+-4
Сохранить Сохранено 7
×

B-21 Raider vs ПАК ДА: нужны ли России и США стратегические бомбардировщики?


B-21 Raider vs ПАК ДА: нужны ли России и США стратегические бомбардировщики?

В-21 Raider

© ВВС США

Компания Northrop Grumman продолжает серийное производство стратегического бомбардировщика B-21 Raider, который считается первым самолетом шестого поколения. Об этом заявило в начале февраля этого года издательство Breaking Defense со ссылкой на заместителя министра обороны США по закупкам и снабжению Уильяма Лапланте.

Предполагается, что дозвуковой бомбардировщик-невидимка, , создаваемый на основе передовых технологий со значительной бомбовой нагрузкой и малозаметностью, будет способен нести как обычное вооружение, так и другое оружие, в частности, корректируемые боеприпасы Joint Directed Attack Munition (JDAM) и ракеты AGM-158 JASSM, а также термоядерные бомбы B83 и B61-12.

Дальность полета нового бомбардировщика без дозаправки в воздухе составит порядка 11–12 тыс. км, а максимальная скорость — около 1 тыс. км/ч.

ВВС США рассчитывают получить не менее 170 единиц B-21 для замены существующего парка стратегических бомбардировщиков B-1 Lancer и B-2 Spirit. Предварительная стоимость нового бомбардировщика составляет примерно 700 млн. долл.

Немного истории

В-21 Raider (в одном из вариантов перевода «налетчик») назван так в честь лётчиков-участников рейда Дулиттла в годы Второй мировой войны.

18 апреля 1942 года 16 средних бомбардировщиков B-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые в этой войне атаковали территорию Японии. Рейд был проведён в ответ на нападение на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941.

Вылетевшая на рейд эскадрилья в 16 машин поразила 13 целей: металлургические, машиностроительные и химические предприятия, верфь, две электростанции, топливные склады и находившийся в порту Иокогамы лёгкий авианосец. Во время бомбардировки не было потеряно ни одного самолёта.

Бомбардировщики B-25 Mitchell на борту авианосца USS Hornet (CV-8) во время операции «Рейд Дулиттла» ; 18 апреля 1942 г.
Бомбардировщики B-25 Mitchell на борту авианосца USS Hornet (CV-8) во время операции «Рейд Дулиттла» 18 апреля 1942 г. © wikimedia.org

Налёт не имел большого стратегического значения, тогда как его политический эффект можно было сравнить с рейдом советской авиации на Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. Ведь 5 сентября 1941 года, докладывая о ходе подготовки к атаке на Пёрл-Харбор, начальник японского генштаба Хадзимэ Сугияма заверил императора, что ответные авиаудары по японской территории для американцев невозможны.

По странному совпадению, после этого рейда, США, ранее потерпевшие ряд поражений от японцев, начали череду победных операций. Поэтому не удивительно, что В-21 получил именно такое название.

Долгий путь в небо

Проект создания нового стратегического бомбардировщика начал обсуждаться в США еще в начале 2000-х годов. Было предложено много проектов, но окончательно на чем-то американцы остановились лишь в октябре 2015 года, когда компания Northrop Grumman была выбрана в качестве разработчика нового бомбардировщика. 26 февраля 2016 года самолёт получил официальное обозначение B-21, подчеркивающее его значение как «бомбардировщика XXI века»!

В сентябре 2019 года компания Northrop Grumman приступила к сборке первого лётного образца B-21 для американских ВВС на заводе в Палмдейле (штат Калифорния). Первый его полет состоялся 10 ноября 2023 г. По состоянию на конец 2023 года в различной стадии сборки находилось уже около десятка B-21 Raider.

В-21 Raider
В-21 Raider © ВВС США

Этот бомбардировщик выполнен по схеме «летающее крыло». Это позволяет существенно уменьшить эффективную площадь рассеяния и, как следствие, уменьшить радиолокационную заметность по сравнению с самолётами, обладающими вертикальным оперением. Размещение двигателей внутри фюзеляжа, а сопел в его верхней части позволит существенно уменьшить тепловое излучение от двигателей и снизить видимость машины в инфракрасном диапазоне.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации России

Появление на мировой арене нового американского бомбардировщика, безусловно, не прошло незамеченным для России — традиционного соперника США. Наша страна ответила на этот вызов проектом перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА). Его разработка была начата в 2009 году, когда Минобороны России подписало контракт с компанией «Туполев» на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этой теме.

Новый бомбардировщик должен быть дозвуковым и выполненным по схеме «летающее крыло». Такая компоновка должна была обеспечить самолёту малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагала наличие крыла большого удлинения. В техзадании российских ВВС для ПАК ДА разработчиками была обозначена дальность полёта 12.500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн. Основным вооружением ПАК ДА должны были стать гиперзвуковые ракеты с дальностью до семи тысяч километров. Предположительно, это будут ракеты Х-47М «Кинжал».

Ту-160
Ту-160 © wikimedia.org

В качестве базового двигателя нового бомбардировщика должен стать НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Это изделие «P» — двигатель двухконтурный трёхвальный турбореактивный с общей форсажной камерой). Предполагается, что ПАК ДА будет оснащён совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Уже в 2017 г. в ОКБ Туполева были созданы несколько макетов ПАК ДА из композиционных материалов, а также полноразмерный макет из дерева по схеме «летающее крыло».

В августе 2021 года на Казанском авиазаводе имени С. П. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» началась агрегатная сборка опытных образцов ПАК ДА. Что сегодня происходит с ПАК ДА, доподлинно не известно. Предполагается, что он взлетит в 2025–2026 гг. А может и не взлетит. И вот почему.

Нужные ли новые стратегические бомбардировщики России и Америке?

Скорее нет, чем да. Если взять США, то Военно-воздушные силы этой страны — единственная западная военная структура, эксплуатирующая стратегические бомбардировщики. Они являются частью ядерной триады США, дополняя межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Однако, при наличии вражеских спутников, которые могут обнаружить самолеты еще на взлете, и сильной ПВО противника эти бомбардировщики могут быть уничтожены на аэродромах или при подлете к территории противника.

Более того, места основных и передовых оперативных авиационных баз стратегических бомбардировщиков США давно и хорошо известны и если гипотический противних нанесет по ним упреждающий удар, например, баллистическими ракетами, то еще долго ни один самолет не поднимется в воздух.

Да, сегодня, для нанесения ударов по проиранским силам на Ближнем Востоке, США задействовали самолёты-бомбардировщики В-1В Lancer. Два самолета данного типа вылетали непосредственно с территории самих Соединенных Штатов. Но ни в Иране, ни в Сирии нет военных спутников, ни сильной ПВО, включающей в себя средств радиоэлектронной борьбы и даже устройств, вырабатывающих обычные электромагнитные импульсы, сбивающих с пути истинного американские «невидимки». С Россией такой акт бы не прошел.

В-1 Lancer
В-1 Lancer © ВВС США

Все эти выводы смело можно отнести и к российскому ПАК ДА. Более того, что он может вообще не взлететь. В настоящее время идет Специальная военная операция, в которой нужны простые и дешевые самолеты, вертолеты, артиллерийские орудия, танки, наконец, дроны, а не страшно дорогие стратегические бомбардировщики.

Да, и это не секрет, новые бомбардировщик необходимы для того, чтобы в случае чего попугать вероятного противника пролетом вблизи его воздушного пространства, но не более.

Печальный финал

Наверное, в конце статьи будет уместно вспомнить, а чем же на самом деле закончился знаменитый рейд Дулиттла. Да, во время этой бомбардировки не было потеряно ни одного самолёта. Однако посадить бомбардировщики обратно на авианосец было невозможно, и все 15 бомбардировщиков достигли Китая.

Четыре самолёта совершили жёсткую посадку на воду или рисовые поля и разбились. Три человека погибли, семеро получили травмы. Экипажи 11 самолётов выбросились с парашютами. Восемь американцев попали в японский плен. Трое — Дин Холлмарк, Уильям Фарроу и Гарольд Спад — в нарушение Женевской и Гаагской конвенций и обычаев войны были убиты 15 октября 1942 года. Роберт Меллер умер в лагере 1 декабря 1943 года.

Единственная уцелевшая машина под командой капитана Эдварда Йорка села на советском дальневосточном аэродроме «Унаши» и была интернирована. Экипаж был доставлен сначала в г. Оханск Молотовской области, где они провели 8 месяцев, а затем сначала в Ташкент, а далее в Ашхабад, где 11 мая 1943 года, под видом ложного побега, были переданы в британскую зону оккупации в Иране. Оттуда, по Трансиранскому маршруту поставок по ленд-лизу летчики наконец-то попали на родину.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-4

 

   

Комментарии (0)