Как советский «Лапоть» опередил американскую мечту
- 20 октября 2025 00:28
- Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
Недавно американская компания Sierra Space совместно с NASA с грустью заявила, что перспективный многоразовый космический ракетоплан Dream Chaser («Бегущий за мечтой») будет запущен в космос в конце 2026 года. Первый орбитальный полёт аппарата будет проведён в автономном режиме без стыковки с МКС.
В соответствии с программой коммерческих грузоперевозок CRS-2 NASA планировало как минимум семь полётов Dream Chaser по снабжению МКС. Однако реализация проекта неоднократно откладывалась из-за технических сложностей, в том числе в связи с неустойчивой работой трёхрежимной двигательной установки на перекиси водорода и смеси топлива RP-1.
Одновременно Sierra Space стремится показать свой космический самолёт как многофункциональную платформу, способную решать задачи в области национальной безопасности и обороны. Dream Chase в настоящее время является единственным в мире частным орбитальным космопланом.
Dream Chaser: шаг в будущее
Как считают разработчики, ключевые преимущества Dream Chaser в виде вертикального старта на ракете-носителе и посадки на обычную полосу делают его перспективным решением для быстрого развёртывания и выполнения различных миссий на низкой околоземной орбите.
Dream Chaser будет выводиться в космос с помощью ракеты-носителя «Вулкан» (Vulcan Centaur) или «Атлас-5». Компания рассматривает различные альтернативы для последующих запусков. Самолёт будет располагаться наверху ракеты, как ракетоплан X-37B. Такое расположение сделает невозможным повреждение корабля при запуске. Посадка — горизонтальная, самолётная. Предполагается не только возможность планирования, как у Space Shuttle, но и самостоятельный полёт с посадкой на любые взлётные полосы длиной не менее 2,5 километров.
Корпус аппарата сделан из композитных материалов с керамической теплозащитой. Первоначально разрабатывалась пилотируемая версия, но пока запланированы только беспилотные полёты.
Dream Chaser может перевозить на борту около 900 килограммов полезного груза. Однако соединённый с ним одноразовый грузовой модуль Shooting Star может взять на борт 4500 килограммов. Перед окончанием пребывания Dream Chaser в составе МКС астронавты загрузят его отходами для утилизации. После того как космоплан перейдёт на траекторию спуска, Shooting Star отделится от него, войдёт в атмосферу и разрушится.
Dream Chaser: повторение прошлого?
По мнению разработчиков, Dream Chaser является шагом в будущее. Но на самом деле это шаг в прошлое. Отечественные и западные эксперты в один голос утверждают, что Dream Chaser — это увеличенная копия советских космических аппаратов «БОР» (беспилотный орбитальный ракетоплан) и космического самолёта МиГ-105, разработанных ещё в прошлом веке в СССР в рамках космической программы «Спираль».
О данном проекте написано не так уж и много. Это был один из самых закрытых проектов в Советском Союзе, но при этом один из самых интересных и фантастичных по конструкторской смелости и дальновидности. Если бы удалось осуществить его, развитие космонавтики могло пойти по совершенно другим рельсам.
Проект «Спираль» появился из соревнования двух конструкторских бюро (КБ): Павла Сухого и Анастаса Микояна. Оба КБ предложили сходные аэрокосмические системы. Но в итоге состязание закончилось в пользу Микояна. Так появился проект воздушно-космической системы (ВКС) «Спираль».
В соответствии с требованиями заказчика ВКС должна была состоять из гиперзвукового самолёта-разгонщика и орбитального самолёта, аналог которого получил название ЭПОС (экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт), он же «Лапоть» из-за характерного внешнего вида. Им стал МиГ-105 с турбореактивным двигателем для атмосферных испытаний аппарата на дозвуковых скоростях при сбросе с переоборудованного самолёта Ту-95КМ.
Ведущим лётчиком-испытателем ЭПОСа стал Авиард Фастовец. Как вспоминал Борис Орлов в своей книге «Записки лётчика-испытателя», Фастовец был очень спокойным, рассудительным человеком и редкостным лётчиком.
Испытания ЭПОСа проводились на лётной базе ОКБ имени Анастаса Микояна на полигоне Государственного научно-исследовательского института Военно-воздушных сил (ГНИИ ВВС) в городе Ахтубинске Астраханской области.
Одновременно к испытаниям привлечены специалисты института ВВС, хозяева полигона. Ведущим инженером по «Спирали» в ГНИИ ВВС на первом этапе стал Вадим Орлов, которого затем сменил полковник Владислав Чернобривцев.
В одном из этапов испытаний шасси в июле 1977 года необходимо было сделать пробежки аппарата по грунтовой полосе на лыжном шасси.
Как вспоминал Чернобривцев, МиГ-105 доставили на полигон в конце огромного испытательного аэродрома. Спецкраном поставили на оголённый грунт, выветренный горячими суховеями почти до прочности наждака. Под тяжестью конструкции лыжи крепко впечатались в него.
Лётчик-испытатель микояновской фирмы Фастовец занял место в кабине. Бешено загрохотал запущенный им двигатель, но аппарат не двигался с места. Полили грунтовую полосу водой — не помогло. Лётчик вынужден был выключить двигатель. Специалисты недоумевали, что ещё нужно предпринять.
Никто не заметил, как подошёл начальник полигона Загребельный. Специалисты считали Ивана Ивановича довольно далёким от лётного дела человеком, а тут он вдруг вылез с советом: «Можно перед вашей птичкой наколотить арбузов, их у нас здесь богато. Вот тогда побежит наверняка».
Все уставились на него, как на дикого фантазёра. Но после некоторых размышлений согласились: «Давай, чем чёрт не шутит!» Загребельный распорядился, и вскоре два грузовика с полосатыми шарами до края бортов медленно покатились вперёд от носа аналога. Арбузы звучно шлёпались на землю, обильно устилая её скользкой мякотью на протяжении около 70 метров. Подняв аппарат краном, специалисты полигона подложили сочные половинки кавунов под все лыжи. Фастовец снова сел в кабину. Когда обороты двигателя вышли на максимальный режим, аппарат наконец стронулся с места и заскользил по полосе всё быстрее и быстрее.
Испытания показали возможность безопасного выполнения послепосадочного пробега при выполнении основных работ. Можно было переходить к полётам и посадке на четырёхстоечное лыжное шасси.
Через год испытатели стали готовиться к следующему этапу — реальным самостоятельным полётам ЭПОСа. По плану самолёт-аналог «105.11» должен был стартовать в воздухе из-под фюзеляжа самолёта-носителя, в который переоборудовали тяжёлый стратегический бомбардировщик Ту-95КМ. Всего выполнено 14 совместных полётов аналога с самолётом-носителем без его отцепок.
Двадцать седьмого октября 1977 года самолёт-носитель Ту-95КМ на скорости 420 километров в час сбросил пилотируемый Фастовцом аналог «105.11» с высоты 5500 метров. В 1977–1978 годах состоялось пять автономных полётов аналога «105.11». Три из них выполнил Фастовец, один — Пётр Остапенко и последний — Василий Урядов.
Но в целом темпы реализации «Спирали» в 1970-х годах стали замедляться и никого из конструкторов уже не могли удовлетворить. Бегло ознакомившись с аналогом «105.11» ещё в начальной стадии работ, маршал Андрей Гречко безапелляционно заявил, что «фантазией заниматься не будем».
Разрабатываемая Глебом Лозино-Лозинским и его помощниками тема «Спираль» оказалась лишней. В настоящее время аналог ЭПОСа представлен в музее Военно-воздушных сил в подмосковном Монине. Dream Chaser до неприличия похож на него.
Вместо послесловия
В 2005 году руководитель компании SpaceDev, которая разрабатывала Dream Chaser, Марк Сиранджело приезжал в Россию и встречался с тремя из пяти российских инженеров, работавших по программе «БОР-4». Они были удивлены, что их работа получила продолжение в США. Судя по всему, инженеры рассказали ему много интересного о программе «БОР» и советском «Лапте».
Поэтому неудивительно выглядит заявление Сиранджело, что после окончания работы над космическим кораблём он поставит имена российских инженеров рядом с именами их американских коллег. Только поставит ли?
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: