Эксперт объяснил, почему электромобили в России не пользуются популярностью
- 03 июня 2025 00:15
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Мировой рынок электромобилей продолжает активно развиваться. По данным отчёта Международного энергетического агентства (IEA) Global EV Outlook 2025, в 2024 году производство аккумуляторных батарей для электромобилей достигло 700 гигаватт-часов. К 2030 году прогнозируется рост более чем в четыре раза — до 3000 гигаватт-часов. Это отражает глобальное ускорение перехода на электротранспорт, которое стимулируют технологические инновации и усилия по сокращению выбросов углерода.
Растут продажи электромобилей и в России. По данным агентства «Автостат», в 2024 году в стране продано более 17 тысяч электромобилей, что является рекордным количеством. Это на 26,4% больше, чем в 2023 году.
Тем не менее доля электромобилей на российском рынке сегодня составляет всего около 6%, что значительно ниже, чем в Китае, где их более 50%. Такая разница напрямую связана с уровнем развития зарядной инфраструктуры и доступностью аккумуляторных технологий. Пока мировые лидеры инвестируют в локализацию производства и расширение сети зарядных станций, Россия только начинает системно решать данные задачи.
О текущих вызовах, с которыми сталкиваются производители электрокаров в РФ, рассказал «Ридусу» Николай Бабинов — продакт-менеджер по возобновляемым источникам энергии SMARTWATT (компания ENERGON).
Как пояснил Бабинов, одним из ключевых факторов сдерживания спроса на электрокары в России остаётся недостаточная плотность и невысокая доступность зарядных станций. Владельцы таких машин сталкиваются с ограниченными возможностями зарядки, что делает эксплуатацию менее комфортной и вызывает у потенциальных покупателей сомнения в практичности электрокаров.
«Без развития надёжной и доступной электрозарядной инфраструктуры невозможно рассчитывать на массовое распространение электромобилей в стране. Это фундаментальный вызов, который требует скоординированных действий бизнеса и государства», — рассказал Бабинов.
По словам собеседника «Ридуса», распространение электротранспорта напрямую зависит и от аккумуляторов, которые задают ключевые характеристики: запас хода, скорость зарядки и безопасность. Стоимость АКБ в мире за последние пять лет снижалась на 10–15% в год. Сегодня она составляет 100–120 долларов за киловатт-час. В России снижение цен и повышение качества батарей идут труднее и медленнее. Данную проблему могут решить появление локальных производств и сотрудничество с международными партнёрами. Не менее важно развивать условия для переработки и повторного использования АКБ, что с ростом числа электромобилей становится необходимостью во всём мире.
По мнению Бабинова, несмотря на определённые сложности на российском рынке электромобилей, сфера общественного электротранспорта демонстрирует заметный рост. Это связано с активной поддержкой со стороны государства, в том числе с запуском федеральной Программы комплексного развития городского пассажирского электротранспорта. Согласно недавнему сообщению Минтранса, за два года реализации Программы десять регионов оснащено 286 электробусами и зарядными станциями.
В итоге развитие рынка электромобилей в России демонстрирует положительную динамику. Но его дальнейший рост напрямую зависит от комплексного решения ключевых задач: расширения и доступности зарядной инфраструктуры, локализации производства и повышения качества аккумуляторных батарей, создания эффективной системы их переработки.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: