+28
Сохранить Сохранено 7
×

Жадность бумеров разрушила американскую экономику


Жадность бумеров разрушила американскую экономику

Доллар.

Поколение бумеров ответственно за текущие проблемы экономики США и худший инфляционный кризис с 1970-х годов, считает американской журналист Алекс Яблон. По его мнению, рекордный рост цен — это не только следствие пандемии, но и результат крупных тектонических сдвигов внутри населения.

Бумеры, которые долгое время были самым многочисленным поколением в мировой истории, вступают в свои закатные годы. И, «уходя в закат», они оставляют позади экономику, которая на самом деле не приспособлена для удовлетворения потребностей XXI века, пишет Яблон в статье для Insider. Бумеры потратили последние несколько десятилетий на формирование мира таким образом, что нынешние кризисы стали более болезненными, а будущие поколения обречены на постоянные лишения.

По версии автора, экономика бумеров хрупка, скупа и построена на дефиците предложения. И хотя со временем инфляция может немного снизиться, будущее процветание миллениалов, представителей поколения Z и не только зависит от устранения этого узкого места в экономике, созданного бумерами.

Дефицит рабочей силы

© unsplash.com

После пандемии развитый мир столкнулся с серьезной нехваткой рабочей силы. По мнению многих экономических консерваторов, в значительно мере этому способствовали щедрые государственные субсидии, в том числе усиленное страхование по безработице. Но даже сейчас, когда такие программы исчезли, дефицит рабочих рук остался.

При этом уровень занятости среди людей в возрасте от 25 до 54 лет близок к допандемическому уровню, а вот работников от 55 лет на рынке труда по-прежнему значительно меньше, чем три года назад. По данным исследований, виной тому всплеск числа пенсионеров.

Пенсия — это прекрасно. Но именно бумеры, которые сейчас отдыхают и расслабляются, создали мир, где меньше людей, которые могли бы заменить их или позаботиться о них в старости. Резкий рост числа пенсионеров увеличивает спрос на определенные виды трудоемкой и низкооплачиваемой работы, например помощников по дому. При сокращении общей рабочей силы это приводит к оттоку кадров из других отраслей и увеличению затрат, что тянет за собой и ускорение инфляции.

В чем же виноваты бумеры? Они рожали меньше детей, чем предыдущие поколения, поэтому не смогли сами обеспечить необходимое восполнение населения и при этом почти наглухо закрыли двери США для иммигрантов.

За двадцать лет с конца беби-бума в 1960 году до рубежа 1970–80-х годов уровень рождаемости в Америке снизился с 3,7 рождения на женщину до примерно двух рождений на женщину. Среди множества причин есть и положительные, признает автор статьи: например, больше женщин получили высшее образование и вышли на рынок труда, вместо того чтобы смириться с выполнением неоплачиваемой работы по уходу за домом и детьми, и этот сдвиг в обществе сохраняется.

В то же время, занимая все большую долю электората (она достигла пика в 2004 году и оставалась самой весомой почти до 2020 года), бумеры избирали власти, проводившие иммиграционную политику, которая медленно закрывала дверь для иммигрантов.

В период холодной войны конкуренция со стороны Советского Союза заставила США смягчить давние расистские законы, препятствовавшие приему «нежелательных» иностранцев. Так, закон об иммиграции 1965 года открыл страну для большой иммиграции впервые с 1920-х годов, а Закон об иммиграционной реформе и контроле 1986 года предоставил правовой статус миллионам иммигрантов, в основном мексиканских.

Но бумеры, пришедшие к власти после падения коммунизма, не чувствовали такого давления, чтобы принять более справедливую и привлекательную иммиграционную политику. А культурная реакция на растущее число иммигрантов в стране и события 11 сентября 2001 года помогли развернуть ситуацию в обратную сторону, против открытых дверей Америки.

Политики разных уровней — от президентов страны до местных администраций — приняли ряд мер и законов, результатом которых стала византийская иммиграционная система, делающая почти невозможным поиск «лучшей доли» в США для чужестранцев.

Процент жителей США, родившихся за пределами страны, который постепенно восстанавливался с минимума 1970-х, теперь не растет, а ценные, высококвалифицированные иммигранты, годами работавшие в Америке, находятся под угрозой быть выброшенными. И как показали недавние опросы, США больше не являются основным направлением для международных мигрантов.

Несмотря на очевидные экономические недостатки и ущерб для международного имиджа Америки, политики продолжают поддерживать эту драконовскую иммиграционную политику в значительной степени из-за бумеров. Они выросли в тот период, когда менее 5% населения США родились за границей. Между тем социологи обнаружили, что знакомство с людьми из разных стран и разного происхождения в детстве сильно влияет на отношение к иммиграции в более позднем возрасте. Поэтому неудивительно, что бумеры хотят сократить поток иммигрантов, в то время как молодое поколение настроено к ним более лояльно.

Битва за квадраты

© unsplash.com

Еще одно узкое место американской экономики, созданное бумерами, — жилье. В 2019 году они составляли около 22% населения, но владели 42% американских домов, особенно доминируя на прибрежных рынках. Только сейчас представители этого поколения начинают постепенно избавляться от лишней недвижимости, но недостаточно быстро, чтобы догнать спрос.

Тем временем миллениалы заводят семьи и изо всех сил пытаются пустить корни рядом с самыми сильными рынками труда. Некоторые города, такие как Хьюстон и Атланта, приветствовали всплеск спроса на новое жилье, стимулируя увеличение предложения, но многие другие, особенно богатые прибрежные мегаполисы, такие как Нью-Йорк и Сан-Франциско, этого не сделали.

Задержка строительства на самых сильных рынках жилья в США в значительной степени связана с правилами зонирования, которые контролируют, какие типы зданий можно строить и где. Эти законы якобы вводятся для сохранения местного «характера» и предотвращения «чрезмерного развития». Но во многих случаях эстетические и ностальгические опасения являются дымовой завесой для неприкрытых личных интересов: ограничение количества домов в благополучных районах обеспечивает заоблачную оценку.

Неудивительно, что отношение к жилью превращается в войну поколений между пожилыми домовладельцами, желающими нарастить свои сбережения, и более молодыми арендаторами, выступающими за строительство.

Подход к жилью, которое рассматривается не как место для проживания, а как финансовый актив, отражается и на остальной части экономики, созданной бумерами. Вместо того чтобы продуктивно инвестировать в критически важные операции, фирмы сосредоточились на том, чтобы угодить акционерам и инвесторам на Уолл-стрит.

Это привело к мизерной «дисциплине капитала» в таких важных секторах, как энергетика: по мере роста спроса предприятия повышали цены, чтобы увеличить прибыль, и возвращали деньги акционерам в виде дивидендов вместо того, чтобы инвестировать в увеличение мощностей.

В других странах неустанное внимание акционеров к сокращению затрат породило цепочку поставок «точно в срок», которая сократила запасы и увеличила маржу, но не смогла справиться с такими потрясениями, как пандемия.

Сектор за сектором, по мере того как бумеры становились владельцами активов экономики, они, по сути, поднимались по инвестиционной лестнице в пользу максимальной краткосрочной личной выгоды.

Время перемен

Современной Америке не хватает рабочих, домов, энергии и материально-технических возможностей, необходимых для процветания будущих поколений. Эта потребность в большем количестве вещей вызвана безжалостным голоданием экономики бумеров. Но даже сейчас решение проблем больше сосредоточено на жертвах и лишениях, чем на расширении предложения, сетует автор статьи. Повышение ставок ФРС в попытке обуздать инфляцию, по сути, связано с ограничением экономики за счет снижения спроса. Они делают кредиты, инвестиции и жилье более дорогими, сажая экономику на диету вместо того, чтобы увеличивать размер пирога.

Решение фундаментальных проблем, стоящих перед американской экономикой, заключается не только в том, чтобы повысить эффективность или попытаться обойтись меньшими средствами. Это означает изменение структуры местных сообществ: нужно принимать больше иммигрантов и отдавать приоритет инвестициям, которые способствуют росту экономики, а не прибыли компаний.

С экономической точки зрения эти изменения не представляют никакой опасности. Однако в культурном и политическом плане они требуют противостояния глубоко укоренившимся чувствам большой и влиятельной демографической группы по поводу того, как все должно быть.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+28

 

   

Комментарии (0)