+0
Сохранить Сохранено 7
×

Как кризис с чипами Nexperia снова перевернул цепочки поставок в автопроме


Как кризис с чипами Nexperia снова перевернул цепочки поставок в автопроме

© flickr.com

Завод, расположенный рядом с заросшим сорняками участком на промышленном юге Китая, стал узким местом для мирового производства автомобильных микросхем. Это перевернуло ситуацию в секторе, который еще несколько лет назад клялся, что больше не столкнется с перебоями в цепочках поставок.

Автопроизводители пообещали укрепить линии поставок после того, как COVID-19 парализовал производство полупроводников в 2020 году, а пожар на японском заводе усугубил дефицит годом позже. Однако кризис, охвативший завод производителя микросхем Nexperia, выявил «слепое пятно»: отрасль никогда не предполагала, что низкотехнологичные микросхемы станут рычагом давления Китая на Запад.

«Никто не был готов к геополитическим потрясениям, и до сих пор не готов», — заявил Reuters Эмброуз Конрой, генеральный директор американской компании Seraph Consulting, которая консультирует автопроизводителей.

Ошибочный маневр

В конце сентября голландское правительство взяло Nexperia под свой контроль, сославшись на опасения, что ее технологии могут быть переданы китайскому владельцу компании. Пекин в ответ прекратил экспорт готовых чипов Nexperia, упакованных на заводе в дельте реки Чжуцзян. На прошлой неделе Нидерланды изменили своё решение взять под контроль Nexperia, что стало сигналом о возможном прорыве.

Со своего завода в Дунгуане компания Nexperia поставляет полупроводники, которые используются повсюду: от автомобильных тормозов до электрических стеклоподъемников. Они продаются по цене в доли цента за штуку, однако дефицит вынудил Nissan и Honda сократить производство, а немецкого поставщика Bosch — сократить рабочие часы на заводе.

Представители отрасли рассказали агентству, что практика управления запасами по системе «точно в срок» и ограниченная диверсификация цепочек поставок сделали автопроизводителей уязвимыми для геополитических потрясений.

Когда голландское правительство взяло под контроль штаб-квартиру Nexperia в Неймегене, её операции в Китае остались под контролем китайской материнской компании.

«Голландцы думали, что захватили Nexperia, но они захватили лишь офисное здание. Это показывает, что даже в среднем и нижнем сегментах они зависят от Китая», — отметил профессор международных отношений в Гуандунском институте международных стратегий Ли Син.

Стратегическая уязвимость

Чипы Nexperia считались настолько дешёвыми и доступными, что кое-кто из европейских автопроизводителей даже не рассматривал альтернативные варианты, признались собеседники Reuters. Так, у Bosch не было достаточного количества готовых альтернатив, хотя она заказывала продукцию Nexperia на сумму 200 миллионов евро (231 миллион долларов США) в год.

По словам управляющего директора Ankura Consulting в Пекине Альфредо Монтуфара-Хелу, случай с Nexperia показывает, что стратегическая уязвимость производителей выходит за рамки высокотехнологичных компонентов.

© flickr.com

Компания Nexperia возобновила продажи некоторым местным дистрибьюторам в конце октября, но теперь требует оплаты в юанях, а не в иностранной валюте, как это было раньше. Это говорит о стремлении китайской компании работать более независимо от голландской штаб-квартиры. По словам людей, знакомых с ситуацией, на заводе в Дунгуане скапливались готовые к отгрузке чипы, поскольку он не мог обрабатывать все транзакции в юанях. Но затем ситуация улучшилась.

Китай разрешил возобновить часть экспорта продукции Nexperia в этом месяце после встречи президента США Дональда Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином в южнокорейском Пусане. Это произошло как раз вовремя для Bosch и поставщиков Aumovio, ZF Group и Hella, которые были готовы приостановить часть производства, сообщил источник агентства, знакомый с ситуацией.

Цена устойчивости

По словам Джули Бут, аналитика автомобильного рынка из лондонской компании Pelham Smithers Associates, дефицит чипов показал, что автопроизводители не усвоили уроки предыдущего шока.

«Можно было бы ожидать, что у них будет запас чипов на несколько месяцев», — сказала она.

Директор по эффективности компании Nissan Гийом Картье заявил, что замена уязвимых цепочек поставок требует времени, и невозможно полностью их перестроить за три года. По данным Reuters, дефицит Nexperia вынудил Nissan сократить производство своего самого продаваемого внедорожника Rogue. Однако не все автопроизводители пострадали от этого удара. В частности, Toyota распорядилась создать запас микросхем на несколько месяцев в рамках плана обеспечения непрерывности бизнеса, разработанного после разрушительного землетрясения в Японии в 2011 году.

Еще одним препятствием для поставок стала проблема интеграции микросхем в автомобили. Полупроводники Nexperia широко используются в таких компонентах, как силовые модули, которые управляют электроэнергией, и часто припаиваются непосредственно к компонентам. Это означает, что их нельзя просто заменить на другую микросхему, сказал инвестиционный директор White Oak Capital Partners Нори Чиоу.

По его словам, любой новый компонент автомобиля должен пройти испытания, что может увеличить срок поиска альтернативных деталей на месяцы. Представитель Nexperia заявил, что замена не может быть осуществлена ​​«за одну ночь», поскольку детали, которые кажутся идентичными, могут вести себя в автомобилях по-разному.

По данным Reuters, немецкая компания Hella рассматривает альтернативных чипам Nexperia поставщиков, однако тестирование и получение разрешений могут занять до года — дольше, чем изначально предполагалось.

Подготовка к критическим ситуациям на рынке чипов будет нелегкой и недешевой, предупреждает Монтуфар-Хелу из Ankura Consulting. По его словам, «все снова начнут говорить о повышении устойчивости, о диверсификации, а потом поймут, насколько это дорого».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)