+7
Сохранить Сохранено 7
×

Как сделать шаг к водномоторной жизни


Как сделать шаг к водномоторной жизни

Фото Е. Чекмасовой.

Автор и его лодка

Свершилось чудо — пройдены все испытания и получено заветное удостоверение на право управления маломерным судном. На дворе лето, навигационный сезон в разгаре и наблюдать с берега за парящими над водной гладью в глиссирующем режиме катерами без тебя, более не терпимо. Встаёт вопрос — куда идти, куда податься, на берегу чтоб не остаться? Судоводителем ведь не станешь, пока сам и без инструктора не отойдёшь от пирса, не постоишь за штурвалом, не почувствуешь власть над стихией, мощь мотора, плеск волны, шум ветра и не вернёшься в гавань с чувством победителя. Если не знаете, как решиться на этот шаг, то эта статья для Вас!

Где взять катер — вот в чём вопрос

Про муки выбора личного плавсредства и прохождение аттестации в ГИМС автор рассказывал в предыдущей статье. Установка на этот квест — своего катера нет. Первый самостоятельный выход на воду планировался по реке Москве с арендой маломерного судна в Центре морского права, в котором прошла теоретическая и практическая подготовка. Но оказалось, что данная услуга предоставляется не менее, чем на 10 часов. Если на рыбалку с друзьями при соответствующей «заправке», то вполне красиво. Но не в этот раз. Начались поиски альтернативы в интернете. Как без него раньше жили, ныне трудно представить.

Нерегистрат отпадал — не ради него старался. Но сначала судьба занесла в родной Питер, точнее — в Петергоф, и решили мы с женой посетить не только великолепный парковый ансамбль, в котором давно не были, но и близлежащие яхт-клубы. Конечно не «Императорский» на Средней Невке, а попроще. Очень даже заманчиво сделать первый самостоятельный выход там, где родился, учился и женился. Да и просторы Финского залива не чета московским водохранилищами. Летом на Балтике и вода синевее, и небо голубее, и чайки морские, и кувшинки тоже растут.

Водно-моторный клуб «Нептун» с прямым выходом в Финский залив.
Водно-моторный клуб «Нептун» с прямым выходом в Финский залив. Фото автора.

В ближайших окрестностях нашлось два водно-моторных клуба, о существовании которых мы ранее не знали. Оба с многолетней историей времён Советского Союза. Видимо по этой причине и попасть на их территорию удалось без проблем. Нет, это не про бардак с охраной, а про открытость питерской души, когда гостям всегда рады.

Зашли посмотреть и пообщаться по интересующей нас теме, но по ней-то как раз получилось полное разочарование. На вопрос «а не сдают ли у вас катера в аренду без капитана?» последовал удивлённый взгляд и вопросительный ответ: «а как вы себе представляете аренду ценой в несколько миллионов?». Не оказалось у малой Родины коммерческой жилки, что, кстати, не огорчает. С тем и уехали, полюбовавшись пейзажем.

Москва в этом плане более продвинутая и на известном сайте, где всё продаётся и покупается, оказалось много предложений. Помогли и товарищи по интересу в телеграмм-чате. Кстати, предложений аренды именно без капитана не очень много, но они есть. Для первого раза выбрал и забронировал на три часа относительно бюджетный и простой открытый Aqualine, напоминающий кабриолет (первое фото). Не утерпели, и ещё до назначенной даты поехали посмотреть. Хозяева встретили приветливо, всё показали и рассказали, удивившись некоторым познаниям. Разрешили зайти на борт, посидеть и всё потрогать руками. Для ознакомительной прогулки вдвоём оказался отличный вариант. И началась подготовка к походу.

Во всём нужна сноровка и качественная подготовка

Вода не космос. Взмахнув рукой и сказать «поехали» не получится, хотя в мировой практике уже не редкость автономное судовождение. В нашем случае на море, озере или реке надо включать не автопилот (это, кстати, другое), а пространственное мышление.

Во-первых, под килем могут быть не только метры, но и сантиметры, а за погнутый или оторванный гребной винт никто «спасибо» не скажет. Оказаться сидящим на мели или дрейфующим по воле ветра с течением на судовой ход тоже удовольствие не из приятных, даже если встанешь на якорь. Кто-то может сослаться на эхолот. Да, штука хорошая, но его датчик почему-то устанавливают в кормовой части и налететь форштевнем на скрытый водой камень можно раньше, чем он предупредит об опасности.

Во-вторых, если нет хорошего навигатора с глубинами, ориентироваться придётся визуально по заранее намеченным приметным местам (мост, церковь, отдельно стоящее здание и т. п.). Но даже если вы его скачали себе на смартфон или он установлен на арендуемом катере, то надо ещё научиться им пользоваться. Плюсом к этому следует учесть текущую обстановку: то интернет со спутниками пропадает, то едешь по взлётной полосе Шереметьево (думаю понятно, о чём речь).

И самое главное — вы сам себе капитан и спросить, если что, будет не у кого. Мне помогла флотская подготовка. В курсантские годы довелось зарисовывать берега Балтики, Северного и Средиземного морей, а после рисовать наизусть побережье Баренцева и Белого морей — все губы, заливы, мысы, острова, рекомендованные пути и фарватеры с указанием курсов, маяки, створы и светящие навигационные знаки с характеристиками их огней. Так что для начала понадобились карты.

«Штурман, карты взял?»... «Так точно! Три колоды…»

Эта морская байка стара, как мир, но если судоводитель не умеет работать с ними — он зря ступил на палубу корабля. Впервые с речными картами меня познакомил капитан теплохода «Николай Карамзин» во время одного из круизов, показав Атлас единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. По своему виду они мало отличаются от морских, но есть существенная разница — на речных отсутствует координатная сетка для определения широты и долготы места. Ориентирование на них производится по отметкам судового хода в километрах. Соответственно и скорость измеряется не в узлах, а в км/час. Атлас можно купить, причём с корректурами, а можно найти в интернете, но без них.

В связи с изменившимися условиями было принято решение вместо реки Москвы пройти от Хлебниковского затона, где стоял арендуемый катер, до шлюза № 6 в Икшинском водохранилище. То есть 62 километра (31 км в одну сторону) по каналу имени Москвы, который требовалось изучить, что и было сделано с присущей обстоятельностью. В дело пошли не только карты Атласа из интернета, но и Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей. Из них узнал, что скорость движения в искусственных сооружениях не должна превышать 15 км/час. То есть за три часа аренды мы можем не успеть дойти до конечной точки маршрута и вернуться назад. Пришлось наметить пару рубежей разворота на обратный курс в зависимости от той обстановки, которая сложится, а заодно и несколько районов якорной стоянки.

Проработка маршрута.
Проработка маршрута. Коллаж автора.

Не лишним был и визуальный просмотр маршрута по картам Яндекса и Гугла. Некоторые ориентиры надо запомнить, как бы с воды, чтобы вовремя распознать берег и не уйти в сторону от выбранного пути. Дальнейшие события показали, что труд был не напрасным, но в начале пути малость заблудились…

Как 30 лет тому назад…

В назначенный день мы заблаговременно приехали в гавань яхт-клуба «Химик». Предстояло принять катер, подписать некоторые бумаги и пройти инструктаж. Погода стояла июльская и обещала чистое солнечное небо с температурой воздуха +30. Это обстоятельство не пугало, так как до и после были дожди с грозами, что для кабриолета, а точнее для нас в нём не лучший вариант.

В клубе произошла заминка с поиском ответственного товарища по имени Дмитрий, но он всё-таки появился. Как оказалось, это был тот самый гостеприимный хозяин, с которым мы уже общались. Катер при нас дозаправили, мы перешли на борт, удобно расположились и я повернул ключ стартера в среднее положение для подачи питания и проверки материальной части. Триммером поднял двигатель, осмотрели гребной винт. Он уже повидал всякого, но главное было привезти его обратно в таком же состоянии.

Запуск движка преподнёс первый «сюрприз» — тахометр запищал, что не предвещало ничего хорошего. Дмитрий снял верхнюю крышку и прочистил топливный фильтр. После повторного пуска стосильная Yamaha заработала ровно и без тревожных симптомов. Что ж, на этот раз обошлось…

«По местам стоять, со швартовых сниматься» — пронеслось в голове и швартовые концы аккуратно сложились в кокпите.

«Малый назад» — командую сам себе с чувством неописуемого восторга и катер медленно пошёл от берега.

С выходом за пределы ограждавших его с двух бортов пирсов, переложил штурвал влево и нос покатился вправо.

«Стоп двигатель. Право на борт, малый вперёд» — голова работает, руки делают. Разворачиваемся и выходим из гавани. Держу 700-800 оборотов, по бортам оставляем яхты, стоящие у пирсов других клубов Хлебниковского затона. Помпезности не ощущалось, но очень хотелось, чтоб на фале какой-нибудь подняли сигнал: «Счастливого плавания!». Вдруг вспоминается, что 30 лет тому назад такое со мной уже было — я первый раз в должности командира выводил тяжёлый атомный подводный крейсер из губы Западная Лица. Вот так совпало, специально не выдумывал и не планировал, состоялось это в декабре 1995 года.

Укротив сентиментальность увеличиваю ход. На малых оборотах катер рыскает по курсу, но и волну до выхода из затона разгонять не рекомендуется — не более 1500, предупреждал Дмитрий. Слева у причала стоит круизный теплоход. Читаем на борту — «Николай Карамзин». Надо же, всё-таки провожает старый друг.

Круизный теплоход «Николай Карамзин» в МРП.
Круизный теплоход «Николай Карамзин» в МРП. Скриншот с видеозаписи.

Ух ты! Мы вышли из бухты…

Затон оставляем позади и ложимся на курс прохода под мостом Дмитровского шоссе. Оцениваю обстановку и добавляю ход. Катер задирает нос, закрывая видимость впереди. Что ж, такова особенность его конструкции. Так и будет, если не выйти на глиссирование, но жена, наслаждаясь видами, пока ещё не знает, что это такое. Как бы не испугать, а то водномоторная жизнь может на этом и закончиться.

Прошли под мостом и открылась акватория Клязьминского водохранилища. Судов на воде не много (специально выбирал рабочий день), но попадаются. Безбашенных гидроциклистов не наблюдалось, но зато напрягла встреча с буксировщиком, который периодически пытался потерять свою лыжницу у нас перед носом. Приняв правее, обошёл их стороной ближе к левому берегу.

Фото Е. Чекмасовой.

Ага, автор ошибся, воскликнут скептики! На фото ведь всё наоборот! Об эпитетах в интернете, которыми могут наградить, так и быть промолчу. Однако, не надо делать преждевременных выводов. Это и есть один из элементов тщательной подготовки к походу. По правилам суда, идущие в сторону Москвы, двигаются вниз. Мы же шли от столицы к шлюзу № 6 — то есть вверх, а значит левый берег канала с водохранилищами находился относительно нас по правому борту. Об этом говорили и буи белого цвета, ограждавшие судовой ход. Нюанс сей важен в некоторых случаях при расхождении со встречными судами в узких местах канала и при вызовах на связь по УКВ радиостанции. Но пойдём дальше.

Согласно плану мы должны были идти в сторону канала правее Чивирёвского створа (третье фото) вдоль судового хода. Но он не наблюдался, а про бинокль, лежавший рядом в рюкзаке, я забыл. Зато впереди на курсовом 20-25 градусов левого борта в дистанции около ста метров шла парусная яхта, которая, как мне показалось и выведет нас куда надо. Увы, это было ошибкой. Плавание под парусом по искусственным каналам в Московском бассейне ВВП запрещено. Более того, в один прекрасный момент она повернула вправо, то есть на нас. Создалась ситуация пересечения курсов и сближения вплотную. По правилам я должен уступить ей дорогу, но справа шло уменьшение глубины, а влево с последующим проходом по корме было уже поздно, учитывая радиус циркуляции. Более того, в это же время она вполне могла довернуть ещё вправо, и тогда мы столкнулись бы неминуемо. Единственно верным решением стало увеличение хода до полного и пересечение её курса по носу, что и было исполнено. Это, друзья, флотский опыт, который «не пропьёшь».

Из-за расхождений с буксировщиком и парусной яхтой мы окончательно увалились правее намеченного пути и надо было определиться с местоположением для продолжения похода. Вот тут пригодились распечатанные карты, которые боевая подруга, как штурман, держала в руках и простенький навигатор (к сожалению, без глубин), опробованный чуть ранее на Финском заливе (на рыбалку с друзьями мы там и сходили). Найдя по ним канал, взяли курс на него. После столь переживательного боевого маневрирования в Клязьменском водохранилище, вспомнились морские навыки и пришла уверенность. Убедившись, что правил по скорости тут никто не соблюдает и канал пустой, резко увеличил обороты. Нос задрался вверх, но через несколько секунд «клюнул». Подобрал триммером оптимальное положение двигателя, и мы понеслись параллельно воде, словно вдоль по Питерской…

Летим по каналу.
Летим по каналу. Фото автора.

Жена в восторге, обошлось без тревожных восклицаний, водномоторная жизнь началась удачно. Но ещё один «сюрприз» был впереди…

Вода, вода … кругом вода …

Идти, а точнее лететь по пустынному каналу между Клязьминским и Пестовским водохранилищами одно удовольствие. Главное — не отвлекаться. Укрепленные железобетонными плитами берега близко. Одно неловкое движение и полёт прервётся. Изредка попадались встречные собратья. Здесь тоже надо быть внимательным — вовремя сбросить ход до безопасного и подвернуть на волну, вслед за которой пойдёт ещё и отбойная — отражённая от берега. Если прозевать, то, как минимум, претензии от второй половинки вам будут обеспечены. А как максимум — даже страшно представить. А вот если попадётся встречный круизный лайнер, то бояться его волны не надо, она маленькая. Но здесь действует одно правило на все случаи: маленькое судно всегда уступает дорогу большому пароходу, хотя бы из уважения. Скорость рекомендую тоже сбросить, иначе придётся попрыгать на своей же отражённой волне. Жаль, что в один кадр такие великаны не помещаются, расходиться приходится очень близко.

Фото Е. Чекмасовой.

Так, любуясь пейзажами, приветствуя проходящие суда, рыбаков и просто отдыхающих по обеим сторонам канала, мы вышли в Пестовское водохранилище. Воды там больше, времени оставалось ещё много, но до шестого шлюза решили не идти, а встать где-нибудь здесь для отдыха и перекуса. Якорь был в комплекте, но ставить его на кабриолете не удобно, поэтому, уйдя с судового хода ближе к противоположному берегу, я лёг в дрейф, поставив «машинку» в нейтраль. Раздался знакомый писк тахометра. Надпись гласила: «water in the fuel». Вода оказалась и в топливе…

Перекус прошёл стремительно. Раздумывать было некогда. Обратно до гавани «пилить» километров двадцать. Даю обороты и разворачиваюсь в сторону канала, благо, что из виду его не терял и там есть приметное место — песчаный пляж на правом берегу. Движок начинает чихать, звоню Дмитрию. Так мол и так, какие будут указания? Сошлись на том, что возвращаемся самостоятельно, раз мотор не глохнет.

Начинаю экспериментировать с оборотами — с увеличением Yamaha справляется, стало легче. Значит тянет и пойдём побыстрей, а там будет видно. Далее мне было уже не до пейзажей, требовалось не потерять ход и, хотя бы вернуться в Клязьму. Там уже догребём как-нибудь.

С выходом из канала и распознаванием места по Троицкой церкви на душе стало спокойней. Доложил на «базу», что мы уже скоро и уверенные в благополучном исходе мероприятия пошли медленнее. Уверенно миновали Дмитровское шоссе и за железнодорожным мостом у посёлка Водники показалось нечто громадное и интересное. До поворота в затон оставалось совсем немного и двигатель начал чихать чаще, но всё-таки решил пропустить это «нечто» и начал выписывать восьмёрки в бухточке напротив. И вот во всей красе показался пятизвёздочный красавец «Мустай Карим». Зрелище было эпичным, он тоже не поместился в кадр целиком…

Пятизвёздочный теплоход «Мустай Карим».
Пятизвёздочный теплоход «Мустай Карим». Фото Е. Чекмасовой.

«Мустай Карим» прошёл и открылся Хлебниковский затон, куда с чувством выполненного долга я и направил катер. В гавани клуба «Химик» нас уже ждали и помахивали рукой, обозначая место стоянки. Чихая ямахой всё громче и настойчивей с одновременным попискиванием тахометра так, что слышали встречающие, я прицелился между пирсами и с облегчением перевёл «машинку» в нейтраль. Кабриолет по инерции вкатился куда надо, нас подхватили руками и взяли на швартовые концы. Дошли.

P. S. Как показал осмотр, в шланге подачи топлива была дырочка. При остановке в Пестовском водохранилище, как я думаю, давление топлива резко упало и через неё Yamaha хватанула воды. Повезло, что конструктивно в этом двигателе предусмотрена защита.

Мы прошли 40 километров водного пути. За проявленную стойкость и верность делу водномоторников нас наградили тридцатью минутами на следующую аренду. Положенный в таких случаях жареный поросёнок был съеден в ресторане.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (0)