+1
Сохранить Сохранено 7
×

Две женщины представили «Двух женщин»


1 0 792

Две женщины представили «Двух женщин»

© Максим Марков

«Две женщины»

Россия – Франция – Латвия – Великобритания, реж. Вера Глаголева, в ролях: Рэйф Файнс, Анна Астраханцева, Александр Балуев, Анна Леванова, Никита Волков, Лариса Малеванная, Сергей Юшкевич, Сильви Тестю, Василий Мищенко.

Сайт фильма

Летом 1850-го года где-то в Орловской губернии разыгрывается настоящая драма: Наталья Петровна влюбляется в Алексея Николаевича, молодого учителя своего десятилетнего сына, игнорируя мужа, Аркадия Сергеевича, не замечая вздохов их общего друга, Михаила Александровича, и противостоя юной воспитаннице Верочке, на которую положил глаз сосед Афанасий Иванович.

Кадр из фильма "Две женщины".
1
Кадр из фильма "Две женщины".

Неудивительно, что вскоре зал довольно дружно начинает хихикать: сюжет, присущий самой ядрёной индийской мелодраме. А ведь это Тургенев, пьеса «Месяц в деревне», наша классика, наше, так сказать, всё. Не грешно ли смеяться над этим пусть и запутанным, но клубком искренних чувств и переживаний?.. Режиссёр Вера Глаголева не возражает:

Когда в первый раз был закрытый показ в кинотеатре – и засмеялись как раз на повороте, когда страдает героиня,– и тут смех в зале! - меня это шокировало вначале. А потом я проанализировала: какое счастье! У Тургенева это – комедия, и вся ситуация, в общем, водевильная. И писал Тургенев это в подражание французскому водевилю. Поэтому это самый высший комплимент, когда в финале смеются.

Хотя в принципе «Две женщины» - не комедия. Поставлена картина с уважением к тексту, к самому духу известного во всём мире произведения. Актёры играют без иронии, оператор выстраивает донельзя живописные кадры, поверх всего звучит красивая лёгкая музыка. Глаголева, сочинявшая фильм несколько лет, отчётливо понимала, что делает эталонную экранизацию – такую, после которой кинематографистам не придётся обращаться к оригиналу ещё по меньшей мере несколько десятилетий. А потому не позволяет себе никаких поддавков, никакой слабины – это очень ровная работа, все претензии к которой довольно условны и зависят, скорее, от чисто субъективных факторов.

Кадр из фильма "Две женщины".
2
Кадр из фильма "Две женщины".

Здесь изумительная Верочка – многообещающая Анна Леванова. Очень хороший Сергей Юшкевич, в роли доктора Шпигельского затмевающий Сильви Тестю, европейскую звезду, согласившуюся ради Тургенева на совсем крохотную для её дарования роль. Александра Балуева нарочно «подпортил» парикмахер, что отнюдь не сказалось на его манере исполнения – хотя и его роль в окончательном монтаже также оказалась небольшая. Нечего сказать разве что про объект женской страсти - Никита Волков играет отнюдь не коварного соблазнителя, а скорее бестолкового девственника, не решившегося воспользоваться подаренной ему ситуацией; а это образ, в котором многого не наиграешь.

Актриса Анна Астраханцева и режиссёр Вера Глаголева на фестивале "Меридианы Тихого".
3
Актриса Анна Астраханцева и режиссёр Вера Глаголева на фестивале "Меридианы Тихого".
© Максим Марков

Как ни странно, менее всего на похвалы должны рассчитывать Рэйф Файнс и Анна Астраханцева. Хоть режиссёр и восторгается, что Ракитин по ходу действия преображается даже физиологически, постепенно от своих страданий становясь стариком, - мол, настолько вот артист вжился в предложенный ему образ, - но всё же это не тот герой, относительно которого можно сразу сказать: «Да, вот сыграно так сыграно!» Файнс вообще не любитель широких мазков, он привык строить тонкие, но вместе с тем выпуклые роли – потому ему лучше всего удаются персонажи «на грани», находящиеся вне нормы либо с самого начала, либо отклоняющиеся от неё по сюжету. Но разве ненормален Ракитин?.. Вовсе нет. Поэтому актёр сдерживает себя изо всех сил, но эта сдержанность лишает его возможности использовать выигрышные яркие краски – что может расстроить его поклонников и поклонниц.

Астраханцевой – для которой эта роль, несомненно, самая звёздная в её карьере – выпало сыграть женщину, которой не сочувствует даже режиссёр (Глаголева оправдывается тем, что и Станиславский называл Наталью Петровну гадюкой). Естественно, существует извечное правило: играя плохого, ищи в нём доброе, но персонаж всё равно получился не из числа обаятельных. Вот что сказала актриса на пресс-конференции во Владивостоке на следующий день после того, как фильм «Две женщины» открыл кинофестиваль «Меридианы Тихого»:

Этот образ совпадает с моим состоянием души, потому что кризис сорокалетней женщины – это очень серьёзное испытание. И я надеюсь, мне удалось сделать так, что мою героиню можно оправдать тем, что она не видела, что творит. У неё может быть одно только оправдание: «Всё это не было в моей власти». Она не смогла совладать с собой.

Но, повторюсь, оценка актёрской игры может различаться у каждого отдельного зрителя. Наверняка найдутся и те, кто найдёт воплощение классических образов идеальным.


Актриса Анна Астраханцева и режиссёр Вера Глаголева на фестивале "Меридианы Тихого".
4
Актриса Анна Астраханцева и режиссёр Вера Глаголева на фестивале "Меридианы Тихого".
© Максим Марков

Единственным же серьёзным «но» в отношении картины может стать возмущение относительно исковерканного возраста героев – как это часто бывает, сильно «подросших» ради киноэкрана. Балуев при всём своём желании не выглядит на 36, а Файнс на 30, но более всего смущает сюжетообразующая разница в летах. В пьесе речь идёт о любви 29-летней к 21-летнему - не такая уж серьёзная пропасть. Исполнительница же главной роли перед фестивальным показом поделилась со зрителями той радостью, что её сыну на днях исполняется двадцать – из чего можно сделать соответствующий вывод, в принципе противоречащий тургеневскому замыслу.

В угоду звёздному кастингу (под согласившегося на роль Файнса глупо было бы искать актрису сильно-сильно моложе его) авторы фильма пожертвовали его сутью – и история о молодых людях обратилась анекдотом из жизни, конечно, не старых, но поживших людей. Из уст которых фраза «Для покоя друзей порядочный человек должен уметь иногда пожертвовать своим удовольствием» звучит совершенно иначе, нежели звучала бы в разговоре тех, кто не столь различается жизненным опытом. К сожалению, в этом отношении «Две женщины» повторяют судьбу телевизионного «Доктора Живаго», в котором малюсенькая поправка с датами рождений героев обрушила всю обрисованную Пастернаком трагедию.

На вопрос о прокатной судьбе картины в России и за рубежом Вера Глаголева ответила туманно: пока что всё на стадии подписания договоров. Но при этом намекнула, что уже получила приглашения от ряда крупных международных фестивалей, говорить о которых точно пока не решается. Но крупных фестивалей в мире не так-то и много, а потому можно сделать вывод, что картину ждут либо в Риме, либо в Берлине.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)