+1
Сохранить Сохранено 7
×

Грете на заметку: эпоха электрических самолетов закончилась, так и не начавшись


Грете на заметку: эпоха электрических самолетов закончилась, так и не начавшись

Электрический самолет.

© Соцсети

Британская компания Rolls-Royce, проектирующая и выпускающая двигатели для гражданской и военной авиации, судов, подводных лодок, намерена продать все свои активы по разработке электродвигателей. Она считает этот вид деятельности непрофильным для себя и больше не хочет им заниматься.

Закрыть сделки по продаже всех «непрофильных» электрических проектов Rolls-Royce хочет в течение пяти лет. Получить за них она рассчитывает от 1,2 до 1,9 миллиарда долларов.

Кроме того, в конце ноября этого года совершил первый трансатлантический рейс самолет Boeing-787 авиакомпании Virgin Atlantic, оснащенный двигателями Trent-1000 компании Rolls-Royce и заправленный экологически чистым авиатопливом SAF, сообщило агентство Reuters. Напомним, SAF (Sustainable aviation fuel), или устойчивое авиационное топливо, — это экологически чистое горючее, используемое в реактивных самолетах и ​​сертифицированное как экологически безопасное. Считается, что применение SAF позволяет сократить выбросы парниковых газов на 80%.

Британская рокировка

© carriermanagement.com

Несмотря на то, что Rolls-Royce ранее считала, что использование электроэнергии станет основной аэрокосмической технологией будущего, компания сегодня не хочет ее развивать. Ее генеральный директор Туфан Эргинбилгич заявил, что для реализации новой стратегии по увеличению прибыльности и снижению общих затрат необходимо продать непрофильные активы, к которым он отнес подразделение по разработке двигателей для электрических самолетов. В дальнейшем Rolls-Royce собирается сконцентрироваться на других направлениях, в частности на альтернативном авиационном топливе, включая водород и SAF.

Первые испытания двигателя Pearl-700, который работает на стопроцентном водородном топливе, Rolls-Royce проводила в ноябре 2022 года совместно с компанией EasyJet. После этого дорабатывали топливные форсунки, камеру сгорания и сопло. Новые детали рассчитаны на более высокие температуры, чем в обычном двигателе, так как горючесть водорода выше, чем керосина.

Новое — это хорошо позабытое старое

Ту-155
Ту-155.© flickr.com

В апреле этого года исполнилось 35 лет со дня первого полета советского самолета Ту-155, силовая установка которого могла работать как на жидком водороде, так и на сжиженном природном газе. Было выполнено более 100 полетов (из них пять на жидком водороде), установлено 14 мировых рекордов. Тот первый полет заложил основы создания советской гиперзвуковой и космической авиации, он по праву считается первым в мире полетом на криогенном топливе. Американские специалисты отмечали, что «полеты советского самолета на жидком водороде являются в истории авиации такой же вехой, как и первый орбитальный полет спутника в 1957 году».

Как ранее писал «Ридус», в 1989 году самолет переоборудовали для использования сжиженного природного газа (температура -162 °C). Он получил название Ту-156.

Сжиженный природный газ обладает рядом ценных преимуществ по сравнению с традиционными авиационными топливами. Теплотворная способность СПГ на 15% превышает теплотворную способность авиационного керосина. Применение СПГ на самолетах позволяет существенно снизить вредное влияние на окружающую среду. Первый испытательный полет на сжиженном газе был совершен 18 января 1989 года. После полета генеральный конструктор Алексей Андреевич Туполев (сын А. Н. Туполева) сказал: «Сегодня впервые в мире поднялся самолет, использующий в качестве топлива сжиженный природный газ. И мы надеемся, что этот первый полет этого самолета даст нам возможность собрать все научно-экспериментальные данные и построить самолет, на котором уже в ближайшее время смогут летать пассажиры». К сожалению, его прогноз не оправдался по ряду причин.

Поэтому неудивительно, что генеральный директор компании Rolls-Royce Эргинбилгич полагает, что водород еще очень не скоро станет экономически выгодным носителем энергии для авиации. И лучше вложить деньги от продажи электрического и других бизнесов в разработку более экономичного двигателя UltraFan нового поколения.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке

Boeing-787. © flickr.com

Что касается SAF, то это экологически чистое авиатопливо, использованное для заправки Boeing-787, было произведено из отработанного растительного масла и отходов животных жиров (88%), смешанных с синтетическим керосином (12%) из отходов кукурузы.

Такое топливо разные авиакомпании уже используют для заправки самолетов, однако его лишь добавляют в незначительной пропорции к обычному авиатопливу (и пока только на коротких рейсах). Многие европейские авиакомпании, включая Virgin Airlines, British Airways, Air France, заявили о готовности заправлять свои самолеты SAF на 10% к 2030 году. Эксперты считают, что топливо SAF способно снизить выбросы углекислого газа на 70% по сравнению с обычным керосином.

К сожалению, SAF не панацея. Во-первых, оно примерно в два — пять раз дороже, чем авиационный керосин, потому что является относительно новым видом горючего и производится в меньших количествах, чем обычное авиационное топливо. И, как это принято, эти расходы перекладываются на потребителя, то есть на пассажира. Это подтверждает и русская пословица: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Второй недостаток SAF — сложность в обращении с этим видом топлива. Естественно, его нельзя хранить в тех же резервуарах, что и авиационный керосин. Следовательно, это требует дополнительных вложений со стороны аэропорта. Поэтому из восьми тысяч аэропортов, которые могут обслуживать частные самолеты, существует 38 аэропортов по всему миру, предлагающих экологически чистое авиационное топливо. Большинство из них расположены в Северной Америке и Европе.

В-третьих, цепочка поставок такого топлива в ряде стран все еще пребывает в зачаточном состоянии. Для доведения ее до приемлемого состояния требуются специальная стратегия и твердые политические обязательства правительств в виде, предположим, налоговых льгот для поощрения инвестиций в этот сектор. Также необходимо оптимизировать производство SAF на заводах, транспортировку, сбор и смешивание с авиатопливом. На все на это необходимы средства, и довольно-таки значительные.

Если эти проблемы будут решены, то, по оценкам Rolls-Royce, полеты с нейтральным выбросом CO2 с использованием SAF станут возможны только к 2050 году.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)