+1
Сохранить Сохранено 7
×

Игры идиотов: как итальянцы подсунули британцам «русский самолёт»


Игры идиотов: как итальянцы подсунули британцам «русский самолёт»

М-346

© коллаж / ridus.ru

Итальянская компания Leonardo, занимающаяся созданием высокотехнологичной и военной техники, неожиданно оказалась в центре грандиозного скандала. В то время как Leonardo устроила всеевропейскую рекламную кампанию своего учебно-тренировочного самолёта М-346, британские газеты поспешили заявить, что в основе данного воздушного судна лежит конструкция российского ОКБ имени А. С. Яковлева.

Учитывая нынешнее отношение к России в Европе, такое «открытие» стало для Leonardo настоящей головной болью.

Русские идут?

Изначально британские таблоиды возбудились после появления сообщений, что M-346 рассматривается в качестве замены устаревшим самолётам BAE Hawk T1, на которых летает британская пилотажная группа Red Arrows.

BAE Hawk T1.
BAE Hawk T1. © wikipedia.org

Действительно, с 1993 по 2000 год компания Leonardo работала над проектированием реактивного учебно-тренировочного самолёта совместно с российской фирмой «Яковлев». Затем общая команда была распущена, а каждая фирма занялась производством собственных учебных самолётов.

Однако данное обстоятельство не помешало британской газете The Sun выпустить статью «Воздушный фарс», автор которой написал, что M-346 «разработан русскими».

Самый знаменитый британский таблоид процитировал представителя по вопросам обороны Консервативной оппозиционной партии Великобритании Джеймса Картлиджа.

«Когда пилотажная группа Red Arrows устраивает блестящие воздушные представления, их красно-бело-синие инверсионные следы представляют собой флаг Великобритании, а не российский триколор», — отметил Картлидж.

Бывший инструктор по пилотированию реактивных самолётов Королевских ВВС Тим Дэвис вообще заявил, что покупка российского реактивного самолёта граничит с изменой.

«Заменить данный самолёт чем-то не совсем британским было бы серьёзной ошибкой. Это показало бы миру, что Великобритания проиграла, что мы больше не можем проектировать и строить отличные учебные самолёты. Приобретение чего-либо ещё, особенно итальянского М-346, созданного на базе российского Як-130, граничило бы с изменой», — сказал Дэвис в интервью The Sun.

Министр обороны Мария Игл поспешила отвести удар и сказала, что быстрый реактивный учебно-тренировочный самолёт Aermacchi M-346 — лишь один из нескольких доступных на рынке вариантов. Тем самым глава оборонного ведомства фактически подтвердила, что закупка самолёта действительно рассматривалась британскими ВВС.

Aermacchi M-346.
Aermacchi M-346. © wikipedia.org

Когда эту историю подхватили другие таблоиды, парламентарии потребовали от премьер-министра Великобритании Кира Стармера гарантий, что следующий самолёт пилотажной группы Red Arrows не будет разработан Россией.

«Могу дать вам такую ​​гарантию. Очень-очень важно, чтобы у нас не было российского влияния ни в Red Arrows, ни в чём-либо ещё в этом роде», — пояснил Стармер.

Более того, по словам Стармера, плана закупок для замены Hawks не существует. В ответ на такие слова премьер-министра возмутились представители компании Leonardo.

«M-346 спроектирован, разработан и произведён в Европе в соответствии с самыми строгими стандартами НАТО», — заявили в Leonardo.

Итальянская фирма отметила, что пилоты со всей Европы, включая Великобританию, уже прошли обучение на данном самолёте в Италии.

Обрывающийся русский след

Пусть и неявный, но русский след в этой истории всё-таки присутствует. Самолёт Aermacchi первоначально действительно разрабатывался совместно российским ОКБ имени А. С. Яковлева и итальянской L’Alenia Aermacchi. Самолёт этого итальянского производителя, позже приобретённый Leonardo, действительно совершил 300 полётов в ходе совместной работы с российским ОКБ над прототипом реактивной учебно-тренировочной машины.

Однако в 2000 году компании прекратили сотрудничество, когда в ОКБ имени А. С. Яковлева отказались рассматривать возможность использования американского двигателя Honeywell.

«Было полное разногласие: русские не согласились бы установить американский двигатель на российский военный самолёт», — отметил Паоло Меццанотте, работавший в то время в Aermacchi.

Когда пути фирм разошлись, Италия построила М-346, а Россия — Як-130. По его словам, внешне оба самолёта похожи, но на этом сходство заканчивается.

«Технология производства, общие системы, системы миссии, двигательная установка и система управления полётом на М-346 совершенно другие. Италия приобрела документацию ОКБ имени А. С. Яковлева по самолёту, но затем полностью перепроектировала его. В России прекрасные инженеры, но их производство в то время находилось на уровне итальянского производства 1950-х годов», — резюмировал Меццанотте.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)