Как три «мегасилы» распространяют богатства Ближнего Востока по всему миру
- 14 августа 2025 13:28
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Когда летом Иран нанёс ракетный удар по американской авиабазе в Катаре, данное событие стало одной из самых прямых атак на американские объекты на Ближнем Востоке за последние годы. Однако всего через несколько часов после ликвидации данных ракет в ночном небе Дохи в столице и финансовом центре страны всё шло своим чередом.
В соседнем Абу-Даби инвестиции тоже шли по плану, а банкиры Дубая выразили уверенность, что Объединённые Арабские Эмираты избегут серьёзных последствий. Спустя несколько недель после атаки агентство Bloomberg News сообщило, что американские компании, включая BlackRock и xAI Илона Маска, обсуждают сделки в Саудовской Аравии.
Очевидно, потребуется нечто большее, чем несколько баллистических ракет, чтобы поколебать доверие деловых кругов к Ближнему Востоку. Благодаря режиму низких налогов и растущему объёму суверенного и семейного богатства, которое сейчас превышает пять триллионов долларов, регион пережил все виды нестабильности.
Хотя с 2023 года конфликт значительно обострился, инвесторы дают понять, что Ближний Восток по-прежнему открыт для бизнеса. Глобальные компании охотно принимают их инвестиции.
Удачное положение
В прошлом году BlackRock получила от Эр-Рияда инвестиционное обязательство в размере пяти миллиардов долларов. Несколько месяцев спустя группа во главе с Brookfield Asset Management Ltd. инвестировала в базирующуюся в Дубае компанию Gems Education, одного из крупнейших в мире частных образовательных провайдеров, сделав ставку на сектор, который выигрывает от притока экспатов. Ранее Bloomberg News оценивал сделку примерно в два миллиарда долларов.
Финансовые компании продолжают расширять деятельность в регионе. Компания KKR & Co. недавно назначила отставного генерала армии США Дэвида Петреуса председателем своего подразделения на Ближнем Востоке и создаёт местную инвестиционную команду.
Согласно данным BlackRock Investment Institute, Ближний Восток находится на стыке трёх «мегасил», влияющих на инвестиции:
- геополитической фрагментации;
- энергетического перехода;
- искусственного интеллекта.
По словам главного инвестиционного стратега BlackRock в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке Бена Пауэлла, сочетание надёжных энергетических ресурсов региона и масштабов, финансируемых за счёт нефти, а также успешный опыт в этой области могут способствовать дальнейшему росту доходности капитала.
«Снова настроены весьма конструктивно, хотя по-прежнему проявляем осторожность в связи с геополитическим риском, который является постоянным, реальным и непредсказуемым», — сказал Пауэлл для Bloomberg.
Оседлать нестабильность
Некоторые эксперты даже видят благоприятные возможности в усилении турбулентности. Кен Моэлис, опытный специалист по сделкам с Уолл-стрит, имеющий тесные связи с Ближним Востоком, считает, что военные действия между Ираном и США могут послужить прелюдией к переговорам и продуктивным отношениям. Хотя на данный момент такой сценарий не выглядит особенно вероятным, новое ядерное соглашение и отмена санкций высвободят иранские запасы нефти для экспорта и увеличат численность рабочей силы в стране.
«Все говорят о том, что будет, если мир не установится. Не слышал, чтобы кто-нибудь сказал: „А если 90 миллионов высокообразованных и целеустремлённых иранцев выйдут на рынок?“» — заметил эксперт.
Иностранные инвесторы давно надеются на мир на Ближнем Востоке. Но данное обстоятельство никогда не являлось обязательным условием для ведения там бизнеса. Транснациональные компании, банки с Уолл-стрит, хедж-фонды и богатые люди заключают всё новые сделки в регионе. Тенденция только усилилась за последние два года после обострения регионального конфликта в результате войны Израиля в Газе.
Неспокойная обстановка в других частях мира даже пошла на пользу странам Персидского залива. В 2022 году состоятельные россияне начали скупать недвижимость в Дубае, стремясь диверсифицировать сбережения и подтолкнув цены на недвижимость, которые и так резко выросли после пандемии COVID-19.
«Несмотря на недавнюю напряжённость, бизнес на Ближнем Востоке остаётся устойчивым. Продолжаем активно инвестировать в регион, открываем новые страховые и перестраховочные компании, как недавно в Саудовской Аравии. ОАЭ остаются ключевым звеном в наших амбициях по глобальному росту», — пояснила гендиректор по международному бизнесу страховой брокерской и консалтинговой компании WTW Памела Томсон-Холл.
Рост привлекательности
Статистические данные раскрывают масштабы притока средств.
Финансовый район Дубая сообщил о рекордном росте числа регистраций компаний на 32% в первой половине года, чему отчасти способствовал продолжающийся рост вкладов средств в хедж-фонды. На главном острове финансового центра Абу-Даби работает около 29 тысяч человек. Многие из них трудятся в расположенных там 144 компаниях по управлению фондами и активами.
В Эр-Рияде ряд крупных компаний, включая Goldman Sachs, приобрёл лицензии на открытие региональных штаб-квартир, в то время как власти Дохи предлагают льготы компаниям с Уолл-стрит, стремясь превратить город в следующий крупный финансовый центр Ближнего Востока.
За несколько дней до того, как Израиль и США открыли огонь по Ирану, генеральный директор Blackstone Стивен Шварцман говорил о возможностях на Ближнем Востоке. Компания, которая управляет активами на сумму более триллиона долларов, рассматривает Персидский залив как объект инвестиций, а не просто место для привлечения огромных капиталов. Хотя в регионе традиционно доминирует местный бизнес, быстрый рост городов Персидского залива в качестве международных центров делает его привлекательным. Об этом заявил Шварцман в интервью для Bloomberg Television.
Всё это не превратило Ближний Восток в новую Кремниевую долину. Многие международные компании по-прежнему рассматривают регион главным образом как источник инвестиций. Многочисленные частные инвестиционные компании, открывающие там филиалы, в первую очередь стремятся привлечь деньги, а не приобретать местные активы.
Тем не менее страны вроде ОАЭ и Катара считают данное соглашение выгодным для себя. Они зарабатывают нефтью на миллиарды долларов больше, чем могут потратить дома. Им нужно найти, куда вложить деньги. Попутно они надеются, что такие ставки помогут получить долю в сфере искусственного интеллекта, финансов или другой отрасли, которая сможет пережить рынок ископаемого топлива.
Теперь всё по-взрослому
Даже Саудовская Аравия, где финансовые возможности более ограничены, остаётся одним из самых активных рынков первичного публичного размещения акций и крупнейшим эмитентом суверенных облигаций на развивающихся рынках, демонстрируя широкую международную поддержку своей экономики. Планы диверсификации королевства по-прежнему потребуют партнёрства с целым рядом управляющих компаний и застройщиков. Ввероятно, оно продолжит осуществлять трансграничные сделки, соответствующие его целям в отношении местной экономики.
«Если взглянуть на развитие региона за последние пару десятилетий, то проще сказать, что он достиг зрелости», — отметил Мэй Насралла, бывший руководитель Morgan Stanley, основавший консалтинговую фирму deNovo Partners в Дубае, которую PJT Partners приобрела в 2024 году.
Хотя каждый новый конфликт вызывает ощущение неопределённости, устойчивость стала нормой. «Поразительно, что инвесторы восприняли это с определённым решительным оптимизмом», — отмечает Доминик Рааб, бывший заместитель премьер-министра Великобритании и нынешний глава отдела международных отношений Appian Capital Advisory, комментируя последнее обострение конфликта, «особенно в контексте долгосрочной перспективы в регионе».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: