будут необратимы.

И хотя сам по себе фильм, конечно, говорит совсем о другом — его не стоит пропускать ещё и поэтому.

Кадр из фильма «Громче, чем бомбы»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)