+0
Сохранить Сохранено 7
×

«Буран»: позабытый и заброшенный


«Буран»: позабытый и заброшенный

© Оксана Викторова / Коллаж / Ridus

Пятнадцатого ноября исполнилось 35 лет со дня первого и единственного полёта многоразового космического корабля «Буран». Торжественный вечер, посвященный этому событию, прошел во Дворце культуры города Жуковский.

Воспоминаниями о работе по программе «Энергия-Буран» поделились инженеры, летчики ЛИИ и ученые ЦАГИ. В исторической части мероприятия было рассказано об основных этапах создания и реализации первого в мире полета беспилотного космического корабля. В торжественном мероприятии приняли участие Герои Советского Союза и России, заслуженные летчики-испытатели, ветераны, учащиеся городских школ и молодые специалисты градообразующих предприятий.

«Энергия-Буран» — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Она стала одной из двух реализованных в мире систем МТКС и одновременно ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл».

Все эти тридцать пять лет специалисты спорят о том, чем являлся единственный полет советского МТКС, был ли это научный и технический прорыв или бессмысленное выбрасывание денег на ветер. Кстати, деньги это были немалые: около 16,5 миллиардов советских рублей, или примерно два триллиона рублей по нынешнему курсу.

Немного истории

Космическая станция «Салют»
Космическая станция «Салют».© cgtrader.com

Создание советской многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника было обусловлено в результате исследований, осуществленных Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия» в 1971–1975 годах. Анализ показал, что запуск американской многоразовой системы «Спейс шаттл» даст США решающее превосходство в процессе нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара.

Также руководство СССР опасалось возможности использования космических челноков как носителей ядерного оружия.

Доходило и до полных курьезов. Советское руководство решило, что шаттлы будут похищать с орбиты Земли советские спутники и космические станции типа «Салют» и «Алмаз». В основу этих опасений легло то, что габариты грузового отсека и допустимая масса возвращаемой полезной нагрузки шаттлов позволяли это осуществить.

В связи с этим защиту космических кораблей от «похищения» предполагалось осуществлять с помощью автоматических пушек НР-23 конструкции Нудельмана — Рихтера и двух ракет-перехватчиков типа «космос — космос».

При этом почему-то никто не задумался об отдаче при стрельбе из пушек или пуске ракет в космосе, что могло бы унести стреляющий корабль к иным мирам. К счастью, до стрельбы в открытом космосе дело не дошло.

На самом деле американцам было вовсе не до космического пиратства и захвата советских спутников, тогда они занимались разработкой собственных космических аппаратов оптической разведки KH-11 KENNAN. Именно их должны были выводить на орбиту и возвращать с нее шаттлы.

Секретная программа «Энергия-Буран»

© соцсети

Глубоко засекреченная программа «Энергия-Буран» была официально утверждена в 1976 году. Семьдесят министерств и ведомств и 1286 предприятий СССР (более миллиона человек) принимали участие в создании системы.

Головным разработчиком космического корабля стало специально созданное НПО «Молния». Его возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, в 1960-е годы уже работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».

Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года. К 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода они доставлялись по Москве-реке на барже под тентом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — на специальном самолете ВМ-Т «Атлант» на аэродром Юбилейный космодрома Байконур.

Там для посадок «Бурана» была оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса. Были реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой еще два основных резервных места приземления космоплана — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье. Кроме того, были построены или усилены ВПП еще в 14 запасных местах посадки, в том числе за пределами СССР (на Кубе и в Ливии).

Приземление «Бурана» в сопровождении боевого самолета.

Первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Его продолжительность составила 205 минут, корабль сделал два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку. Полет прошел полностью в автоматическом режиме, для чего использовался отечественный компьютер и ПО. Напомним, шаттл мог совершать посадку только в ручном режиме.

Неудивительно, что факт полета орбитального самолета в космос и его посадка в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

Проклятие «Бурана»

© buran.ru

Больше полеты советского челнока не производились, а в 1993 году программа МТКС была закрыта. В итоге 16,5 миллиардов полновесных советских рублей были выброшены на ветер. А 12 мая 2002 года на многоразовую космическую систему «Энергия-Буран» в собранном состоянии, которая хранилась на Байконуре в монтажно-испытательном корпусе, с высоты 60 метров обвалилась бетонная крыша. Погибли восемь строителей, ракета-носитель «Энергия» и, естественно, «Буран».

Самое печальное состоит в том, что осуществить пилотируемый полет «Бурана» было невозможно еще во времена позднего СССР. По странному стечению обстоятельств многие из этого отряда испытателей просто не дожили до старта «Бурана» в 1988 году, а остальные причастные к его созданию по разным причинам оставили этот мир в последующие годы. Сильные и здоровые летчики-испытатели уходили из жизни буквально один за другим, словно их преследовал какой-то никому не ведомый рок.

Первым в сентябре 1980 года в морской пучине при выполнении испытательного полета на палубном штурмовике вертикального взлета Як-38 нашел свою смерть Олег Кононенко. Затем в сентябре 1988 года после успешного полета в космос умер от рака Анатолий Левченко. Спустя две недели после его похорон спортивный самолет Су-26, пилотируемый Александром Щукиным, не вышел из смертельного штопора. Через год взорвался и сгорел Су-27 вместе с Римасом Станкявячусом. В Риме при посадке потерпел катастрофу самолет Ан-124, пилотируемый экипажем полковника Алексея Бородая. Выжил только он один, оставшись инвалидом.

В июне 2001 года прямо на рабочем месте в ЛИИ им. М. Громова умер Герой России заслуженный летчик-испытатель Юрий Шеффер. Через месяц в этом же году от тяжелой болезни скончался Юрий Приходько.

Смерть пыталась достать и Виктора Заболоцкого, Сергея Тресвятского, Магомета Толбоева и Урала Султанова — членов космического отряда Летно-исследовательского института им. М. М. Громова. Командир этого отряда заслуженный летчик-испытатель Игорь Волк считался, наверное, самым везучим из них. В 1992 году он попал в автомобильную аварию и лишь чудом остался жив. Волк умер лишь в январе 2017-го далеко от Родины, в Болгарии, не дожив до своего 80-летия.

А что же «Шаттл»?

© ru.wallpaper.mob.org

Американская космическая программа, принятая при президенте Дж. Кеннеди, преследовала одну цель — возвратить престиж США, потерянный в результате успехов СССР. В пиковый период в 1966 году в ней участвовало более полумиллиона человек и примерно 20 тысяч фирм. Но вместе с тем с самого начала работ по этой программе были четко сформулированы задачи и найдены организационные формы, позволяющие свести до минимума бюрократическую волокиту, чего не удалось СССР.

В отличие от нас, программа в США не была засекречена, и свободный поток информации между исполнителями и между вышестоящими и нижестоящими организациями позволял осуществлять эффективный контроль за ходом работ.

За 30 лет эксплуатации «Шатлов» было произведено 135 пусков, включая две катастрофы. Больше всего полетов (39) совершил космический челнок «Дискавери». Шаттл мог доставлять за один рейс к МКС 20–25 тонн груза, плюс к этому семь-восемь астронавтов.

В общей сложности все шаттлы совершили 21 152 витка вокруг Земли и пролетели 872,7 миллиона километров. На шаттлах в космос было поднято 1,6 тысячи тонн полезных грузов. Совершили полеты 355 астронавтов и космонавтов, а в общем 852 члена экипажей шаттлов за всю их эксплуатацию.

Программа «Космическая транспортная система» была завершена в 2011 году. Все действующие шаттлы были списаны после их последнего полёта, а потом отправлены в музеи.

Новые многоразовые космические корабли России

«Орел» — перспективный российский многоразовый пилотируемый космический корабль.
«Орел» — перспективный российский многоразовый пилотируемый космический корабль.

Среди них «Орел» — перспективный российский многоразовый пилотируемый космический корабль. Разрабатывается в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва. Его предназначение — доставка людей и грузов за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. При необходимости облегченный корабль можно будет использовать для полётов на космические станции, находящиеся на околоземной орбите.

Численность экипажа «Орла» составит до шести человек, масса полезного груза — до 500 килограмм. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до одного года. Планируется выводить на орбиту с помощью ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5П» с космодрома Восточный. Стоимость разработки и создания первого лётного образца определена в размере 57,56 миллиарда рублей.

В августе этого года главный конструктор Российской орбитальной станции Владимир Кожевников сообщил, что первый запуск перспективного транспортного корабля нового поколения «Орел» к ней состоится с космодрома Восточный в 2028 году.

Никому не нужный

«Буран» в качестве экспоната.

Конечно, главной причиной закрытия программы «Энергия-Буран» стал распад Советского Союза. Сокращение финансирования космонавтики в новой России, а главное, потеря интереса к космическому самолету в связи с новой доктриной МО РФ — все это окончательно похоронило планы возрождения программы.

Помимо этого, специалисты указывали, что подобная многоразовая схема уступает по экономичности выведения грузов на орбиту стандартным одноразовым ракетам. Кроме того, на данный момент отсутствуют серьезные задачи, требующие возврата космических аппаратов с орбиты.

Немало вопросов можно было предъявить и к «Бурану» и его конструкции, например отсутствие разгонного двигателя. Орбитальный корабль имел низкую топливную экономичность и мог выводить на орбиту полезную нагрузку, значительно меньшую по массе по сравнению с шаттлом. В итоге для советских военных просто не оказалось задач, предполагающих использование «Бурана».

Шаттл «Буран» на пути в Шпайер
Шаттл «Буран» на пути в Шпайер © flickr.com

Сегодня от некогда амбициозной программы осталось лишь несколько макетов орбитального корабля: один используется в качестве аттракциона на ВДНХ в Москве, второй — в Германии в городе Шпайер, третий — в ЛИИ им. М. М. Громова, четвертый — в Сочи, пятый — в ЦАГИ.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)