+35
Сохранить Сохранено 7
×

Западные эксперты сомневаются в эффективности российского самолета-невидимки Су-57


Западные эксперты сомневаются в эффективности российского самолета-невидимки Су-57

МО РФ

Как иронизируют западные авторы, «российские военные снова обещают и не делают». И примером тому, как они считают, может быть истребитель Су-57 Felon следующего поколения.

Первое сообщение о применении Су-57 в российско-украинском конфликте было опубликовано 20 мая агентством ТАСС со ссылкой на представителей ВПК.

«Воздушно-космические силы (ВКС) России применяют истребители Су-57 в ходе военной спецоперации на Украине… „Применение самолетов Су-57 на Украине началось уже через две-три недели после начала спецоперации. Самолеты работают вне зоны активного поражения средствами ПВО противника, применяя ракетное вооружение“, — сказал собеседник агентства», — говорится в публикации.

Также ТАСС отмечало, что Су-57 проходил испытания в Сирии в 2018 году.

Недавнее сообщение о том, что самолет прошел «боевое крещение» на Украине, не добавило ничего нового к информации о возможностях машины и не дало каких-либо подтверждений её заявленной эффективности.

О применении звена из четырех Су-57 на Украине российские СМИ сообщили 9 июня.

«Именно такую технологию (взаимодействие с БПЛА и другим самолетами Су-57. прим. „Ридус“) отработали сейчас в зоне проведения спецоперации, когда четверка Су-57 скрытно для противника проникла в зону его ПВО и нанесла по ней удар, выведя из строя сразу несколько комплексов большой и средней дальности, которые доставляли много беспокойства нашей тактической авиации. Применение прошло на оценку отлично — вероятный противник даже не понял, откуда был нанесен удар. Его ПВО не сработали. Поэтому можно говорить о том, что эффективность Су-57 в борьбе с ПВО предыдущего поколения и частично перспективными подтверждена», — сказал военный эксперт Алексей Леонков в эфире радио Sputnik.

По словам заслуженного летчика РФ Попова, пилоты ВКС РФ в рамках выполнения боевых задач на Украине объединили истребители Су-57 в одну информационную сеть, что существенно увеличило эффективность обнаружения и ликвидации потенциальных целей.

«Именно интеллектуальные возможности этого истребителя, в том числе по обнаружению и селекции целей и объединению в разведывательно-ударные контуры с однотипными и другими самолетами, беспилотниками, наземными средствами, включая систему ПВО, морскими и космическими системами делают его тем, что он есть. Су-57 уже сегодня способен практически автономно выполнять боевые задачи — самолет сам летит по маршруту, находит цели, распределяет их по приоритету, выбирает цели для поражения, назначает вооружение для их поражения. Летчику остается только подтвердить принятые бортом решения», — написал российский военный эксперт Михаил Ходаренок.

Согласно же июньской публикации Business Insider, Су-57 всего лишь несколько дней вел обстрелы территории Украины, находясь за пределами зоны действия ее ПВО.

Как сообщалось ранее в публикациях российских СМИ, первый истребитель поступил в войска в 2020 году. К концу 2024 года ВКС РФ должны получить 22 экземпляра Су-57, а к 2028 году их число планируется довести до 76 единиц.

Пока, как считают западные эксперты, ВКС РФ может похвастать примерно десятью Су-57.

Научный сотрудник Центра изучения президента и Конгресса, регулярно публикующий материалы по российской военной тематике в изданиях The Hill и the Diplomatic Courier, Уэсли Калп в статье на портале 1945 Corp отмечает, что заявления российских СМИ, цитирующих российского военного эксперта Алексея Леонкова, заявившего о превосходстве Су-57 над западными машинами, не соответствуют истине.

«Су-57 уже затмевает их (F-35 и F-22. — Прим. „Ридуса“). А новейшие решения, такие, как „второй пилот“ — система, которая облегчает управление и ведение боевых действий, сферическая радиолокационная станция, которая видит все вокруг самолета и современные комплексы радиоэлектронной борьбы, присутствующие в Су-57, оставляют американского конкурента далеко позади»", — заявил ранее господин Леонков.

В свою очередь, его американский оппонент отмечает, что, несмотря на то, что Су-57 действительно является настоящей заявкой России на участие в гонке истребителей пятого поколения, вокруг машины слишком много пиара и маркетинга, но мало фактов.

«Учитывая, что Су-57 находится на ранней фазе своего развития, большая часть того, что мы знаем об этом истребителе, основана на гипотезе. Официальные цифры России могут преувеличивать возможности самолета, чтобы заманить будущих клиентов и раздуть восприятие российской силы», — утверждает господин Калп.

Четвертое или пятое?

Несмотря на заявления российских военных и представителей ВПК о том, что Су-57 имеет большинство или все отличительные черты истребителя пятого поколения, это, по мнению американских экспертов, не совсем так. 

«Эксплуатация старого двигателя не только ограничивает производительность Су-57, но и оказывает негативное влияние на скрытность. Вопреки распространенному пониманию, скрытность — это не одна технология или оборудование, а, скорее, разнообразие перекрывающихся технологий, методологий производства и боевых тактик. Победа над обнаружением и блокировкой оружия — это не только радар, это и инфракрасный тепловой отпечаток (сигнатура), а двигатели четвертого поколения, не предназначенные для стелс-самолетов, используемые в Су-57, не имеют маскировки», отмечал специализирующийся на оборонных технологиях автор портала Sandboxx Алекс Холлингс.
«Су-57, вероятно, уступает коллегам по пятому поколению, таким как F-22, F-35 или китайский J-20, с точки зрения стелс-технологий. Этот недостаток, вероятно, является результатом проблем в стыковке панелей корпуса самолета в соответствии с его скрытым профилем. Российские инженеры, работающие над одноместным двухмоторным Су-57, похоже, испытывали проблемы с установкой современных двигателей второго поколения», — вторит ему Уэсли Калп.

Долгая дорога в небо

Путь к первому полету Су-57 начался в 1979 году, во времена СССР, который планировал выставить в 90-х годах ХХ века против США истребитель следующего поколения. Распад СССР остановил программу, которая была возобновлена только в 2002 году.

К этому времени американский F-22 Raptor успел стать первым истребителем-невидимкой, совершившим полет, в 1997 году.

F-22 Raptor с 1-го истребительного крыла, Объединенная база Лэнгли-Юстис, штат Вирджиния, готовится к такси в Королевских военно-воздушных сил Лейкенхит, Англия, октябрь 2017 год.
F-22 Raptor с 1-го истребительного крыла объединенной базы Лэнгли-Юстис (штат Вирджиния) готовится к рулежке на авиабазе Королевских ВВС Лейкенхит (Англия), октябрь 2017 года. Airman 1st Class Christopher Sparks

К 2007 году российская программа PAK FA должна была выдать настоящий истребитель-невидимку, и тут кстати оказались амбиции Индии, которая стремится обзавестись собственным истребителем пятого поколения.

Но партнерство с индусами долго не продлилось. Санкции, введенные в отношении России после аннексии Крыма в 2014 году, также замедлили развитие критически важных технологий, необходимых для Су-57.

В 2018 году индийское правительство заявило о своем выходе из программы, несмотря на многообещающие заявления российских партнёров о готовности первой партии прототипов истребителей. Ходили слухи, что индусы отказались по причине реального отсутствия этих прототипов. Официально говорилось, что одной из основных проблем, ставших причиной решения Индии, была неспособность российской стороны разработать двигатель следующего поколения.

Еще одним предметом спора было требование ВВС Индии о возможности модернизировать новый истребитель без российской поддержки в будущем. В феврале 2018 российские власти сообщили, что подписан контракт на поставку 12 прототипов и что первые две машины будут в строю уже в 2019 году.

Как считают аналитики RAND Corporation, самолеты, вероятно, не проводили в Сирии никаких боевых стрельб или ударных миссий, в то время как Кремль утверждал обратное, не предоставляя доказательств. Авария Су-57 в 2019 году в летных испытаниях, причиной которых стала из-за проблема с хвостовыми поверхностями самолета, ударила по программе и привела к отставке гендиректора «Сухого» Игоря Озара.

Число неизвестно, возможности тоже

Российские военные эксперты, говоря о Су-57, указывают на его сопоставимость с западными аналогами и даже превосходство в некоторых областях.

В мае 2020 Владимир Тучков на страницах «Военно-промышленного курьера» утверждал, что основная претензия к самолету по части чрезмерной радиолокационной заметности абсолютно надуманна.

«Все используют S-образный воздуховод. У Су-57 он прямой, из-за чего через него отсвечивают для РЛС лопатки турбины. Однако это вполне продуманный компромисс. Благодаря такой конструкции удалось разместить во внутренних отсеках до 12 ракет как для воздушного боя, так и для ударов по земле», — указывал автор.

При этом он отмечал, что у F-35 всего лишь четыре узла подвески во внутреннем отсеке и что стелс-покрытие не обладает достаточной прочностью, из-за чего модификациям F-35 В и F-35С было запрещено летать на сверхзвуковой скорости больше 80 секунд.

Однако, у российского «стелса» нет современного двигателя. В то время как ожидалось, что на машину будет ставиться новый двигатель Saturn «Изделие 30» с устройством для векторизации тяги, сообщалось, что прототипы оснащены производным от двигателя «Сатурн» АЛ-41Ф1С, получившим название AL-41F1. Этот двигатель также представленн в Су-35С четвертого поколения.

Однако не только двигатель стал проблемой для Су-57. Как отмечал оборонный эксперт «Джеймстаун Фаундейшн» Роджер Макдермот, китайские эксперты в докладе, который был посвящён вопросам стелс-технологий, сделали вывод, что Су-57 следует классифицировать как истребитель четвертого поколения.

В конце концов, машиной пятого поколения истребитель-бомбардировщик делает не только его «невидимость», но и продвинутый набор сенсоров. Как утверждают западные эксперты, на сегодня подобным сочетанием из серийных машин могут похвастать только F-35 и F-22. По их мнению, помимо двигателя и не обеспечивающего должный эффект «стелс» корпуса, Су-57 имеет и проблемы с электроникой.

Российские же власти утверждают, что истребитель способен на полное 360-градусное радиолокационное покрытие подобно «летающему суперкомпьютеру» F-35 Joint Strike Fighter.

«На сегодняшний день не похоже, что какая-либо такая система имеется у Су-57, при этом анализ корпорации Rand утверждает, что санкции, введенные против России после военной аннексии Крыма в 2014 году, еще больше препятствовали развитию системы», — утверждает Холлингс.

Авторы RAND, в свою очередь, указывали, что успешное развитие этой очень передовой авионики было и будет оставаться серьезной проблемой для российской авиационной и оборонной индустрии (A&D). Эти проблемы, по их мнению, еще больше усугублялись действовавшими до начала российско-украинского конфликта западными санкциями и разъединением российской и украинской отраслей A&D, которые когда-то действовали в кооперации.

«После кризиса в Крыму, который начался зимой 2014 года, российское политическое военное руководство говорило о ренационализации и реформе российского сектора A&D, но результаты были в лучшем случае скромными», — указывали эксперты RAND Райан Бауэр и Питер А. Уилсон.

По их мнению, несмотря на усилия России по продаже самолета, маловероятно, что полностью разработанный и готовый к производству Су-57 будет доступен для продажи зарубежным клиентам до конца 2020-х годов.

«Даже полностью разработанный, Су-57, скорее всего, будет иметь атрибуты другого модернизированного тяжелого истребителя четвертого поколения — F-15EX, которому не хватает функций LO (стелс) F-35, но имеющего полные сенсорные способности этого боевого самолета пятого поколения», — считает Райан Бауэр.

Что реально может Су-57?

Как отмечают западные эксперты, дать оценку эффективности достаточно сложно с такой программой, как F-35, которая выигрывает от согласованной маркетинговой кампании, направленной на то, чтобы американский налогоплательщик был доволен тем, как тратят его деньги, и чтобы представить самолет как достойную покупку для иностранных союзников. Это еще сложнее в России с её законодательством и секретностью.

«В результате то, что мы точно знаем о Су-57 и его возможностях, является более коротким списком, чем-то, в чем мы довольно уверены благодаря анализу открытой информации, новостных репортажей, изображений и видео самолета… Но, несмотря на маркетинговую дымовую завесу, есть ряд вещей, которые мы можем рассказать о Су-57 и его возможностях», — пишет Алекс Холлингс.

Хотя точные цифры относительно площади отражающей поверхности Су-57 недоступны, западные эксперты оценивают Су-57 как занимающий последнее место по скрытности среди самолетов пятого поколения из-за проблем с корпусом.

По мнению редактора Aviation Week авиационного эксперта Стива Тримбла, российская степень эффективности «стелс» не так высока, как американская, но «российские конструкторы не стремились выиграть битву за невидимость, но просто пытаются сделать Су-57 хитрым и способным истребителем с возможностями бомбардировки… и в этом отношении они, похоже, добиваются успеха».

Российские чиновники неоднократно проводили параллели между его способностью передавать данные с сенсоров у Су-57 и революционной степенью ситуационной осведомленности F-35. Хотя, как считают на Западе, полный набор сенсоров Су-57 далек от финальной версии, отраслевые издания указывают на использование архитектуры открытой системы и распределенных вычислений в качестве свидетельства того, что системы на борту Су-57 не только передовые, но и модернизируемые.

Радары Су-57, носовая радиолокационная система X-Band N036 «Белка» AESA и инфракрасный датчик поиска и слежения 101KS «Атолл» дают истребителю большое поле зрения и все, что ему может понадобиться для идентификации даже скрытых противников на горизонте.

Су-57, возможно, не является самым скрытным или самым технологически продвинутым истребителем пятого поколения на рынке, но он по-прежнему является продуктом долгой и легендарной истории России по разработке высокоэффективных боевых планеров. Как отмечают западные эксперты, система 3D-векторизации тяги действительно дает Су-57 огромную степень маневренности. Управление вектором тяги позволяет пилоту ориентировать двигатели истребителя независимо от фюзеляжа, делая возможными чрезвычайно резкие повороты или даже полет вперед при указывании носа и системы оружия вниз на противостоящий самолет.

Су-57 намного превосходит F-35 и J-20A в выполнении акробатических манёвров на более низких скоростях. Даже F-22 Raptor, широко известный как самый мощный истребитель «воздух — воздух» на планете, ограничен в своих возможностях векторизации тяги в сравнении с Су-57. Однако стоит отметить, что векторизация тяги ради акробатики съедает большую часть скорости истребителя. Подобный подход к воздушному бою ценится отнюдь не во всех ВВС мира. Су-57 может похвастаться второй самой высокой скоростью в классе, достигающей двух махов. Это всего на несколько сотен километров в час медленнее, чем F-22.

 F-15C ВВС США и два F-16 из 65-й эскадрильи "Агрессор" ведут воздушный бой с курсантами Школы вооружений ВВС на испытательном и учебном полигоне Неваде, 17 мая 2012 года.
F-15C ВВС США и два F-16 из 65-й эскадрильи «Агрессор» ведут воздушный бой на испытательном и учебном полигоне в Неваде. 17 мая 2012 года.Фото летчика 1-го класса Мэтью Бруха

Выводы

В целом Су-57 не такой продвинутый, способный или скрытный, как три других истребителя этого поколения, но это не значит, что он не представляет собой важный скачок в возможностях для российских военных, считает Алекс Холлингс.

«Как и F-117 Nighthawk, первая попытка Америки использовать стелс-технологии, достижения, которые меняют правила игры, должны с чего-то начаться, и, что касается старта, Су-57 довольно хорош», — считает эксперт.

По его оценке, вместо того чтобы полагаться на скрытность, область технологий, в которой российская авиапромышленность может отставать, «Сухой» включил скрытность в дизайн платформы, создав истребитель, который может быть не более «злым», чем F-35, но достаточно «зол», чтобы вызвать некоторые реальные проблемы для противников, даже если остальные его возможности существуют пока только на чертежной доске.

На сегодняшний день существует так мало Су-57, что любой потенциал, который они предлагают российским военным, в лучшем случае является поверхностным, но учитывая, что производство продолжает работать, а дизайн — развиваться, Россия все еще может выставить определенно грозный истребитель-«невидимку», указывает автор.

И поскольку США еще больше склоняются к обновленным реактивным самолетам четвертого поколения, таким как F-15EX, наименее скрытный истребитель пятого поколения по-прежнему довольно хороший вариант по сравнению с истребителями четвертого поколения, которые будут состоять на вооружении десятилетиями, считает американский эксперт.

«Су-57 может не лидировать в мире стелс-истребителей, но это не обязательно для того, чтобы быть угрозой», — подытоживает Холлингс.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+35

 

   

Комментарии (0)