+29
Сохранить Сохранено 7
×

Как западные страховщики «подрезали крылья» российским авиакомпаниям


Как западные страховщики «подрезали крылья» российским авиакомпаниям

В середине апреля этого года окружной суд Нью-Йорка постановил, что российская авиакомпания AirBridgeCargo должна выплатить 406,2 миллиона долларов в пользу китайской лизинговой компании BOC Aviation после признания дефолта по лизинговым платежам за три грузовых самолета Boeing-747-8.

Суд постановил, что BOC Aviation доказала тот факт, что был осуществлен «захват самолетов и двигателей» на территории РФ, что воспрепятствовало процессу возврата собственности лизинговой компании. Суд также отверг аргументы защиты AirBridgeCargo о том, что ни одна из сторон не могла предвидеть дефолт и невозможно было оставить самолеты за пределами России.

Как все начиналось?

Из-за экономических санкций Евросоюза, запрещающих российским операторам эксплуатировать воздушные суда западного производства, европейские страховщики аннулировали страховые полисы в России на западные самолеты, находящиеся в лизинге в РФ. Также Евросоюз обязал лизинговые компании разорвать контракты с российскими перевозчиками до 28 марта. Компании потребовали вернуть самолеты, находящиеся в лизинге.

Кроме того, после введения ограничений участились случаи задержания российских самолетов якобы для дополнительной проверки документов. А на самом деле эти самолеты арестовывали и возвращали лизинговым компаниям. Уже около 80 воздушных судов РФ были арестованы за границей из-за санкций. В числе стран, где арестовали самолеты, называются Турция, Азербайджан и Армения.

И хочется и колется

Аэрофлот
«Аэрофлот». © unsplash.com

Но лизинговые компании не знают, что с ними делать. Во-первых, конфискованные самолеты негде хранить. Во-вторых, теряются миллионы долларов лизинговых платежей. В-третьих, лизинговым компаниям придется потратиться на обслуживание и хранение самолетов у себя. В-четвертых, последствия пандемии и СВО не позволят ЕС продать или сдать конфискованные самолеты в лизинг другим странам, к тому же надо платить неустойку за расторжение договора с Россией.

Западные лизинговые компании категорически не согласны, как ни странно, с таким положением вещей. Они подают многочисленные иски в адрес страховых компаний и российских клиентов на миллиарды долларов в попытке компенсировать ущерб от потери контроля над сотнями самолетов, оставшихся в РФ. Совокупная стоимость оставшихся в России ВС, принадлежащих западным лизингодателям, оценивается примерно в десять миллиардов долларов.

Например, ирландская лизинговая компания Zephyrus Aviation Capital уже инициировала судебный процесс в Англии в отношении нескольких страховых компаний на возмещение стоимости самолета Airbus, оставшегося в распоряжении российской авиакомпании «Ямал» после одностороннего расторжения контракта со стороны лизингодателя. Сумма иска составляет 28,7 миллиона долларов, ответчиком является синдикат страховых компаний во главе с Lloyd’s.

Однако суд не панацея. И западные лизинговые компании списывают с баланса самолеты, оставшиеся в эксплуатации у российских авиакомпаний после начала специальной военной операции РФ на Украине. Зарегистрированная в Ирландии и принадлежащая крупным японским финансовым институтам лизинговая компания SMBC Aviation Capital списала 34 самолета по этому поводу. Компания, являющаяся одной из крупнейших в своем секторе в мире, оценила ущерб от потери активов в 1,6 миллиарда долларов. Boeing 747-400ERF

Boeing 747-400ERF. © jetvip.ru

Порой западные компании прибегают к прямому воровству. К примеру, американская авиакомпания National Airlines приняла в парк грузовой самолет Boeing-747-400ERF, ранее эксплуатируемый российской AirBridgeCargo (ABC; входит в группу компаний «Волга-Днепр»). Этот самолет с увеличенной дальностью полета, оснащенный двигателями General Electric CF6, эксплуатировался в AirBridgeCargo с 2008 года по контракту операционного лизинга с компанией Aircastle. На момент ввода антироссийских санкций он находился на техобслуживании в аэропорту Шарджа (ОАЭ). Американцы подсуетились и, наплевав на все мыслимые и немыслимые законы, пополнили свой авиапарк.

Катарская авиакомпания Qatar Airways пополнит парк девятью новыми самолетами B-737MAX-8, поставка которых российскому заказчику S7 Airlines («Сибирь») сорвалась из-за санкций. В прошлом году семь самолетов этого типа, предназначавшихся для S7, получил от китайской лизинговой компании BOC Aviation турецкий бюджетный перевозчик AnadoluJet («дочка» Turkish Airlines).

В условиях нехватки новых воздушных судов на быстро восстанавливающемся рынке авиаперевозок авиакомпании по всему миру используют любую возможность для пополнения флота, расхватывая не только заказанные до начала специальной военной операции российскими операторами воздушные суда. Так, британский лоукостер ЕasyJet заберет несколько самолетов Airbus A320neo, предназначавшихся для колумбийской авиакомпании Viva, приостановившей полеты из-за финансовой несостоятельности всего месяц назад.

Российские контрмеры

Airbus A330
Airbus A330. © flickr.com

В ответ на западные действия российская сторона перевела сотни иностранных самолетов в российский регистр согласно Федеральному закону № 56-ФЗ от 14.03.2022. По словам министра транспорта Виталия Савельева, авиакомпании России перевели в отечественный реестр порядка 800 самолетов.

Перевод самолетов в отечественный реестр — это не конфискация. Это означает, что Россия может проводить обслуживание этих воздушных судов у себя, а не на месте регистрации ВС, например на Багамских островах. Сертификаты годности будут выписывать наши организации.

Самолеты, переведенные в отечественный реестр, будут страховаться в российских компаниях. В России есть страховая компания «Альфа-страхование», которая занимается авиационно-космическим страхованием. Это крупнейшая компания. Перестраховочная компания есть у Центробанка. Однако такие самолеты смогут совершать только внутренние перелеты по России и СНГ, что тоже не есть хорошо.

Как отмечают эксперты, перерегистрация самолётов в России позволит национальным перевозчикам сохранить отечественный авиапарк.

Москва хочет договориться с западными владельцами лайнеров об их выкупе, однако многие зарубежные партнёры пока отказываются от диалога. Правда, не все. Тот же «Аэрофлот» выкупил в году 2022 восемь самолетов Airbus A330 у иностранных лизинговых компаний. В пресс-службе авиакомпании уточнили, что перевели самолеты в российский реестр и оформили свидетельства собственности на «Аэрофлот».

Кроме того, в начале 2023 года тот же «Аэрофлот» приобрел десять самолетов Boeing-777 у ирландского лизингодателя. И в этом ему помогло правительство РФ.

Boeing 777
Boeing-777.© Соцсети

Оно выделило 300 миллиардов рублей на выкуп самолетов из иностранного лизинга двум авиакомпаниям — «Аэрофлоту» и «Авроре» и продолжит выделять российским авиакомпаниям средства с условием софинансирования, перевозчики пустят на это часть прибыли, заявил журналистам замглавы Минтранса РФ Игорь Чалик. Далее выделение средств будет зависеть от результативности переговоров авиакомпаний с лизингодателями.

Более того, Госдума приняла закон, направленный на обеспечение достоверности информации о договорах финансовой аренды в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс) и на противодействие недобросовестной конкуренции в сфере лизинга.

Закон позволит избежать ситуации, когда недобросовестный владелец одно и то же оборудование дважды передает в залог или в лизинг либо продает для создания эффекта «добросовестного приобретения».

Авиационный эксперт Роман Гусаров вообще предлагает радикальное решение: вернуть все западные самолеты лизинговым компаниям. «Пусть это будет их головная боль, пусть у них рухнет вторичный рынок лизинга, — считает он. — А мы в третьих странах уже возьмем другие самолеты в аренду за полцены. Например, у Emirate самолеты летают полупустые, берем их и летаем на Восток и в Азию. А компании ЕС пусть банкротятся, потому что будут впаривать за копейки друг другу самолеты, которые никому не нужны. Лизинговые компании ЕС ждут, что мы ошибемся, сделаем глупый шаг. Они нам создают трудности — и мы им создадим трудности. И наши будут мелочью в сравнении с тем, что получат они. Надо спокойно сотрудничать с китайскими авиакомпаниями и не совершать глупых шагов».

Новая реальность

Европейский провайдер услуг аэронавигации и организации воздушного движения Eurocontrol пересмотрел свой прогноз авиационного трафика в Европе на 2023 и 2024 годы в сторону повышения. Однако организация по-прежнему считает, что выйти на уровень докризисного 2019 года отрасли удастся не ранее 2025 года.

Боевые действия на Украине не позволяют Европе полностью восстановить интенсивность воздушного движения. Eurocontrol не ожидает нормализации маршрутизации через воздушное пространство России и Украины как минимум до конца 2029 года

Несмотря на уверенное восстановление пассажиропотоков, среди негативных факторов, определяющих прогноз, Eurocontrol отмечает продолжающиеся военные действия на Украине, которые приводят к «ухудшению экономических прогнозов в Европе, повышению цен на энергоносители и кризису стоимости жизни, что может отразиться на спросе на авиапутешествия». Кроме того, российско-украинский кризис оказал «сильнейшее воздействие» на сегмент авиационных грузоперевозок в Европе «из-за ограничений деятельности», подчеркнули в Eurocontrol.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+29

 

   

Комментарии (0)