+36
Сохранить Сохранено 7
×

Как Усть-илимский трамвай доживал последние дни и почему так получилось


Как Усть-илимский трамвай доживал последние дни и почему так получилось

Вы уж извините, что я снова этим несчастным трамваем вас мучаю, но тем не менее. В прошлом посте я рассказывал больше про свою логистику, а в этом — про саму систему и какое она место играла в роли города и в жизни горожан.

Система запущена в 1988 годах для подвоза рабочих на лесоперерабатывающий комбинат (Усть-илимский ЛПК). Длина всей линии — 15 км, большая часть которой проходит по тайге.

Автор схемы: АК (Александр). transphoto.ru
 

Если, в целом, проследить хронологию строительства трамвайных систем в СССР, можно заметить, что в 80-е строились уже только такие трамваи: скоростные, полупригородные, полуведомственные для подвоза рабочих к заводам (Старый Оскол, Мозырь, Черёмушки). Эти линии — полностью выделенные, идут в отдалении от дорог, пересечение с автотранспортом — минимальное.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com
 

Вся система усть-илимского трамвая до сих пор состоит только из одной линии без каких-либо ответвлений. Ну, разве что, можно считать ответвлением полукилометровую ветку в депо.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Часть линии проходит по городской застройке, причём по её окраине. Во время постройки трамвая её специально так проложили, потому что с другой стороны планировалась постройка новых районов, и, таким образом, трамвай бы проходил прямо по центру города. Однако нагрянул 1991 год, развал Союза, и ничего строить уже не стали, а население Усть-Илимска начало уменьшаться.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Были также планы продлить трамвай в старый город на другую сторону реки Ангары, а также — в посёлок Железнодорожный, к железнодорожному вокзалу. Возможно, планировались и ответвления внутрь существующего микрорайона. Если бы всё это тогда сделали, трамвай бы оставался высоко востребованным и до сих пор. Но случилось так, как случилось.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Было закуплено 38 двухвагонных поездов КТМ-5, многие из которых доходили и до наших дней. Как я уже писал, многие водители, работающие сегодня на линии, открывали движение в 1988 году, и вся история трамвая прошла на их глазах. Да и множество горожан среднего и старшего возраста помнят открытие. Даже мои друзья примерно моего возраста застали этот момент в детстве.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

И то, что трамвай оказался проходящим по краю города, сыграло роковую для него роль. Напомню, что основной его функций был и оставался до недавнего времени подвоз рабочих к заводу.

Но когда до линии трамвая надо идти 15-20 минут (от некоторых районов линия выходит достаточно далеко), а автобус останавливается в 4-5 минутах, понятное дело, что многие выберут. Трамвай же расположен не только на отшибе района, но ещё и за некоторой полосой отчуждения — то есть даже жителям близлежащих домов требуется некоторое время, чтобы на него попасть. А ведомственные автобусы уже появились много лет как, и они составляли существенную конкуренцию трамваю, терявшему каждый год своих пассажиров.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Ещё сохранялся спрос на поездки внутри города (между имеющимися в нём 4 остановками), а также — для поездок на дачи. Но, всё-таки, спрос недостаточный для трамвая, особенно — для двухвагонных систем. Ну и к 2022 году сложилось ситуация, когда частник «не смог», а город — «не захотел».

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Расписание движения. Много рейсов в часы пик, а в обед — трёхчасовой перерыв.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Тем не менее, усть-илимцы любят свой трамвай, и очень оказались недовольны решением его закрыть. Я уже писал про то, как объявление о «прощальных рейсах» в выходные спровоцировало в нём настоящую давку. Во вторник, когда я уже поехал на трамвае, там проходила экскурсия для местного общества инвалидов.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Тётушка рассказывала об истории трамвая, о том, что он в книге рекордов Гиннесса, как имеющий самый большой межостановочный перегон в 4 км (депо — ЛПК), а также — почему его закрывают. Из интересного в её рассказе: якобы власти обещают вместо трамвая пустить даже не автобусы, а дизель-поезда.

На обратном пути трамвай умудрился сломаться.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Дверь открылась и... добро пожаловать в сугроб!

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Благодаря чему нашу дружную компанию завезли в депо, где пересадили на другой трамвай. Так бы и не довелось внутри депо побывать.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Среди усть-илимцев также распространились два странных мифа: о том, что их трамвай, якобы, самый северный в мире (хотя он даже — не самый северный в России), и о том, что у него какая-то особая колея (какая?). Этим и обосновывается, что его, якобы, сложно реконструировать — типа заводы не производят вагоны с такой колеёй. Если учесть, что единственный город в России с нестандартной колеёй, не считая узкоколейных, — это Ростов-на-Дону (1435 мм), и что даже он проблем с обновлением парка не испытывает, то можно предположить, что эту туфту специально вбросили инициаторы закрытия.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Впрочем, если насчёт «самого северного» — это совсем не так, то «самый холодный» — это точно. Говорят даже, что под «самым северным» имеется ввиду север не географический, а климатический. Ну тут действительно — вряд ли где-то ещё трамвай может ездить при -40, а то и -50 градусах.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

В салоне при этом, вроде как, даже и топят, но не всегда этого достаточно. В некоторых вагонах есть градусники.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Ещё из забавного — около остановки «улица Мечтателей» работает кафе «У Трамвая» (почему-то с «татрой» на логотипе). Правда, как оказалось, это — вовсе не кафе, а обычная разливайка, где местная алкашня догоняется. Интересно, будут ли они теперь переименовываться?

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com
 

Сейчас некая иностранная фирма Esta Construction возводит новые цеха завода. Её рабочие, преимущественно турки, судя по всему, стали дополнительным пассажиропотоком. Они обитают в общежитии на территории депо, и их можно было постоянно видеть на всех рейсах. Даже встречались объявления в трамваях на турецком языке.

 

Ради них трамвай ещё работает и до сих пор, после официальной даты закрытия.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Последний день работы система ещё ознаменовался попаданием одного из трамваев в ДТП. Такое бывает крайне редко на выделенной сети с не очень регулярным движением, однако это случилось. Трамвай протаранил немного не видевшую его машинку, но главное, что пострадавших нет.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Однако час ушёл на ожидание ГАИ и разбор происшествия. Из-за этого была потеряна пара и без того нечастых рейсов.

 

При ДТП трамвай почти всю дорогу перегородил собой, из-за чего машинам пришлось объезжать его чуть-ли не по сугробам. Трамвай прямо будто решил отмстить закрывателям напоследок.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Зато потом вышло сфотографировать два трамвайных поезда вместе на одной конечной — для Усть-Илимска сейчас — это большая редкость.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

На последний день в вагонах тоже хватало «покатушечников», в том числе, и детей. Если бы всегда к трамваю был такой интерес, может закрытия бы и не произошло.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Тем не менее, горожане борются за то, чтобы этот вид транспорта у них сохранился: пишут видеообращения Бастрыкину (уже даже второе есть), коллективные письма в администрацию Иркутской области, Минтранс РФ и т. д. 

И понять их можно: с трамваем у их города хоть какой-никакой, но есть Статус. А без него, Усть-Илимск превратится в заштатный райцентр посреди нигде. Ну поживём-увидим, буду рад, если из борьбы что-то получится. Лучшее пожелание деду Морозу на следующий год — сохранить систему!

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

 

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+36

 

   

Комментарии (0)