Игры идиотов: как итальянцы подсунули британцам «русский самолёт»
- 18 апреля 2025 00:45
- Игорь Онищенко
Итальянская компания Leonardo, занимающаяся созданием высокотехнологичной и военной техники, неожиданно оказалась в центре грандиозного скандала. В то время как Leonardo устроила всеевропейскую рекламную кампанию своего учебно-тренировочного самолёта М-346, британские газеты поспешили заявить, что в основе данного воздушного судна лежит конструкция российского ОКБ имени А. С. Яковлева.
Учитывая нынешнее отношение к России в Европе, такое «открытие» стало для Leonardo настоящей головной болью.
Русские идут?
Изначально британские таблоиды возбудились после появления сообщений, что M-346 рассматривается в качестве замены устаревшим самолётам BAE Hawk T1, на которых летает британская пилотажная группа Red Arrows.
Действительно, с 1993 по 2000 год компания Leonardo работала над проектированием реактивного учебно-тренировочного самолёта совместно с российской фирмой «Яковлев». Затем общая команда была распущена, а каждая фирма занялась производством собственных учебных самолётов.
Однако данное обстоятельство не помешало британской газете The Sun выпустить статью «Воздушный фарс», автор которой написал, что M-346 «разработан русскими».
Самый знаменитый британский таблоид процитировал представителя по вопросам обороны Консервативной оппозиционной партии Великобритании Джеймса Картлиджа.
«Когда пилотажная группа Red Arrows устраивает блестящие воздушные представления, их красно-бело-синие инверсионные следы представляют собой флаг Великобритании, а не российский триколор», — отметил Картлидж.
Бывший инструктор по пилотированию реактивных самолётов Королевских ВВС Тим Дэвис вообще заявил, что покупка российского реактивного самолёта граничит с изменой.
«Заменить данный самолёт чем-то не совсем британским было бы серьёзной ошибкой. Это показало бы миру, что Великобритания проиграла, что мы больше не можем проектировать и строить отличные учебные самолёты. Приобретение чего-либо ещё, особенно итальянского М-346, созданного на базе российского Як-130, граничило бы с изменой», — сказал Дэвис в интервью The Sun.
Министр обороны Мария Игл поспешила отвести удар и сказала, что быстрый реактивный учебно-тренировочный самолёт Aermacchi M-346 — лишь один из нескольких доступных на рынке вариантов. Тем самым глава оборонного ведомства фактически подтвердила, что закупка самолёта действительно рассматривалась британскими ВВС.
Когда эту историю подхватили другие таблоиды, парламентарии потребовали от премьер-министра Великобритании Кира Стармера гарантий, что следующий самолёт пилотажной группы Red Arrows не будет разработан Россией.
«Могу дать вам такую гарантию. Очень-очень важно, чтобы у нас не было российского влияния ни в Red Arrows, ни в чём-либо ещё в этом роде», — пояснил Стармер.
Более того, по словам Стармера, плана закупок для замены Hawks не существует. В ответ на такие слова премьер-министра возмутились представители компании Leonardo.
«M-346 спроектирован, разработан и произведён в Европе в соответствии с самыми строгими стандартами НАТО», — заявили в Leonardo.
Итальянская фирма отметила, что пилоты со всей Европы, включая Великобританию, уже прошли обучение на данном самолёте в Италии.
Обрывающийся русский след
Пусть и неявный, но русский след в этой истории всё-таки присутствует. Самолёт Aermacchi первоначально действительно разрабатывался совместно российским ОКБ имени А. С. Яковлева и итальянской L’Alenia Aermacchi. Самолёт этого итальянского производителя, позже приобретённый Leonardo, действительно совершил 300 полётов в ходе совместной работы с российским ОКБ над прототипом реактивной учебно-тренировочной машины.
Однако в 2000 году компании прекратили сотрудничество, когда в ОКБ имени А. С. Яковлева отказались рассматривать возможность использования американского двигателя Honeywell.
«Было полное разногласие: русские не согласились бы установить американский двигатель на российский военный самолёт», — отметил Паоло Меццанотте, работавший в то время в Aermacchi.
Когда пути фирм разошлись, Италия построила М-346, а Россия — Як-130. По его словам, внешне оба самолёта похожи, но на этом сходство заканчивается.
«Технология производства, общие системы, системы миссии, двигательная установка и система управления полётом на М-346 совершенно другие. Италия приобрела документацию ОКБ имени А. С. Яковлева по самолёту, но затем полностью перепроектировала его. В России прекрасные инженеры, но их производство в то время находилось на уровне итальянского производства 1950-х годов», — резюмировал Меццанотте.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: