+43
Сохранить Сохранено 7
×

Успеть на трамвай в тайгу: фотоистория о последнем дне усть-илимского маршрута


Успеть на трамвай в тайгу: фотоистория о последнем дне усть-илимского маршрута

Наверное, мало кто поймёт прикол — тащиться в какую-то промозглую сибирскую пердь ради старых ржавых вагонов, тратить на это кучу денег да ещё и замёрзнуть хорошенечко. Но, видимо, для этого и нужно быть настоящим преданным транспортным фанатом — это тебе не просто прокатиться летним тёплым вечером на маршруте А по Бульварному кольцу.

Знали бы вы, как мне не хотелось ехать в эту холодную Сибирь в декабре, ещё и в самые-самые тёмные дни в году. Всего две недели назад я ездил на совсем других трамвайчиках — в тёплом Египте (про это ещё напишу) с солнышком и 20 градусами тепла. И оттуда не хотелось даже в зимнюю Москву, а уж Иркутчина казалась оттуда каким-то совсем несусветным мраком. Да и прогнозы все показывали что-то в районе -25…-30…

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Но именно в Александрии я купил билет на самолёт Иркутск — Усть-Илимск авиакомпании «СиЛА» («Сибирская лёгкая авиация»). Перед этим внимательно изучил сайт на возможность этот билет сдать, что и предполагал с большой вероятностью сделать. До последнего надеялся, что обойдётся, что, может, разум возобладает и ну не будут же, в самом деле, такую хорошую систему закрывать. Могли бы, вообще, повременить с закрытием, хотя бы до лета, хотя бы чтобы в более комфортный сезон можно было приехать. 

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Расскажу для тех, кто не знает, чем ценен именно усть-илимский трамвай. Если бы это была какая-нибудь рядовая система, я бы вряд ли поехал через всю страну, ещё и в конец года, когда завален просто делами. Но этот трамвай интересен был бы многим, не только фанатам: он идёт около десяти километров по глухой тайге, возит рабочих с деревообрабатывающего комбината по особому расписанию и считается «скоростным» (маршрутная скорость примерно 24 километра в час). На линии — только системы из двух вагонов (что уже стало большой редкостью в российских городах).

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Усть-илимский трамвай — один из самых последних открывшихся в СССР. Движение запущено в 1988 году, то есть это самая молодая система в России за исключением Черёмушек (правда, в этом году появилась Верхняя Пышма). Этот трамвай даже младше меня 😊 До сих пор на линии работают водители, открывавшие движение, так вот они же его, получается, и закрыли. Ну и вагоны все те же, парк не менялся тут ни разу.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Кстати, ещё это редкий частный трамвай. Принадлежит он не городу, а группе компаний «Илим», к заводу которой он и возит сотрудников. Это-то и стало камнем преткновения: компания модернизировать трамвай не хочет (а уже сроки подходят), а город, в свою очередь, не хочет брать его себе. В итоге проигрывают все, а частник уже закупил прорву китайских дешёвых автобусов.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В Сети очень много сочных фото усть-илимского трамвая в тайге, выглядят они очень эффектно. Я, конечно же, тоже думал при случае туда заглянуть, и, когда появилась новость о грядущем закрытии, подумалось, что будет обидно, что я его могу так и не застать.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Усть-Илимск — это реально дыра, в которую очень тяжело добраться. Находится он в 1000 километрах от Иркутска. Сюда есть железная дорога, но поезд идёт большими крюками через Тайшет и Коршуниху-Ангарскую, в пути выходит две ночи (как от Москвы до Сочи). Автобусы идут быстрее и прямее, но тоже тяжело на них ехать много часов. Ближайший крупный аэропорт — в Братске, но туда обычно очень дорогие билеты. Занятно, что я был в Братске ещё в 2009 году, но в Усть-Илимск тогда заехать не догадался (а был бы я тут ранее, сейчас бы точно не поехал), слишком уж большим крюком он мне показался.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

И когда я продумывал потенциальную логистику, решил посмотреть, нет ли случайно рейсов в Усть-Илимск. Оказалось, что есть! Маломестные самолётики, летают раз в день из Иркутска. Стало интересно и на таком ещё прокатиться, пока ещё не видел, чтобы кто-то из окружения так добирался.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com
© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Я уже готов был взять билет на 22-е число с расчётом побыть в УИ в четверг и пятницу, но решил не торопиться и ещё подумать, точно ли надо ехать.

В момент, когда я созрел для покупки, этот билет уже исчез, но появился другой, на вторник, 20-е число, который я в итоге и взял. Только уже на месте я понял, как мне невероятно повезло, что я не купил билет тогда сразу и что мне попался вот этот, чуть более ранний: было бы очень обидно потратить столько денег и времени, чтобы посмотреть на пустые рельсы (на самом деле не совсем, но об этом позже).

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

И самым гадостным оказалось то, что дата закрытия вдруг начала постоянно меняться! Если ещё в начале декабря шла речь о том, что система поработает до нового года (на что я и многие другие рассчитывали), то неделю назад вдруг появилась новая информация: последний день — 23 декабря! С того момента у меня отпали всякие сомнения в том, чтобы ехать.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Но все последующие дни информация менялась постоянно: уже через несколько часов дату сдвинули на 21-е, а потом вообще сказали, что последние два рейса пройдут в выходные, 17 и 18 декабря. Это, кстати, спровоцировало дикий ажиотаж среди усть-илимцев, которые дружно побежали на них кататься, устроив в буквальном смысле «„Выхино“ в час пик» в отдельно взятом городе.

Фото: Игорь Горобец

Я уж было напрягся, что зря приеду, но потом пришла опять информация, что ещё несколько дней трамвай всё же походит. То последней датой назывался четверг, то среда, то вторник — информация менялась по несколько раз за день. Менялись данные и о графике. Сперва говорили, что в последнюю неделю он будет работать по сокращённому расписанию, но в итоге все три дня трамваи работали полноценно.

За день до приезда датой Х было 22-е, но, когда я приехал во вторник, объявили, что это последний день, завтра трамваев уже не будет. Потом объявили, что всё же будет три рейса, потом — что работают по полному графику.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В конечном итоге оказалось, что именно те два дня, которые я запланировал на посещение Усть-Илимска, и оказались последними днями трамвая. То есть мне невероятно повезло! Пришёл на остановку в назначенное время, и он подъехал!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Прилетел я сперва в Иркутск «Победой» за 4500 рублей.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Можно было прямо под усть-илимский взять билет — «Победа» прилетает в семь утра, а «СиЛА» улетает в 8:10. Но я решил не рисковать на всякий случай (вдруг первый рейс немного опоздает, и тогда всё накроется) и купил билет на сутки раньше. Целый день ещё погулял по Иркутску. Бр-р-р-р, уже холодно, но я тепло одет!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

На следующее утро я снова в аэропорту и… тот самый микросамолётик! Никогда такими не летал!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В Усть-Илимске уже мороз — просто ух! Где-то -25, а к ночи все -30 обещают.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Даже радуга на небе, несмотря на то, что нет дождя!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Показали тут издалека местную ГЭС по дороге…

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Ну и к двум часам после перерыва заработали трамваи, и я уже пошёл на них. Не один я: усть-илимцы тоже продолжали кататься на любимом транспорте и провожать его.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

С 22 декабря до конца года трамваи всё же работают на участке от депо до фабрики — по два рейса утром и вечером для перевозки рабочих. Не факт, что уже будут брать на них обычных пассажиров, да и откуда там пассажирам взяться.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

С начала 2023 года планируется демонтаж линии. Очень хочется надеться, что или разум возобладает, или обращение усть-илимцев к Бастрыкину подействует и трамвай сохранят. По российским меркам система в очень хорошем состоянии: пути ровные, вагоны ухоженные, скорости высокие. Зачем уничтожать то, что может приносить благо людям, — непонятно. Самое лучшее — передать его Иркутской области, чтобы там его уже и финансировали.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Последний рейс трамвая с конечной «9-й Микрорайон». Через пару минут этот вагон отправится в путь, и больше здесь, скорее всего, трамвая не окажется никогда.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Обратно мне тоже повезло с билетом: нашёл из Братска до Москвы за 9100 от «Ютэйра» со стыковкой в Красноярске. На все дни билеты были по 14-15 тысяч, но именно в четверг был такой билет. Ну а в Братск ходит уютный поезд Усть-Илимск — Вихоревка.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Таким образом, я за это путешествие смог посетить Иркутск, Усть-Илимск, Братск, Красноярск. Первые два дня было очень холодно, но я хорошо подготовился и утеплился и практически не мёрз. В УИ температура падала аж до -30, но ближе к ночи.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Из Братска в Красноярск был тоже не очень большой самолётик, но по сравнению с «сильным» — просто-таки гигант!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com
© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Ещё в УИ познакомился с коллегой-транспортником Владиславом из Новосибирска. Что сказать, в такие дни подобные места всегда становятся местом паломничества таких, как мы. Засняли с ним заезд последнего вагона в депо (погонявшись предварительно за ним на такси), а потом оказалось, что у нас билеты на один и тот же поезд и один и тот же самолёт. Что сказать, не так много способов выбраться отсюда. Но я надеюсь, что всё же будет ещё хороший повод заглянуть снова в Усть-Илимск!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

 

Нам важно ваше мнение!

+43

 

   

Комментарии (3)

  • Юлия
    Юлия 17 января

    Товарищ неуважаемый журналист! Своей "сибирской пердью" и "дырой вы оскорбили всех проживающих в славном городе Усть-Илимске! Здесь живут настоящие сибиряки, потомки строителей ГЭС и ЛПК, и скоростного трамвая! Очень мужественный люди, достойные лучших статей от лучших журналистов! И хоть я не из этих мест, горжусь своими горожанам, способных работать и жить в глубине тайги с диапазоном температур от +50 до -50 и при этом ещё отдыхать в лесу, не боясь диких животных! Не надо нам таких статеек от таких журналистов! Нелетной вам погоды и дорогих билетов! Пусть Байкал-батюшка не будет к вам дружелюбен!

    Ответить
    0 +
  • Наталья
    Наталья 18 января

    Да,мне тоже не понравилось,как вы назвали наш город дырой,как говорят мы ни у черта на куличках,мы у бога за пазухой,у нас тихо и спокойно, и нет пробок,а трамвай конечно жалко,я почти 25 лет на нём на работу ездила.

    Ответить
    0 +
  • Кристиан
    Кристиан 21 января

    И в чём это "журалист" не прав? УИ действительно типичный усть-зажопинск в жопе мира. Оскорбиться на правду способны лишь недоразвитые, которых к сожалению среди рбитателей ирк.обл большинство (говорю как человек там родившийся и выросший). " Настоящие сибиряки" отличаются от остальных только тем что лучше приспособлены к морозам, никакими высокими, морально этическими качествами они не обладают только потому что сибиряки. Единственное чего эти сибиряки достойны это поцмнеть, к сожалению дано далеко не всем. Я за четверть века всего один раз застал в городе +38 и выше не было ни разу, откуда +50? Втлесу отдыхают не боясь диких животных? А чего тода местные шугаются моих не самых больших дворняг? Убогимникогда не надо ничего что показывало бы их убогость, они в силу своего ограниченного мышления хотят лишь слышать дифирамбы в свою честь, а когда их тычут мордой в грязь и помойку в которой они живут, у них почему-то только агрессия возникает, вместо желания изменить что-то к лучшему. Стране нужно больше людей которые бы показывали россиянам какой бардак творится в стране, может хоть тогда ограниченные думать научатся.

    Ответить
    0 +