+1
Сохранить Сохранено 7
×

Как рождается выставка: куратор MaxArt раскрывает невидимую сторону профессии


Как рождается выставка: куратор MaxArt раскрывает невидимую сторону профессии

Кураторы Мария Калинина и Зульфия Илькаева на открытии выставки «Поверхностное натяжение» (16+) в «Дебаркадере-30» на фоне работы Александра Лемиша «Кувшинки».

© Альфия Стихнина. Пресс-служба Фонда MaxArt

Посетители галерей редко задумываются о том, сколько скрытой работы стоит за идеальным выставочным пространством. В зале все кажется естественным, как будто картины и скульптуры всегда стояли именно здесь. Но за этим впечатлением — месяцы подготовки, десятки решений и сотни писем. В беседе с Клео.ру главный куратор Фонда современного искусства MaxArt Мария Калинина рассказала, как куратор превращает идею в экспозицию и почему в этой профессии важна не только любовь к искусству, но и железная выдержка.

От идеи к возможности

Любая выставка начинается с совпадения концепции и обстоятельств. Куратор видит, как идеи художников могут отозваться в культурном поле, и ищет способы их воплотить. Он постоянно находится в движении между людьми и контекстами — разговоривает с художниками, встречается с организаторами, участвует в жизни арт-сообщества. Когда находится подходящая площадка или инициатива, возникает тот самый импульс — проект можно начинать.

Работа Ивана Новикова «Штудии к синему». Выставка «Поверхностное напряжение» (16+) на площадке «Дебаркадер-30».
Работа Ивана Новикова «Штудии к синему». Выставка «Поверхностное напряжение» (16+) на площадке «Дебаркадер-30».© Альфия Стихнина. Пресс-служба Фонда MaxArt

Разработка замысла

Дальше следует аналитическая и творческая работа. Куратор формирует концепцию, определяет логику пространства, продумывает маршруты зрителей, свет, фон, соседство работ. На этой стадии рождается кураторский текст — своего рода сценарий выставки. Здесь же составляется список художников и обсуждаются идеи сотрудничества. Если проект междисциплинарный, подключаются архитекторы, музыканты, актеры, ученые — искусство становится площадкой для диалога между разными областями знаний.

За кулисами подготовки

Параллельно идут десятки технических процессов — согласование с коллекционерами, страхование экспонатов, логистика, подготовка площадки. Каждая картина и каждая скульптура требуют юридического оформления и физической защиты. На этом этапе куратор становится менеджером, юристом и кризис-менеджером одновременно — он отвечает за все, что произойдет до открытия и после.

Монтаж работ Димы Филиппова из серии «Обращение» в Выксе и в Культурном центре «Волна».
Монтаж работ Димы Филиппова из серии «Обращение» в Выксе и в Культурном центре «Волна».© Пресс-служба Фонда MaxArt

Монтаж: работа «в поле»

Монтаж — момент истины. Именно здесь идея впервые обретает физическую форму. Куратор следит, чтобы пространство «зазвучало» в нужном ритме — где-то строятся дополнительные стены, где-то, напротив, ломаются привычные границы. Все работы требуют присутствия и участия — от расстановки предметов до помощи монтажникам. Параллельно нужно писать тексты, давать комментарии СМИ и держать команду в фокусе.

Открытие и жизнь выставки

Предпоказ для спонсоров и журналистов — не просто формальность, а первая проверка идеи на прочность. Затем вернисаж — интенсивный день, когда куратор становится главным рассказчиком, проводником по выставке, человеком, который умеет перевести художественные смыслы на язык зрителя. После открытия работа продолжается и включает экскурсии, встречи, круглые столы и публикации. Финальный аккорд — финисаж и демонтаж, когда экспонаты возвращаются владельцам, а куратор подводит итоги и готовит каталог.

Открытие выставки «„Да“ или „Нет“ не говорите, черное с белым не берите» (0+).© Lena Lookan. Пресс-служба Фонда MaxArt.

Профессия без права на хаос

Мария Калинина уверена, что хорошего куратора формирует не только вкус, но и характер. Стрессоустойчивость помогает выдержать дедлайны и непредвиденные ситуации. Коммуникабельность — выстроить связи с сотней участников процесса. Любознательность и искренний интерес к искусству превращают работу в исследование. Пространственное мышление помогает видеть, как искусство взаимодействует с залом. А умение создавать кураторский нарратив делает из набора произведений цельное высказывание — ту самую историю, ради которой зритель приходит в музей.

Ранее «Ридус» рассказывал про новую скульптуру на Болотной набережной — «Садовую лопатку».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)