+4
Сохранить Сохранено 7
×

Как приобрести катер и стать его капитаном


Как приобрести катер и стать его капитаном

Плавсредства

Фото автора

Рано или поздно мы все куда-то «сходим». Впрочем, специалисты в области математики, медицины, образования, искусства и других специальностей имеют возможность оставаться в профессии достаточно долго. Тем более, если она любимая и является делом всей жизни. А что делать моряку без родного корабля и моря, без жужжания приборов и моторов, плеска волн и штормов?

Выход есть — можно стать судоводителем маломерного судна. Своими впечатлениями от пройденного пути делится автор статьи. Приведённая информация может заинтересовать не только сошедших на берег профессионалов, но и любителей проводить свободное время на воде. Например — рыбаков на плавсредствах, не подлежащих регистрации в ГИМС (массой до 200 кг с моторами мощностью до 8 кВт), желающих перейти в следующий класс. Сразу сделаем оговорку о том, что речь пойдёт о судах, используемых в некоммерческих целях.

Шлюпка-скорлупка, вместо паруса — мешок

Поиски варианта возвращения на море или реку начались больше десяти лет тому назад, когда пришлось задуматься: а есть ли жизнь после «схода»? Первый шаг был сделан в сторону изучения рынка катеров и яхт. Казалось, подберу себе что-то по душе и дело в шляпе. Но сначала интернет привёл в яхт-клуб «Нептун», который предлагал услуги трёхчасовой прогулки под парусом с инструктором. Предложение заинтриговало, тем более что кое-какой опыт был.

На первом и третьем курсах военно-морского училища мы изучали теорию и практику управления шестивёсельным ялом. Было это давно, во второй половине 70-х. Многое забылось, надо было освежить знания, чтоб «не ударить лицом в грязь». Нашёл в своей библиотеке «Справочник по морской практике», подаренный отцом ещё раньше, и начал вспоминать такелаж, рангоут, фордевинд, оверштаг и … оверкиль (шутка, а то яхтсмены обидятся).

Переход из Кронштадта в Петродворец под дождём и парусом, лето 1979 года.
Переход из Кронштадта в Петродворец под дождём и парусом, лето 1979 года. Фото из личного архива однокашника А. Ильина.

Приехали в яхт-клуб, инструктор встретил, провёл в беседку для инструктажа. Помимо мер безопасности зашёл разговор об устройстве одномачтовой яхты и её парусном вооружении, которое состояло из грота и стакселя. Тут я почувствовал разницу — у нас были фок и кливер, но в подробности вдаваться не будем. Ещё немного побеседовав и выяснив остальные отличия, мы пошли на борт. Начиналось самое интересное.
Показав основы маневрирования на акватории водохранилища, наш наставник предложил каждому последовать его примеру. В составе экипажа кроме меня были только две женщины, одна из которых — моя жена. Их не интересовали мозоли на руках от стаксель-шкота и шишки от гика на голове. То есть конкурентов не было и всё остальное время яхта принадлежала только мне. Вот тут и вспомнились слова шотландской песни в исполнении училищного ВИА «Арсенал», когда на танц-пол выходили 100% курсантов и их подруг:

Шлюпка-скорлупка,
Вместо паруса мешок.
Курс по компасу –
Северо-восток.
Шлюпка что надо.
Ей не страшен ураган!
Я здесь и юнга,
Я и — капитан!

Долго ждать чуда не пришлось. Несмотря на то, что с тех пор прошло более тридцати лет, вспомнилось всё. Яхта хорошо слушалась руля, легко управлялась и лавировала по акватории, меняя галсы между выставленными буями. Становиться яхтсменом я не собирался, хотя это безумно интересно, но появилась уверенность: человеку подвластно всё — важно сделать первый шаг.

Вторым шагом стали регулярные посещения выставок Moscow Boat Show в «Крокус Экспо», Moscow Yacht Show в Royal Yacht Club и ярмарки «Водный мир» в Bestmarine. И конечно же статьи в интернете с предложениями на различных торговых площадках. Постепенно складывалось мнение о том, что я хочу и как это сделать.

Выставка катеров и яхт Moscow Boat Show в «Крокус Экспо».
Выставка катеров и яхт Moscow Boat Show в «Крокус Экспо». Фото автора.

Первым открытием стало то, что мои дипломы и свидетельства о морском образовании, включая квалификации командира корабля и штурмана дальнего плавания, в ГИМС не являются основанием для получения удостоверения на право управления маломерным судном (длина до 20 м, пассажировместимость до 12-ти человек) хотя бы для района плавания «морские пути». Парадокс, но факт.

А ведь на третьем курсе училища во время практики в Кронштадте мы освоили и морской ял, и катер проекта Р-376 «Ярославец». Управлять им виртуозно нас учили не только «в одиночном плавании», но и при совместном маневрировании в строях. Это когда по команде флагмана катера, идущие в кильватер, выполняют повороты «все вдруг», последовательно, способами захождения или двух полуповоротов, перестраиваясь в строй фронта, пеленга или уступа. И сей перечень не является полным.

Катерная практика на «Ярославце», лето 1979 года.
Катерная практика на «Ярославце», лето 1979 года. Фото из личного архива автора.

Если курсанты сухопутных училищ получали автомобильные права соответствующей категории, то нам, к сожалению, документов на право управления шлюпкой (на вёслах и под парусом) и катером не выдавали.
Размышления на тему «быть или не быть» привели к варианту последовательности действий: подобрать и купить катер (как потом выяснилось — это называется «маломерное моторное судно»), а после заняться получением удостоверения ГИМС.

Муки выбора

Подбирая катер, необходимо самому себе ответить на ряд вопросов:

  • для каких целей — рыбалка, прогулки или путешествия;
  • как часто планируется выходить на воду — раз в неделю или в месяц;
  • на какой срок — на один световой день или на пару с ночёвкой;
  • в какой компании — одному, с боевой подругой или в компании друзей;
  • районы плавания — внутренние воды, внутренние водные или морские пути (если морские — то на какое удаление от берега);
  • место стоянки в сезон и хранения в зимний период.

От полноты приведённого перечня и объективности ответов будет зависеть многое: размер, материал корпуса и мощность двигателя, комплектация, уровень комфорта, пассажировместимость, возможность перевозки по дорогам общего пользования и много чего ещё. Про бюджет тоже стоит подумать, ибо расходы на катер и автомобиль не одно и то же, включая налог на транспортное средство.

Вот так всесторонне оценив и взвесив свои возможности мы решили приобрести «кабинник» около восьми метров длиной для путешествий вдвоём с возможностью брать на борт ещё пару гостей для непродолжительных прогулок. Но пока мы к этому шли, цены подросли и наш взгляд упал на Bayliner 246 Discovery 2008 года, выставленный на продажу одним из московских яхт-клубов.

Круизный катер Bayliner 246 Discovery.
Круизный катер Bayliner 246 Discovery. Источник: forum.katera.ru.

Осмотр круизера, хотя и без вскрытия трюмных лючков и моторного отсека, превзошёл все ожидания. Катер был ухоженным и имел всё, что требуется для жизни на воде, как минимум в течение трёх-четырёх суток без выхода на берег. Оставалось решить вопросы порядка оплаты и провести ходовые испытания. Но договориться о первом с хозяином через посредника не удалось и это чудо водномоторной техники уплыло в другие руки. В конце сезона оно вновь появилось в продаже и значится там до сих пор, но уже дороже. Нам это показалось странным. Дважды в одну воду не входят и было принято решение искать другой вариант. Поиски вывели на Bayliner 288 такого же возраста, но с флайбриджем.

Круизный катер Bayliner 288.
Круизный катер Bayliner 288. Источник: multimarine.ru.

Откровенно говоря, мне этот курятник не нравился. Но мой хороший друг и однокашник по училищу Женя был иного мнения и практически убедил. Первая поездка для внешнего осмотра прошла почти безупречно. Просторный салон, два поста управления, кухня и прочие радости создавали впечатление квартиры типа студии с балконом на втором этаже. Мелочи вроде нерабочей плиты и микроволновки прошли мимо ушей. Хозяин ответил гениально просто: а мне они не нужны. Кстати, в истории с кухней есть нюансы.
Во-первых, американская техника делается под напряжение бортовой сети 120 вольт, а кустарная переделка может привести к нежелательным последствиям. Во-вторых, как правило, готовить пищу можно только при стоянке в яхт-клубе с электропитанием от берега. Для горяченького на воде нужен генератор. Но продолжим — с мыслями надо переспать.

Рано утром следующего дня мы договорились о резервировании катера на несколько дней с целью его проверки на воде, для чего потребовалось внести на счёт посредника задаток в несколько десятков тысяч российских рублей.

«Задаток» — значимый финансово-юридический термин. К нему ещё вернёмся.
На ходовые испытания был приглашён другой мой хороший друг и сослуживец по Северу, имевший соответствующий опыт. Мы приехали к назначенному времени и обнаружили, что катера нет. Одиноко бродивший по пирсу посредник флегматичного склада на наш удивлённый взгляд пояснил: ребята катаются, скоро будут. В ожидании прошло не менее двух часов. За это время мы обсудили много сопутствующих тем, включая обретение прав ГИМС, и даже нашли общих знакомых.

И вот, настал долгожданный момент.
Круизер полный людей входит в бухту. Мы с другом внимательно следим за эволюциями, фиксируя работу систем и механизмов: реверс отработал, подруливающее устройство исправно, катер швартуется кормой. «Что-то у него крен на левый борт» — говорит Владимир. Подождём — отвечаю, пусть народ выгрузится. Но и после схода пассажиров крен, хотя и едва заметный, остался.

Зашли на борт, произвели подробный осмотр и пошли в акваторию водохранилища. Катер хорошо управлялся и выходил на глиссирование, однако вскрытие показало: моторный отсек не ухожен, уплотнители его люка повреждены, в трюме плещется вода и по правому борту отсутствует штатная ёмкость (уже не помню какая именно, но крен на левый борт мог быть по этой причине); управление двигателем с нижнего поста невозможно из-за отсутствия тяги; указатель уровня топлива в баке на верхнем посту управления неисправен; помпы в автоматическом режиме не работают, их запуск возможен только принудительно «с кнопки»; указатель трима (наклона угловой колонки с гребным винтом) неисправен; имевшиеся два эхолота, элементы которых установлены практически рядом, показывали глубину под килем с разницей в 40 см; стационарная морская рация и РЛС на радарной арке неисправны. Домой мы возвращались молча…

В очередной раз переспав с мыслями, утром позвонил посреднику и аннулировал сделку. Кстати, её условием было предоставление стоянки до конца сезона в этом же месте, но этот вопрос завис. Как и следовало ожидать, из меня начали делать виноватого с отказом в возвращении задатка. Если кто не знает, то это вполне законно. Но я-то знал, моя речь была более, чем убедительной и деньги удалось вернуть.
Финалом стала встреча ещё с одним товарищем по службе на Севере, работающим в одном из московских яхт-клубов. Из разговора с ним выяснилось, что летом все места в них заняты. Зайти в этот сервис можно, если поставить катер на зимнее хранение по завершении навигации. Исходя из полученного опыта, обсудили и состояние вторичного рынка. Несмотря на увещевания продавцов и некоторых верных друзей о том, что катер не машина и возраст в 20 лет не предел для эксплуатации, на самом деле это не так. Даже под хорошо сделанным рефитом может скрываться «кот в мешке». И снова встал вопрос: «быть или не быть?». Решил времени не терять — найти школу, подготовиться и пройти аттестацию в ГИМС на право управления маломерным моторным судном для всех районов плавания.

Век живи — век учись

К слову сказать — учиться не обязательно. Каких-либо официальных требований по этому поводу не существует. Многие проходят теорию самостоятельно, например — по мобильному приложению образовательной платформы от БЛЭК СПУН (blackspoon.ru) или на сайте ГИМС, используя тренажёр тестирования на право управления маломерным судном. У БЛЭК СПУН есть и чаты в известных мессенджерах, где претенденты на право называться судоводителем делятся своим опытом. Что касается практической части, то ищут и берут уроки в разных локациях. Всё довольно индивидуально, лишь бы не мотивация по принципу «сдать и забыть». Мне ближе вариант «знать и уметь» и чтоб результат получить «в одном флаконе».

Интернет нам в помощь и школа нашлась — это Центр морского права. Переступив его порог, понравилось всё и сразу. После регистрации на сайте открывается личный кабинет и выбирается курс теоретической подготовки по интересующей вас программе. На занятиях можно присутствовать как очно, так и онлайн. На время обучения, плюс два месяца, открывается доступ ко всем материалам, а при личном посещении вам вручают блокнот, ручку и два учебных пособия — Научно-практический комментарий к правилам плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации и Научно-практический комментарий к международным правилам предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72). Центр организует прохождение медицинской комиссии, проводит теоретические и практические занятия под руководством своих преподавателей и инструкторов. Всё прозрачно: договор, пенсионерам скидка, возврат излишне уплаченного налога. Приятным бонусом было и то, что при условии практических занятий на моторных лодках Центра, предусматривалась их подача на практический экзамен в ГИМС. Итак, 11 февраля 2025 года я снова сел за парту.

Моторная лодка ЦМП «Гудзонский ястреб» модель WINBOAT 46.
Моторная лодка ЦМП «Гудзонский ястреб» модель WINBOAT 46. Источник: https://sea-law.ru/nash-flot/

Восемь занятий по 2,5 часа каждое (два раза в неделю) пролетели быстро и, самое главное, подтвердили правильность моего выбора. Если по устройству маломерного моторного судна, морским путям и узлам надо было только вспомнить ранее пройденное по жизни, то по внутренним водным путям всё было новым и неизведанным: иные знаки навигационного оборудования; не применяемые на море знаки регулирования движения судов по ВВП; правила шлюзования; отличия в судовых сигнальных огнях и т. д. Помимо лекций в Центре, которые закончились 6 марта — самоподготовка и тестирование в свободное время. Как только количество ошибок по тестам стабильно вышло на уровень 0-2, записался на Госуслугах в ГИМС Москвы. 11 минут 37 секунд адреналина и 26 марта первая часть мерлезонского балета была исполнена. На вопрос контролирующего инспектора буду ли я сдавать практику самостоятельно или с клубом, я, естественно, ответил — с клубом. На этом и разошлись. Для подготовки к практической части аттестации оплатил пакет из пяти занятий на воде с инструктором, и тут начались проблемы…

В ГИМС Москвы пришёл новый начальник и издал приказ о том, что приём практического экзамена производится только на маломерных моторных судах, принадлежащих этой организации. Выяснилось и то, что записывают на неделю вперёд по телефону и только по понедельникам с 9.00. Чтобы оценить мудрость такого решения, надо представить сколько скопилось кандидатов на получение удостоверения судоводителя в Москве за прошедшую зиму. Но отступать было некуда и в последний понедельник мая за 28 минут с двух телефонов вручную (без автодозвона) мной было сделано 324 звонка. Цель оправдывает средства — заскочил в последний вагон на 4 июня. Но тут пришла ещё одна новость — в ГИМС Москвы для проверки практических навыков предоставляют резиновую лодку, а моя подготовка уже трижды прошла на корпусной WINBOAT 46 «Гудзонский ястреб» (фото выше).

Вроде ничего страшного, но управляемость и инерция разные, двигатели отличаются по мощности и есть особенности проверки перед отходом от причала или пирса. Мелочь, но держать ответ перед экзаменующим придётся. В данной ситуации Центр морского права оказался на высоте — ребята в кратчайшие сроки отреагировали на этот сюрприз и подготовили для занятий аналогичное судно. Два оставшихся перед экзаменом занятия были перепланированы с индивидуальным подходом. Кстати, так получилось, что все пять проводились разными инструкторами и в этом есть своя прелесть — получить от каждого разнообразные навыки. В итоге, после последнего у меня не осталось сомнений в успехе конечного заплыва.

Удостоверение ГИМС в кармане — что дальше?

От покупки американского секонд-хлама мы отказались однозначно. Дорого, богато, без перспектив ликвидности (время то не стоит на месте), трудности с запасными частями и другие заморочки не нужны. Есть более адекватные европейцы и на российский рынок уже вышли отечественные производители с предложениями на любой вкус и кошелёк. Будем присматриваться.

Российский катер SEARENE 745 CREW CABIN.
Российский катер SEARENE 745 CREW CABIN. Источник: searene-yachts.com.

А пока, оценив образ жизни после «схода», пришли к выводу — на данном этапе нам больше подходит аренда или прокат без судоводителя в тех краях, куда приведёт дорога. Такие услуги яхтшеринга уже предоставляются в ряде регионов нашей страны. Начнём с реки Москвы в Центре морского права. Далее по планам этого года Байкал, Нева и Геленджик. Тема приобретения собственного плавсредства не отпадает, она пролонгируется.
А ещё есть поговорка: лучший катер — тот, что есть у друга. Ведь дадут порулить, не так ли?


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)