+0
Сохранить Сохранено 7
×

Зрителю не больно — по итогам фестиваля документального кино «Россия»


Зрителю не больно — по итогам фестиваля документального кино «Россия»

В одном из интервью известный актер и руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин довольно любопытно сказал об искусстве: «Искусство путают с обоями в квартире: мол, все должно быть мило и приятно, но это не так. Искусство — это часто раздражающий, атакующий, ранящий инструмент. Он должен кого-то возмущать, будоражить, обижать».

Проблема ли это в целом документального кино, или именно конкурса фестиваля «Россия» — в отсутствии «болевых точек»?

Большинство конкурсантов представляли собой нечто а-ля производственные фильмы, или элегическо-лирические повествования о красотах нашей родины или стран СНГ в погоне за красотой кадра теряя всякий смысл. 

Кадр из фильма "Дух в движении"
1
Кадр из фильма "Дух в движении"

Фильм «Дни жатвы» режиссера Сергея Петриги, например, производит впечатление застывшей навечно в янтаре бабочки, насколько это выразительно и скучно. Правда, автор уже в аннотации был честен: «лирическая зарисовка об украинском селе, где время остановилось».

Белорусский фильм Галины Адамович «Шамбала» (диплом жюри) в течение получаса представляет собой историю белорусского болота и разные его ракурсы. Периодически действо оживляют туристы и бывший адвокат, скрывающийся на болоте в бегах, но они как случайные путники, затесавшиеся в фильм, проходят и не оставляют за собой никаких следов, сохраняя при этом вязкость всего происходящего.

Другой автор «бессмысленной красоты» — Сергей Циханович, представивший на фестивале 45-минутное повествование о птицах, живущих на острове Белого моря, «Озеро в море» (диплом жюри с ироничной формулировкой «за отчаянную попытку возродить потерянный жанр научно-популярного кино» и приз зрительских симпатий).

В дебютном фильме «Цурцула» режиссера Алексея Николаева главным героем становится одноименная монгольская гора, где некто (тут сохраним интригу) выкладывает каждый день новые дату и время. Правда, в кадре она появляется немного в отличие от режиссера, который провел подле горы детские годы. Разговоры по скайпу, бесконечные совместные посиделки режиссера и его монгольских одноклассников, воспоминания, перелистывания альбомов и рассказы из серии «а помнишь» придали этому фильму ощущение драматургически не выстроенного хоум-видео с сентиментальным оттенком.

Невыстроенность и сбивчивость рассказа, склонность к излишнему хронометражу или телевизионной эстетике — проблема многих конкурсантов этого года, из-за чего интересный изначально герой или тема теряются. Как, например, в картине «Ударная волна» режиссера Владимира Эйснера о подполковнике спецназа, афганском ветеране, который ныне поет в шансон-группе и воспитывает внучку; или дебют Ивана Магдесьяна «Пароход „Достоевский“. А напоследок я скажу» о колесном пароходе, принимавшем участие в съемках фильма «Жестокий романс»; или еще один дебют на этот раз режиссера Екатерины Русакович «Пьедестал на окраине» о бизнесмене, который ведает всеми делами своего села — и спортивный чемпионат организовать, и в суде ответчиком выступить, и с рабочими переговоры перевести. Всего дебютов в конкурсной программе фестиваля было 14, что тоже своего рода рекорд организаторов «России», однако, большинство из них с ученическим почерком.

Кадр из фильма "Танки. Уральская история"
2
Кадр из фильма "Танки. Уральская история"

О подробностях самолетостроения или танкостроения тоже можно было узнать из фильмов конкурса фестиваля «Россия» — «Закон Бернулли», режиссер Галина Леонтьева и «Танки. Уральский характер», режиссер Сергей Савушкин, соответственно. Вторую часть «Танков» показали во внеконкурсной секции, и, может быть, стоило и вышеупомянутые два фильма показать именно так, отдельным внеконкурсным блоком, чем сочетать несочетаемое и соревновать между собою фильмы на сугубо производственную тематику и картины о чем-то большем.

Но это уже скорее вопрос в компетенции отборочной комиссии, в которую входят екатеринбуржские кинематографисты — директор программ фестиваля «Россия» Инна Демежко, режиссер Настя Тарасова, режиссер Андрей Титов, оператор Евгений Цигель, а ее председатель — известный киновед, автор и ведущий программы «Документальная камера» канала «Культура» Андрей Шемякин.

Тем не менее, было бы несправедливо особо отметить некоторые фильмы. Несколько фильмов-жемчужин в конкурсе было, да и внеконкурсные показы — например, сет из немецкой документалистики в «Коляде-театре», которую на «России» представляла член Ассоциации немецких документалистов AGDOС, представитель Организации по международному продвижению немецкого кино в Восточной Европе Ира Корманхаус. Четыре картины, объединенные временем.

Если в фильме «Как летит время» (реж. Вильтруд Байер, Зигрун Кёлер) время полноценный герой фильма, то в фильмах «Фриц Бауэр-Смерть в рассрочку» (реж. Илона Циок), «Слой» (реж. Алекс Гербаулет), «В Освенциме после Аушвица» (реж. Ян Соботка) оно невидимый соучастник в фотографиях нескольких поколений одной семьи или лагерном чемоданчике из 40-ых, который реставрируют очень педантично в кадре.

Время очень важный соучастник действа и в фильме Марии Пономаревой — «Три секунды темноты, девять секунд света». Главный персонаж — маяк в Балтийске, который единственный работает в таком такте три секунды темноты, девять секунд света. В очень сжатый срок (двадцать две минуты) зритель успевает не только во всей красе увидеть Балтийское море и маяк, возвышающийся над ним, но и узнать людей, заботящихся о маяке и искренне считающие его одушевленным существом.

«Дух в движении» (приз за операторскую работу) — самый длинный участник конкурса, сделанный содружеством режиссеров (София Кучер, София Гевейлер, Юлия Бывшева) по подаче напомнил агитационный плакат или публицистический телевизионный фильм, но в определенный момент это ушло на второй план, выдвинув вперёд истории спортсменов-паралимпийцев. Тут тоже есть событие, разделившее на до и после. В структуре фильма — это Паралимпиада в Сочи, в жизни каждого из героев — момент, когда он/она стали не такими, как все, потеряв зрение, ноги, руки в силу внешних обстоятельств (во время военных действий в Ираке или попав под поезд) или в силу стремления к саморазрушению (наркотики, экстремальные виды спорта). Еще один фильм о людях с ограниченными возможностями — «Кто будет моим мужем?» режиссера Дарьи Хреновой об известной спортсменке, потерявшей ноги в аварии. В течение часа зритель проникает в ее жизнь «без цензуры» — здесь и отношения с матерью от любви до ненависти, и тренировки до изнеможения, и срывы, когда кажется, что сил уже совсем нет.

О жизни вопреки, о преодолении над собой и виртуозно сделанный фильм «Грумант. Остров коммунизма» известного режиссера-документалиста Ивана С. Твердовского о вахтовиках, приезжающих на крайний Север в поисках заработка. Фильм, кстати, в ноябре будет представлять Россию на одном из самых значимых документальных смотров мира — IDFAв Амстердаме. Этот фильм, к сожалению, не был отмечен никакими наградами, как и картина о Валерии Брюсове еще одного документалиста-классика Андрея Осипова.

In article 8cb25c37f3
3
Кадр из фильма "Цурцула"

Несмотря на то, что фестиваль носит название «Россия», в его полном названии фигурирует понятие «открытый», поэтому в нем традиционно участвуют фильмы из стран СНГ. Киргизский фильм «Лампа» Асель Жураевой не только принес эстетическую пользу (операторская работа, где тени, полутона от света лампы), но и практическую — в деревню, которая всего в 15 километрах от Бишкека, провели электричество после фильма.

Армянский — «Украденное детство» (режиссер Армен Гаспарян) — тематически связан с землетрясением в Армении в 1988 году. Это история, логически немного запутанная, но эмоционально своей цели достигает, в том числе благодаря вниманию к деталям — фотография города до трагедии на стене у кузнеца, например. Главные герои — девочка и её братья. Она как маленькая хозяйка большого дома занимается всеми взрослыми обязанностями, потому что взрослых в их жизни нет. Одно из счастливых воспоминаний — о саде уже умершего соседа, где можно было стащить фрукты, или бродячая собака, с которой можно было поиграть, а радость настоящего — скрипка. В полуразрушенном доме девочка с температурой полирует поверхность скрипки до идеала.

Мирная жизнь насколько она возможна в условиях военных действий показал режиссер Константин Смирнов в фильме «Перемирие». Местом действия становится Донецк и Луганск, а свадьба ополченцев соседствуют с взорванным аэропортом, катание на аттракционах с разведвылазкой. «Перемирие» о том, что у войны нет правды.

На тему размышлений об Украине и фильм «Все проходит…» Татьяны Скаббард, получивший Гран-При фестиваля.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)