+38
Сохранить Сохранено 7
×

Бить по шарам: в СССР умели сбивать «НЛО» без использования супер-истребителей


Бить по шарам: в СССР умели сбивать «НЛО» без использования супер-истребителей

Мир определенно переживает массированную атаку НЛО. В это воскресенье американский конгрессмен Джек Бергман заявил о том, что военные США перехватили очередной летающий объект. На этот раз НЛО был выслежен и перехвачен над озером Гурон на границе с Канадой.

Ранее американские истребители перехватили два летающих объекта над Аляской и Канадой, а еще раньше сбили китайский аэростат-шпион над Атлантикой. Летевший на невероятной высоте аэростат, был сбит в результате запуска ракеты с истребителя F-22 «Раптор». Правда, по итогам этой героической операции рухнул не только китайский воздушный шар, но и американо-китайские отношения. Госсекретарь США Энтони Блинкен, который  должен был впервые за пять лет встретиться с китайским лидером Си Цзиньпином, отменил свой визит в Китай.

По подсчетам западных аналитиков, на эту операцию по уничтожнению китайского зонда и извлечению его из океана США задействовали техники и оружия примерно на 2 млрд. долларов. В эту сумму вошли выпущенные 2 ракеты AIM-9X Sidewinder каждая стоимостью 380 тысяч долларов, которыми сбили зонд, стоимость технического обслуживания и лётной эксплуатации истребителя F-22 Raptor, каждый час которого оценивается в 100 тысяч долл., обслуживание крейсера типа «Тикондерога» USS Philippine Sea, которое обойдется в 78 млн. долларов после «миссии, выполненной в условиях, максимально приближенным к боевым». Ещё примерно в 200 млн. долларов обошлось строительство десантного корабля USS Carter Hall, с борта которого были подняты обломки и электроника китайского аэростата были поднимать водолазы.

Следует учесть, что в операции принимали участие истребители F-15 Eagle, вертолёты береговой охраны MH-60, судно ВМС США USS Carter Hall, самолёт разведки E-2A Hawkeye, один атомный авианосец, самолёт судного дня E-4B Nightwatch, самолёт-заправщик KC-135 Stratotanker. Их использование также обошлось в американскую копеечку.

И ни один аналитик не вспомнил при этом советский самолет М-17, который более чем 40 лет назад позволял перехватывать и сбивать цели на большой высоте. Этот «убийца аэростатов» позволял обнаружить воздушный шар диаметром около 30 метров на расстоянии до 70 километров и не только его обнаружить, но и сбить из пушки ГШ-23, которой у американского хваленого Раптора не было.

Немного истории

С 1956 года дрейфующие аэростаты стали помехой для военного руководства СССР. Эти устройства могут нести пропагандистские листовки, бомбы или разведывательное оборудование. До 1977 года в СССР обнаружили 4112 аэростатов, из которых сбили 793.

Наверное, внимательный читатель обратит свое внимание на низкий коэффициент уничтожения аэростатов и воздушных шаров. И на это есть свои причины.

Lockheed F-104 Starfighter
Lockheed F-104 Starfighter © соцсети

«Потолком» для современных гражданских авиалайнеров является высота в 13 км. Американский Lockheed F-104 Starfighter в далеком 1959 году сумел подняться на высоту 31,5 км. Однако рекорд продержался недолго. Советский фронтовой МиГ-21 Ф-13 забрался на 35 км, что было настоящей фантастикой для того времени. Впрочем, и эта невероятная отметка продержалась не так долго. «Наследник» предыдущего рекордсмена МиГ-25 сумел в 1977 году достичь высоты 37 км.

 МиГ-25
МиГ-25© modernweapon.ru

Однако на такой высоте воздух так разряжен, что истребитель не может в нем долго держаться, а тем более следовать за зондом. Его резиновая или пластиковая оболочка наполнена водородом или гелием. Самолетные радары и самонаводящиеся ракеты не воспринимают зонд, как «достойную цель». Она очень малоподвижна. Ее радиолокационная и тепловая контрастность ничтожна. Поэтому для  радаров такая цель — практически невидимка. И точно вывести самолет на цель фактически невозможно.

Метеозонды достигают высот в 30—40 км. Китайский шар поначалу и шел на такой высоте. Там он был недосягаем для истребителей США. Когда шар снизился до высоты в 18-19 км, его и расстреляли.

Поэтому не удивительно, что для уничтожения аэростатов во все времена требовалось большое количество боеприпасов. Неудивительно, что в СССР разработали специальное оружие. Им стал высотный самолет М-17 «Стратосфера» (по кодификации НАТО: Mystic-A), высотный реактивный дозвуковой самолёт, разработанный в ОКБ В. М. Мясищева, предназначенный для перехвата дрейфующих аэростатов.

Начиная с середины 1950-х годов США стали активно использовать автоматические дрейфующие аэростаты (АДА) для стратегической разведки территории СССР. Бороться с ними было непросто. Поднявшись в стратосферу АДА были недоступны для зенитной артиллерии и истребителей тех лет. Необходимо было адекватное средство для борьбы с АДА.

В 1967 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которым конструктору В. М. Мясищеву поручалось провести научно-исследовательскую работу по «Выбору технических направлений по созданию авиационного комплекса для перехвата и поражения автоматических дрейфующих аппаратов». В результате наиболее эффективным и рациональным решением было признано создание высотного дозвукового самолёта-истребителя АДА со стрелково-пушечным вооружением.

 Разработка самолёта началась в 1970 году. В 1978 году на вертолётном заводе в Кумертау был изготовлен первый лётный образец самолёта. 27 декабря 1978 года для проведения пробной рулёжки самолёт был выведен на взлётную полосу лётчиком-испытателем Киром Владимировичем Чернобровкиным.

Первые потери

Проведя предусмотренные программой испытаний пробные рулёжки, пилот самостоятельно, в нарушение правил и вопреки запрету КДП решил провести ещё одну рулёжку, более скоростную, однако не учёл того, что за самолётом по ВПП едет служебный автобус, так как по плану испытания уже закончились.

Увидев в последний момент на ВПП препятствие, пилот был вынужден произвести незапланированный взлёт. Будучи не подготовленным к особенностям управления новой машиной в сложных метеоусловиях, пилот не справился с пилотированием, и первый лётный образец самолёта потерпел катастрофу  Лётчик, не зафиксированный привязными ремнями, ударился виском о переплёт фонаря и погиб.

Испытания продолжаются

М-17 «Стратосфера»
М-17 «Стратосфера»© соцсети

В 1982 году уже на Смоленском авиазаводе был изготовлен второй лётный образец. 26 мая 1982 года лётчик-испытатель Э. Н. Чельцов впервые успешно поднял М-17 в воздух с аэродрома в Жуковском.

В августе 1983 года самолёт М-17 «Стратосфера» передали для проведения Государственных испытаний. Было выполнено 133 полета, удалось достичь высоты 21500 м и максимальной приборной скорости 285 км/ч. На этом самолёте вели отработку боевого комплекса, включавшую стрельбу фугасного-зажигательными снарядами по реальным аэростатам — мишеням, было сбито девять аэростатов, следовавших на высотах 9 — 21 км.

Американцы, очевидно, узнавшие о появлении в СССР самолета — убийцы аэростатов, прекратили использование АДА против нашей страны. А вскоре появилось межгосударственное соглашение о запрещении запуска АДА в чужое воздушное пространство. В результате программу перехвата аэростатов закрыли, и госиспытания М-17 «Стратосфера» так и остались не завершенными.

В мирном небе

М-17 «Стратосфера»
М-17 «Стратосфера» © соцсети

История самолёта М-17 на этом не закончилась. Гриф секретности с него сняли и самолёт стали использовать для высотных исследовательских полетов по программе «Глобальный резерв озона» для сбора данных по теме «озоновой дыры». На место пушечной установки и прицельной станции была установлена научная аппаратура для сбора данных о состоянии атмосферы. В 1990 году самолёт был подготовлен к рекордным полетам.

Весной 1990 года самолёт установил 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъёмности для самолётов массой 16-20 тонн, оснащённых одним турбореактивным двигателем. К 1990 году был построен третий экземпляр самолёта, который стал последним М-17, вооружённым двухствольной пушкой для борьбы с аэростатами.

Задача по созданию эффективного высотного самолёта истребителя аэростатов была решена, но произошло это тогда, когда надобность в нём отпала. Накопленный опыт за время работы над М-17 «Стратосфера» был использован при создании следующего высотного самолёта.

Это был высотный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из собственно самолёта-разведчика и наземного пункта наведения и управления, обеспечивающего целеуказание ракетам «земля — земля» и ударным самолётам. Модифицированный самолёт М-17РМ выполнил первый полёт 16 августа 1988 года. В ОКБ самолёт получил обозначение М-55 «Геофизика».

Конечно, при установке новых двигателей, вооружения и соответствующего приборного оборудования М-55 «Геофизика» еще долго бы был убийцей воздушных шаров и аэростатов.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+38

 

   

Комментарии (0)