+1
Сохранить Сохранено 7
×

F-35 Lightning против Су-75 Checkmate: нужно ли делить шкуру неубитого медведя?


F-35 Lightning против Су-75 Checkmate: нужно ли делить шкуру неубитого медведя?

Су-75.

© Соцсети

В настоящее время в классе однодвигательных истребителей пятого поколения в мире есть только одна машина — F-35 Lightning II разработки американской корпорации Lockheed Martin. С ним только теоретически можно сравнить лишь лёгкий тактический истребитель Checkmate (Су-75) укороченного взлёта и посадки, который разработан в ОКБ «Сухой». И вот почему.

Первый серийный F-35 впервые поднялся в воздух 25 февраля 2011 года. Первый полёт Су-75 в лучшем случае состоится лишь в 2024 году. Поэтому сравнивать характеристики этих самолетов бесполезно, как делить шкуру неубитого медведя. Но тем не менее это нужно сделать, чтобы понять, а нужен ли нашей стране вообще такой истребитель, как Су-75.

F-35 Lightning II — малозаметный многофункциональный истребитель завоевания превосходства в воздухе

F-35 Lightning
F-35 Lightning. © dvidshub.net

Он разработан в трех вариантах: F-35A — обычный взлёт и посадка, F-35B — короткий взлёт и вертикальная посадка, F-35 °C — палубный вариант. Было произведено более 1000 самолетов. Полная стоимость проекта оценивается, по разным прогнозам, в 400 миллиардов долларов. Стоимость F-35A — 82,5 миллиона долларов, F-35B — 109 миллионов, F-35 °C — 102,1 миллиона (средняя цена по контрактам на 15–17-ю серийные партии с поставками в 2023–2025 годах).

Оценочная долгосрочная стоимость эксплуатации 2443 самолётов F-35, которые планируется построить, по данным аналитической группы при Министерстве обороны США, в течение 30 лет при налёте в 8000 часов на каждый самолёт с учётом инфляции может превысить триллион долларов. Что же стоит за этими фантастическими цифрами и стоит ли этот истребитель таких денег?

Согласно формально заявленным характеристикам, F-35 не имеет возможности крейсерского полёта на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Однако, по утверждению вице-президента Lockheed Martin Стивена О’Брайена, истребитель способен совершать полёт со скоростью, соответствующей M=1,2 (то есть в 1,2 раза превышающей скорость звука), на протяжении примерно 240 километров без включения форсажной камеры.

F-35 Lightning. © dvidshub.net

F-35 может нести всю номенклатуру существующего сегодня вооружения: ракеты класса «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM, корректируемые бомбы JDAM весом до 910 килограмм, кластерные бомбы CBU-103, CBU-104 и CBU-105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispencer), управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.

По утверждению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.

F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61. Самолёт будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 килотонн в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. В этом случае F-35A заменит истребитель F-16 в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО.

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирма General Dynamics создала авиационную четырёхствольную пушку GAU-22/A калибра 25 миллиметров. Пушка разработана на основе GAU-12, используемой на самолётах AV-8 Harrier II. На модификации F-35A орудие установлено внутри самолёта, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект — 180 снарядов.

F-35B
F-35B. © dvidshub.net

Для модификаций F-35B и F-35 °C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. При создании контейнера использовались технологии понижения заметности.

Дисплейный шлем для пилота F-35 Helmet Mounted Display System

F-35
F-35.© dvidshub.net

Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота и давать ему подсказки, необходимые для полёта, навигации и ведения боя.

Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз лётчика.

Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited

Суперсамолет или кот в мешке?

Конечно, как относительно любой новый самолет, F-35 не лишен недостатков. Он очень дорогой. Полная стоимость создания и обслуживания самолёта до утилизации составит, по подсчётам, 670 миллионов долларов, что намного дороже аналогичной массы золота.

Член австралийского парламента бывший военный эксперт Деннис Дженсен высказал мнение, что F-35 не может составить достойную конкуренцию новейшим средствам ПВО. Он добавил, что США, предлагая своим стратегическим партнёрам истребитель F-35 вместо F-22 Raptor, уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер.

F-22 Raptor
F-22 Raptor.© dvidshub.net

По мнению австралийского аналитического центра Air Power Australia, F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения из-за сравнительно высокой ЭПР, невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, а также низких маневренности, тяговооружённости и живучести.

В 2015 году Пентагон провел исследование, которое показало, что катапультный взлёт F-35 °C с палубы авианосца может быть опасен для здоровья пилотов. Из 105 лётчиков 74 после старта с использованием катапульты пожаловались на «умеренную боль», ещё 18 сообщили о «сильной боли», один пилот заявил о «сильной непрекращающейся боли». При взлёте пилоты бьются головой о верхнюю часть кабины, при этом у некоторых из них спадают шлемы!

Сорок шесть истребителей F-35 вышли из строя из-за проблем с двигателями по причине неожиданного износа. Поэтому неудивительно, что ранее исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан назвал программу F-35 «провальной».

Checkmate — уникальный истребитель или очередной фантастический проект?

Су-75
Су-75. © Соцсети

Новая российская машина задумывалась как альтернатива F-35 по экономически обоснованной приемлемой цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных однодвигательных самолётов. Такие заказчики есть в Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Европе, и им нужен недорогой истребитель, который отвечал бы их задачам и который они могли бы сконфигурировать под себя.

По мнению разработчиков, истребитель Checkmate — это многофункциональная машина, которая может одинаково успешно работать как по воздушным, так и по наземных и морским целям или выполнять задачи воздушной разведки.

Сравнивая ЛТС с истребителем F-35 в ходе презентации машины на авиасалоне МАКС-2021, заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов заявил, что это принципиально новая разработка, принципиально другой самолёт — большая скорость, большая дальность, большая боевая нагрузка. В этом самолёте лучше реализована малая радиолокационная заметность. Однако это пока голословные утверждения, поскольку F-35 уже эксплуатируется 13 лет и у него вылечены все «детские» болезни, а Су-75 еще не взлетел и по ряду причин не сможет взлететь.

Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что корпорация совместно с Рособоронэкспортом провела исследование рынка, чтобы определить теоретический портфель заказов на истребители этого класса. Он составил 300 машин. В то же время на голубом глазу он отметил, что с потенциальными «заказчиками мы работу не вели». Так зачем делать новый истребитель, если на него нет покупателей?

Су-57
Су-57. © Соцсети

Кроме того, и российское Министерство обороны с осторожностью, мягко говоря, относится к этому проекту. Ему бы разобраться с самолётами пятого поколения Су-57, масштаб серийного производства которых по сравнению с американскими самолётами пятого поколения F-35A незначителен, хотя глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил о почти двукратном ежегодном увеличении производства Су-57. Но в 2023 году ВКС РФ получили только десять истребителей пятого поколения, и, таким образом, количество Су-57 в войсках составляет в настоящее время 20 или 21 самолёт, как сообщил «Коммерсантъ». А F-35 различных модификаций построено более тысячи.

Для Су-75 по-прежнему нет нового двигателя. На данный момент на нем предполагается установить проверенный временем и надёжный мотор в классе тяги 14,5–16 тонн, конкретная модель которого не сообщается. Как сказал Алексей Булатов, это двигатель из задела ОДК, который хорошо вписывается в одномоторную компоновку истребителя. Возможно, на Су-75 будет эксплуатироваться двигатель с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (изделие 117), который установлен на Су-57. Но это еще вилами по воде писано, да и наш авиапром не справится с выпуском таких моторов сразу для двух типов истребителей.

Стоимость российского истребителя, по заявлению главы «Ростеха» Сергея Чемезова, составит от 25 до 30 миллионов долларов. В реальности цена готового к продажам самолёта, как правило, увеличивается, но даже её рост на 25–30% не превысит стоимости зарубежных аналогов поколения 4++.

Хотя это тоже не аксиома. Стоит только вспомнить историю нового легкого многоцелевого самолета (ЛМС-901) «Байкал», цена которого выросла почти на 70% (!) — со 120 до 200 миллионов рублей за два года. А если учесть, что все разработки МО РФ засекречены, то цена Су-75 может возрасти в несколько раз.

На самолёте устанавливается комплекс бортового оборудования (КБО) пятого поколения. Это современная платформа, в состав которой входят широкодиапазонные системы всеракурсного обзора, мгновенно предупреждающие лётчика об угрозах. Комплекс позволяет обмениваться информацией с другими боевыми единицами. КБО обладает высокими характеристиками помехозащищённости. Самолёт оборудован интегрированным комплексом радиоэлектронного противодействия и обороны, который не позволит противнику обнаружить его и применить вооружение. Если учесть, что в области электроники Россия отстает от Запада на 10–15 лет, то это утверждение об установке КБО пятого поколения на Су-75 тоже весьма спорно.

Да, можно много и долго говорить об этих истребителях, их преимуществах и недостатках, однако встает резонный вопрос: что лучше — синица в руках (F-35) или журавль в небе (Су-75 — самолет, которого фактически нет)? Ответ на этот вопрос вполне однозначен…


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)