+32
Сохранить Сохранено 7
×

Западные бренды уходят из России, но их товары по-прежнему легко найти


Западные бренды уходят из России, но их товары по-прежнему легко найти

Coca-Cola

Многие ведущие западные бренды официально ушли из страны, но их товары по-прежнему доступны. Только стоят дороже, и ждать их приходится дольше.

Reuters изучил предложения крупных онлайн-маректов и опросил дюжину покупателей и продавцов и выяснил, что основное изменение коснулось маршрутов поставок, однако продукцию топ-марок все еще можно купить как в Интернете, так и в магазинах. Просто нужно знать, где искать. При этом подавляющее большинство таких товаров не подпадают под действие санкций. Так что эти трансграничные потоки являются законными, а Москва рада их впустить.

Постоянная доступность брендов показывает, с какими трудностями сталкиваются компании, пытаясь контролировать цепочки поставок при уходе с рынка.

От Минска до Стамбула

Zara
Zara© unsplash.com

Одним из основных путей параллельного импорта в Россию стала Белоруссия. Там, например, осталась компания Inditex. Прошлым летом 32-летняя Альбина привезла в Минск пустой чемодан и вернулась через 24 часа с одеждой Zara, Bershka и Massimo Dutti (марки Inditex) на 33 000 рублей для себя и друзей.

Девушка рассказала агентству, что также покупала одежду в Париже и Дубае и пользовалась услугами знакомых, которые переехали жить в другие страны. «Они собирают заказы, скажем, в Стамбуле, берут 15-30% (комиссию), потом доставляют сюда, а вы платите за доставку», — рассказала Альбина.

Сильный прошлогодний рубль и слабая турецкая лира сыграли на руку российским потребителям. Динамика валютных курсов отчасти обусловила семикратное увеличение поставок из Турции через СДЭК Форвард, службу доставки с зарубежных сайтов электронной коммерции, сообщила Reuters ее директор по маркетингу Динара Исмаилова.

Что же касается мелких частных поставок, оборот СДЭК Форвард в денежном выражении в прошлом году удвоился, причем 80% приходится на одежду, а товарооборот увеличился втрое.

«Это сравнимо с тем, если бы вы лично пришли в магазин Zara в Нью-Йорке, купили что-то там и отправили друзьям в Москву», — сказала Исмаилова.

Извилистыми путями

Wildberries
Wildberries

В ответ на уход западных брендов Россия легализовала параллельный импорт, что позволило ритейлерам ввозить товары из-за рубежа без разрешения владельца товарного знака. И сейчас на российских сайтах электронной коммерции продается широкий ассортимент импортных товаров, причем продавцы часто специально выделяют тот факт, что привозят товары из-за границы.

Лидер рынка Wildberries продает старые товары брендов Inditex и насчитывает в своем каталоге почти 17 000 товаров Zara. Источник, близкий к Inditex, сообщил, что это распродажные запасы, которые находились в России, когда компания приостановила там свою деятельность. Wildberries не ответил на запрос о комментариях.

Одним из вездесущих западных продуктов, которые продают Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет, — Coca-Cola. В то время как владелец бренда Coca-Cola Co прекратила производство и продажу напитков в России в прошлом году, ее продукция продолжает поступать в страну, судя по этикеткам на банках и бутылках, из Европы, Казахстана, Узбекистана и Китая.

Одно из следствий такой ситуации — заметный разлет цен, причем не только в разных точках продаж. В одном московском супермаркете продавались три банки Coca-Cola по трем разным ценам, импортированные из Дании, Польши и Великобритании соответственно.

«Были быстро установлены контакты и подписаны новые контракты с новыми партнерами, запущены новые денежные потоки и логистические цепочки поставок с турецкими, польскими и казахстанскими компаниями», — сказал агентству на условиях анонимности один из сотрудников крупного ритейлера. Как обычно, оплачивает эти «новые неудобства» покупатель, добавил он.

Но по мере разработки новых маршрутов дополнительные расходы на логистику, поездки и масштабирование будут снижаться, считает генеральный директор платформы цифровой проверки Publican Рам Бен Цион.

«Механизмы параллельного импорта были консолидированы и расширены, а это означает, что почти все доступно и останется в будущем», — сказал он, указывая на очереди грузовиков на границе и новые предприятия, возникающие в соседних странах. И хотя Coca Cola может легко заметить «всплеск спроса» со стороны этих государств, она сама не заинтересована в том, чтобы пресекать такие поставки. В компании ситуацию не комментируют.

О росте экспорта в Россию говорят и таможенные данные «дружественных» стран (сама РФ перестала публиковать такие цифры). Так, экспорт Турции в Россию в прошлом году подскочил на 61,8% — до 9,34 миллиарда долларов, а экспорт Казахстана вырос на 25,1% — до 8,78 миллиарда долларов.

Торговля между Китаем и Россией в прошлом году достигла рекордных 1,28 триллиона юаней (186 миллиардов долларов). Тут, правда, немалую долю имеет обратный ввоз из России в Китай уцененного топлива.

Подводные камни

В этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Неформальные маршруты поставок могут привести к поступлению в Россию большего количества некачественных товаров и откровенных подделок. Растет и количество «реплик» под известные бренды.

Российские конкуренты Coca-Cola увеличили мощности по розливу и выпустили новые напитки Cola. Бывшие поставщики IKEA тоже готовы продавать слегка модифицированные товары шведской марки под другими названиями. Один из них уже рекламирует комплект постельного белья под названием «ARUA (аналог IKEA BERGPALM)».

IKEA заявила, что изучает товары, которые рекламируются как аналогичные IKEA в Интернете.

Но зацикленность на западных брендах может помешать усилиям по развитию местного производства, предупреждают эксперты.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (0)