+0
Сохранить Сохранено 7
×

Битва за сверхзвук: как СССР покорял сверхзвуковой барьер


Битва за сверхзвук: как СССР покорял сверхзвуковой барьер

© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

В конце декабря 2023 года во Дворце культуры городского округа Жуковский состоялось очередное заседание Клуба любителей авиации «Взлётная полоса», посвящённое двум знаменательным датам — 75-летию первого достижения скорости звука на отечественном военном самолёте и 55-летию первого полёта первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Вел заседание историк авиации Андрей Симонов.

В декабре 1948 года лётчики-испытатели Иван Фёдоров и Олег Соколовский на самолёте Ла-176 первыми в нашей стране превысили скорость звука, а 31 декабря 1968 года лётчики-испытатели Эдуард Елян и Михаил Козлов подняли в небо первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.

О том, с какими сложностями пришлось справляться на тернистом пути преодоления звукового барьера, и о дальнейших судьбах героев тех событий наш рассказ.

Немного истории

Впервые в истории человечества скорость звука была преодолена 14 октября 1947 года, когда американский пилот Чаг Йегер за штурвалом построенного Bell Aircraft самолета Bell X-1 на высоте 12 200 метров развил скорость 1,04 Маха, что эквивалентно 1066 километрам в час. Свой рекорд пилот побил 12 декабря 1953 года, когда на высоте 21 380 метров развил скорость более 2,5 Маха, что составляет 2655 километров в час.

© Фото из презентации А. Симонова
© Фото из презентации А. Симонова

Первым советским самолетом, преодолевшим звуковой барьер, считается экспериментальный Ла-176 — одноместный истребитель разработки ОКБ-301 С. Лавочкина, который в 1948 году при пикировании развил максимальную скорость 1105 километров в час.

© Фото из презентации А. Симонова
© Фото из презентации А. Симонова

Как вспоминали очевидцы, летчик-испытатель полковник Иван Федоров, а за ним и молодой испытатель капитан Олег Соколовский изо дня в день упорно наращивали скорость. Однако до скорости звука было далеко. К тому же недостаточная мощность двигателя не позволяла надеяться, что эту скорость самолет сумеет развить в горизонтальном полете. И тогда, как это уже делалось не раз, решили провести полет с прижимом, направив машину не по горизонтали, а со снижением, добавив к мощности двигателя вес самолета. Именно один из этих летчиков первым преодолел звуковой барьер. Только кто?

© Фото  из презентации А. Симонова
© Фото из презентации А. Симонова

Да, первые полеты с прижимом провел на Ла-176 И. Федоров. Но преодолел ли он первым звуковой барьер? Правда, бортовые приборы записали, что в полетах Федорова «число М» перевалило за единицу, но инженеры ОКБ не могли им верить. Дело в том, что авиационные приборы были инерционные, не способные точно фиксировать быстротечные неустановившиеся процессы. И хотя все материалы федоровских полетов показали превышение звуковой скорости, полностью верить этим цифрам было нельзя.

В ходе испытаний выяснилось, что трубка Пито — прибор, предназначенный для измерения скорости самолета в воздухе, при проверке на сверхзвуке в аэродинамической трубе показала существенные погрешности. Тогда ее заменили на новую сверхзвуковую трубку, с которой полетел Олег Соколовский. Как оказалось потом, в отличие от своей предшественницы, новая трубка не завышала, а, наоборот, занижала скорость. Вот почему даже инженеры-испытатели при всем их скептицизме и осторожности были уверены, что Олегу Соколовскому удалось достичь звуковой скорости.

Барон Мюнхгаузен советских ВВС

Трагически сложилась судьба этого молодого летчика. На большой высоте во время одного из очередных полётов, когда в кабине находился Олег Соколовский, неожиданно сработали замки аварийного сброса остекления фонаря. Лётчик погиб вместе с самолётом.

Гораздо удачнее сложилась жизнь Ивана Федорова. Он стал Героем Советского Союза, был награжден орденами и медалями и умер в возрасте 96 лет 12 февраля 2011 года. Он стал известен не своими подвигами, а болезненным тщеславием, тягой к наградам, склонностью к самовозвеличиванию.

Как отметил Андрей Симонов, еще до войны Федоров, служивший инструктором в Качинском военном авиационном училище лётчиков, пришёл в одну из средних школ города Симферополя и, объявив себя участником челюскинской эпопеи, выступал перед школьниками с рассказом о своих подвигах и был принят в почётные пионеры. История дошла до начальства, но Федоров отделался только строгим выговором с занесением в личное дело.

Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полёты на немецких самолётах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своих слов, оказался значком прибалтийской националистической организации «Айзсарги».

Примерно то же самое произошло с историей про некоего немецкого аса фон Берга, якобы лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров рассказывал, что стал обладателем личной сабли фон Берга, и часто показывал её непосвящённым. На самом деле «сабля фон Берга» представляла собой наградной тесак, которыми в конце XIX века награждали служащих почтового ведомства. Лётчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.

Заявляемое Фёдоровым число побед (244 самолета) официального подтверждения не имеет. Например, в своём открытом письме заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации в отставке С. А. Микоян и заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза полковник в отставке А. А. Щербаков заявили следующее:

«По данным личного дела И. Е. Фёдорова, в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил 11 самолётов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал… А в корейской войне, о чём Фёдоров рассказывал, он вообще не участвовал и американские самолёты не сбивал».

Сверхзвуковые гражданские самолеты

Как известно, в истории мировой авиации было два сверхзвуковых гражданских самолета (СГС) — советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд». Последний пассажирский рейс Ту-144 состоялся в июне 1978 года; последний рейс «Конкорда» был 26 ноября 2003 года. После прекращения полетов «Конкорда» в коммерческой эксплуатации не осталось ни одного сверхзвукового авиалайнера.

© Фото взяты из презентации А. Симонова
© Фото из презентации А. Симонова
© Фото из презентации А. Симонова
© Фото из презентации А. Симонова

Однако не они первыми преодолели сверхзвуковой барьер. Двадцать первого августа 1961 года ДС-8 американский реактивный авиалайнер компании «Макдоннел Дуглас» преодолел звуковой барьер и достиг скорости 1,012 Маха (1262 километра в час) в ходе управляемого пике с высоты 12 496 метров. Полёт предпринимался с целью собрать данные для проектирования новых передних кромок крыла.

Фото из презентации А. Симонова
Фото из презентации А. Симонова

Пятого июня 1969 года Ту-144 впервые в истории сверхзвуковой пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Через четыре месяца, 1 октября 1969 года, прототип «Конкорда» впервые преодолел скорость звука, удерживая скорость 1,05 Маха в течение девяти минут.

Сверхзвуковой полёт остается предметом научных исследований и инноваций. Их развитие обещает переосмыслить традиционные представления о скорости и пространстве, открывая новые горизонты для технологий и возможностей.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)