+0
Сохранить Сохранено 7
×

Это неизбежно: эксперты оценили перспективы новых правил утильсбора


Это неизбежно: эксперты оценили перспективы новых правил утильсбора

Утилизационный сбор.

© Коллаж / Ridus.ru

Изменение правил расчёта утилизационного сбора в том или ином виде в России неизбежно. Вопрос заключается лишь в том, когда это произойдёт — с декабря 2025 года или с января 2026 года. К такому единодушному выводу пришли эксперты в рамках организованного «Ридусом» круглого стола по данной теме. Участники обсуждения попытались оценить последствия разработанной Минпромторгом реформы для авторынка и потребителей.

Новые условия анонсированы месяц назад (12 сентября) и должны были выступить в силу с 1 ноября 2025 года. Однако на днях первый вице-премьер РФ Денис Мантуров поручил Минпромторгу РФ рассмотреть возможность переноса данного срока.

Запруда для «серых» денег

Перемены коснутся в основном физических лиц. Сегодня при ввозе автомобиля для личного пользования с объёмом двигателя до трёх литров применяются льготные коэффициенты утильсбора: 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 рублей — за машину старше трёх лет. В соответствии с проектом новых правил будет учитываться ещё и мощность мотора.

По предварительным данным, ставка вырастет на 25–30% для машин с двигателями мощностью от 160 до 200 лошадиных сил и вплоть до 50% для автомобилей с мощностью свыше 200 лошадиных сил. Для машин с двигателями мощностью до 160 лошадиных сил пока никаких изменений не планируется.

Это означает, что для физлиц итоговые суммы «утиля» на многие популярные автомобили возрастут в разы и станут сопоставимы со ставками для коммерческих компаний. А они платят сотни тысяч и даже миллионы рублей (всё зависит от объёма двигателя и возраста машины).

Именно разница в ставках считается основной причиной пересмотра правил. Точнее — серые схемы импорта, которые породила данная ситуация. Автомобили ввозятся с помощью физических лиц, а продаются в дилерских центрах. Более 73% ввезённых в Россию за девять месяцев 2025 года машин использовали льготную ставку утилизационного сбора.

Максим Железняк.
Максим Железняк. © «Ридус»

«Огромное количество денег до сих пор протекало мимо бюджета. При официальном импорте большой кроссовер стоит в среднем на миллион рублей дороже. Вот этот миллион государство недополучает с одной машины, когда они ввозятся на частников. Чиновники посчитали и поняли, что им нужны эти деньги. Теперь будут собирать их», — отметил руководитель управления продаж и маркетинга компании «Мотор-Плейс» Максим Железняк.

Экскурс в историю

На самом деле утилизационный сбор — просто налог, который к реальной утилизации автомобилей не имеет никакого отношения. Его главная задача заключается в наполнении государственного бюджета. Так считают эксперты.

Петр Шкуматов.
Пётр Шкуматов. © «Ридус»

«Ни разу не слышал, чтобы оплатившие утилизационный сбор люди могли потом вернуть его, утилизировав автомобиль. Хотя изначально вроде планировалось так», — указал координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.

Данный налог появился после вступления России в ВТО, когда в рамках обязательств страна должна была снизить таможенный сбор на 15%, напомнил Железняк. Для компенсации выпадающих 15% и вводился утилизационный сбор.

«Вначале он позиционировался как налог на иностранные автомобили и в таком виде должен был стимулировать локальное производство. Но через какое-то время Китай подал иск в арбитраж ВТО, по результатам рассмотрения которого Россия вынуждена была распространить данный налог и на локальные автомобили. С тех пор он перестал являться утильсбором и выполняет другую функцию», — пояснил эксперт.

В 2024 году собрано 1,1 триллиона рублей в качестве утильсбора. Согласно публично доступному проекту бюджета, в 2026 году планируется собрать 1,65 триллиона рублей, то есть в полтора раза больше. В 2027 году — 2 триллиона рублей, в 2028 году — 2,3 триллиона рублей.

«Это план. За него отвечает Минпромторг. Если ведомство не справится с планом, будут сделаны выводы, включая кадровые. Работу никто терять не хочет. Поэтому задача будет выполнена. Автомобилисты должны в следующем году заплатить 1,65 триллиона рублей. Это заложено в бюджете. Неважно, будет это утилизационный сбор или что-то ещё. Главное, что казна должна получить эти деньги», — сказал Шкуматов.

Просто поспешили

Почему же Правительство России решило отложить введение новых правил? Эксперты видят несколько возможных причин. В их числе специалисты называют социальный фактор, технические сложности и инфляционное давление.

Внезапные планы по реформе «утиля» вызвали недовольство населения. По данным Telegram-канал Baza, во Владивостоке около 500 человек вышли на митинг против повышения утильсбора. В сложном положении оказались люди, успевшие заказать и оплатить машины за рубежом до 12 сентября. Из-за больших очередей на границе они смогут растаможить их лишь после 1 ноября уже по новым ставкам, если они вступят в силу по изначальному плану.

Дополнительные параметры утилизационного сбора усложняют его администрирование. Помимо базовой ставки, в нём есть множество коэффициентов: в зависимости от объёма двигателя, типа транспортного средства (отдельная ставка для легковых и грузовых машин, пикапов, квадроциклов). Присутствуют разные условия для физических и юридических лиц.

«Такой системой очень сложно управлять. Поэтому весьма логично как-то упростить и модифицировать её в более понятный вариант», — предположил Железняк.

Одним из приоритетов внутренней политики является борьба за темпы инфляции. Новые правила утилизационного сбора подпитывают инфляционные ожидания.

«Когда ни с того ни с сего стоимость автомобиля подскакивает в два раза, у человека начинается паника, что следом подорожает гречка», — пояснил директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков.

Ярослав Кабаков.
Ярослав Кабаков. © «Ридус»

Отсрочка реформы — это хорошая новость для тех, кто уже заказал машину за рубежом, но не успел её растаможить, чтобы они в такой ситуации не оказались без вины виноватыми. Так считает председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«Это уже пусть небольшой, но существенный шаг. Лёд тронулся, надо двигаться дальше в этом направлении. Хочу подчеркнуть, что всё зависит от активности автомобильного сообщества. В Приморье прошёл митинг, люди пишут обращения в Госдуму, Правительство РФ, Администрацию президента РФ. Чем больше будет разного рода сигналов, что такие предложения нужно принимать с осторожностью, тем лучше», — заметил Нилов.

Экспертная группа, в которую входят специалисты по защите прав автомобилистов, направила в адрес Правительства РФ предложение «пересчитать, посмотреть и обратить внимание», потому что рынок лихорадит и идёт явный рост социальной напряжённости и тревожности, уточнил парламентарий.

Ярослав Нилов.
Ярослав Нилов. © «Ридус»

«Пока на соответствующем портале идёт обсуждение и решение до конца не принято, ещё можно повлиять на это», — уверен глава думского комитета.

Не исключено, что корректировка реформы немного снизит ставки сбора — по крайней мере, для некоторых категорий граждан. Такое решение допускает директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи.

«Могут быть льготные категории населения — многодетные семьи, участники СВО и члены их семей, врачи, учителя. Уже такие предложения были», — пояснила Арабаджи.

Татьяна Арабаджи.
Татьяна Арабаджи. © «Ридус»

Но большинство участников дискуссии не ожидает кардинального пересмотра планов по изменению утильсбора. Хотя экономический эффект от нововведений многим из них кажется сомнительным.

Подсчитали — прослезились

Планировалось, что в 2025 году «утиль» принесёт бюджету два триллиона рублей, но сборы провалились. Об этом напомнил Кабаков. По его мнению, причина заключается в том, что после повышения утильсбора в 2024 году просели продажи из-за роста цен на автомобили, который существенно обгоняет инфляцию.

«Понятно, как отреагирует население на всю эту историю. Человек, который хотел поменять автомобиль, вместо этого закупит дополнительно запчастей и лишний раз отремонтирует имеющуюся машину. Продажи дилеров опять просядут, учитывая, что ключевая ставка всё равно остаётся достаточно высокой, а потребительский спрос достаточно низкий», — уточнил аналитик.

Анекдотичной считает ситуацию вице-президент Союза автоэкспертов и оценщиков, сооснователь компании AutoExpert Михаил Осетров: «Чтобы корова давала больше молока и меньше ела, надо её меньше кормить и больше доить. Очевидно, что это так не работает».

Михаил Осетров.
Михаил Осетров. © «Ридус»

Железняк не согласен с тем, что «утиль» не удалось добрать из-за падения продаж. Он считает, что главная причина заключается именно в том, что дилеры подсуетились и стали продавать машины, ввезённые физическими лицами по льготной ставке. Сейчас же, по словам эксперта, дилеры снова интересуются завозом машин официально, с уплатой полного коммерческого сбора. И при отсутствии выбора клиенты будут их покупать. «Особых проблем это не создаст. Скорее всего, система к этому приспособится», — предположил эксперт. А рынок просел, потому что все деньги потенциальных покупателей ушли на депозиты из-за высокой ключевой ставки, добавил он.

«Считаю, что конкретно утильсбор очень мало будет влиять на рынок. Больше всего будут влиять экономические параметры. То есть повышение зарплат, ставка Центробанка, от которой зависит стоимость кредита, доступность денег», — сказал эксперт.

И всё же большинство участников круглого стола уверено, что новые правила утильсбора ничего хорошего не принесут. Эксперты прогнозируют, что пересмотр ставок «утиля» приведёт к повышению цен на автомобили на 10–15%, а то и 20%.

Последствием реформы станут стареющий автопарк, дальнейшее расширение рынка подержанных запчастей и появление различных полулегальных производств. Так считает Нилов.

«Всё это в конечном счёте будет бить по карману потребителей. Обязательно будут пострадавшие, попавшие в безвыходную ситуацию. Ну и это вопрос общей безопасности», — отметил эксперт.

По мнению депутата, прежние корректировки правил расчёта утильсбора не принесли особой пользы с точки зрения экономики.

«Если внимательно всё изучим и посчитаем, сравним доходы и расходы, то экономического эффекта, наверное, не будет. Конечно, можно разными способами стараться поднимать отечественный автопром, стимулировать, помогать, законы принимать в поддержку. Но при этом надо понимать и платёжеспособность людей, реакцию, привычки потребителей», — пояснил парламентарий.

Депутат предлагает комплексно подходить к оценке регулирующего воздействия изменений, которые предлагается принять.

В 2026 году авторынок России из-за новых правил расчёта утильсбора сократится на 10%, до 1,1–1,15 миллиона автомобилей, прогнозирует Шкуматов. По его словам, единственное, что может защитить автомобилистов в данной ситуации, это корректировка параметров бюджета, когда планы по утильсбору будут сокращены хотя бы до текущего уровня.

«Но всё-таки бюджет с этими параметрами, то есть сбором в 1,65 триллиона рублей, будет принят. Цены вырастут, а спрос на новые автомобили просядет», — уточнил Шкуматов.

В 2025 году продажи новых автомобилей могут выйти на уровень в 1,3 миллиона штук на фоне панических настроений «покупай сейчас, завтра будет дороже». Так полагает Арабаджи. Но в следующем году рынок ждёт просадка.

«В начале года, пока ещё будут распродаваться машины по ценам старого модельного года, это как-то будет поддерживать рынок официальных дилеров. Но как только распродадутся данные остатки, рынок пойдёт вниз. То есть нужно будет время, чтобы люди психологически перестроились к новым ценам», — рассказала эксперт.

По её словам, ситуация будет тяжёлой в первую очередь для официальных дилеров. Потому что, помимо простого снижения продаж, в перспективе будет меньше заезжать гарантийных автомобилей на сервис. И сервисная составляющая устойчивости дохода дилера тоже будет страдать.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)